Командный игрок. Шейн Баттье – о ключевом компоненте чемпионской команды
Вольный перевод оригинала
Есть такое понятие, как «glue guy».
Обычно это игрок, благодаря присутствию на паркете которого все начинает работать; игрок, который вне площадки берет на себя ответственность за организацию фэнтези-турниров, выходы команды в свет и разрешение внутрикомандных конфликтов; игрок, берущийся за мелкие задачи, о которых мало кто задумывается, но которые являются ключевыми для итоговой победы команды. Таких парней также можно найти по тегам «польза», «страстное желание», «перстни».
Некоторые такими рождаются, другие такими становятся.
Я был таким парнем с самого детства – для меня это было вопросом выживания. Видите ли, я вырос в большинстве своей белой части Детройта под названием Бирмингем. Мой отец был единственным темнокожим парнем в округе, и я был метисом в части города, где представители разных рас особо не общаются. Речь ведь о начале 1980-х, когда сериал «Команда А» еще не представил нам концепцию смешанных команд, способных добиться успеха.
В том возрасте, когда единственное, что вас волнует – это желание быть таким, как все, я прекрасно осознавал, что был другим. Вот тогда-то я понял нечто, ставшее моей мантрой на всю оставшуюся жизнь – людям нравятся парни, которые помогают им выигрывать. Не имеет значение, если вас считают ботаном или попросту странным, до тех пор, пока вы создаете людям возможность для победы. Вас следовало бы видеть малыша Шейна с коротеньким афро на поле для кикбола – я был настоящим монстром, прыгающим за мячом головой вперед ради победы. Меня не волновало личное признание – лишь успех команды. Мои партнеры прекрасно это осознавали – значит, я выполнил свою задачу.
Самое забавное – несмотря на то, что меня называли «командным игроком» большую часть моей жизни, я до сих пор не могу дать точное определение этого понятия.
В идеале, командный игрок должен обладать этаким je ne sais quoi - качеством, которое не так просто описать. Он должен либо неплохо выполнять каждое из порученных ему заданий, либо отменно выполнять что-то одно. У него нет идеальных физических габаритов, но быть чересчур крупным для позиции защитника и чересчур мелким для игры в «посте» – наверное, самое близкое определение его идеальных размеров. Командный игрок должен быть специалистом в чем-то одном в нападении и в защите – в моем случае, речь идет о трехочковом из угла и персональной опеке. Я был очень надоедлив в защите – спросите Черную Мамбу.
Если вы – командный игрок, то определенная позиция на паркете является лишь ненужным архаизмом. В одном владении вам придется гоняться за разыгрывающим, в следующем – натыкаться на локти центрового. У такого игрока также есть неподдающиеся легкому определению задачи, выполнение которых помогает команде одержать победу. Во-первых, его никогда не должна заботить собственная крутость (уж меня-то никогда не считали крутым). Во-вторых, он должен заботиться о том, чтобы команда была как нельзя лучше подготовлена к встрече с соперником. Что я делал – так это задавал элементарные вопросы по ходу видео-разборов.
– Тренер, можете показать нам последнее владение еще раз?
– Погодите-ка, тренер – в каком направлении я двигаюсь после постановки заслона?
– Скажите, тренер, кто из нас переключается на разыгрывающего в подобном эпизоде?
Да-да, я был тем самым надоедливым парнем, который никому не нравится. Однако за всем этим был весьма важный смысл – в команде всегда найдется молодой и неопытный игрок, которого действительно волнуют эти вопросы, но который боится их задавать по каким-либо соображениям. Делая из себя порой дурака, я даю ответы на эти вопросы, что обязательно сыграет свою роль по ходу матча.
Вашу ценность в Национальной Баскетбольной Ассоциации определяют по статистическим выкладкам. Однако существует столько неохватимых моментов – например, желание задавать элементарные вопросы по ходу тренировки – для которых пока не придумали пункт в статистическом протоколе. Есть также множество моментов, не имеющих прямого отношения к баскетболу, однако напрямую влияющих на успех команды.
Я всегда старался объединить команду за пределами паркета, организовывая для парней различные сборища, будь то просмотр матчей Мартовского Безумия или NFL Survivor Pick ‘Em. Естественно, я мог бы тратить свое свободное время на свои личные дела, однако я знал одно – вложись каждый из парней по сотне баксов в NFL Survivor, в понедельник утром на тренировке парни будут хором смеятся над тем, какой ужасный выбор сделал ЛеБрон и как Юдонис умудрился забрать себе весь банк. Я также организовывал регулярные походы в караоке под эгидой The Battier Take Charge Foundation, которые парни с любовью называли «баттиоке» и во время которых не стеснялись вызвать смех окружающих исполнением песен Джастина Бибера. Именно так выглядит дуэт чемпионов:
Все эта кажется глупыми выходками – но именно они играют одну из ключевых ролей для побед в командном спорте. Невозможно перестараться в вопросах командной химии – каждая минута, проведенная вместе, укрепляет узы, превращая команду в семью. Взгляните на «Уорриорз». Кто знает, когда вашей химии придется пройти испытание, однако ее создание в раздевалке – один из первых шагов к завоеванию чемпионства. Я вовсе не пытаюсь внушить вам, что «Хит» дважды одержали победу в чемпионате благодаря совместным просмотрам матчей NCAA – однако эти просмотры уж точно не принесли вреда.
Давайте теперь поговорим об эго.
Люди обычно считают звание командного игрока каким-то унижением, ибо оно обычно достается людям, не привлекающим к себе внимание. В моем случае речь идет об относительном отсутствии атлетизма, свойственного подавляющему большинству игроков НБА. Именно это и выделяет командного игрока – отсутствие желания выделиться и боязни выставить себя идиотом. Именно это и позволило мне задержаться в лиге на целых тринадцать сезонов – я не боялся, что в попытке защитить кольцо через мою голову влетит сочный данк, который затем покажут в подборке самых ярких моментов игрового дня. У меня были задачи поважнее, чем забота о своей репутации.
Не поймите меня неправильно – у меня было эго, ибо я вовсе не Мать Тереза. Однако я прекрасно осознавал – если я сделаю свою работу и принесу пользу команде и тренерскому штабу, мнение окружающих не имеет никакого значения. Заслуги таких игроков всегда рассматриваются в свете достижений его команды, и никогда не выделяются отдельно. Вспомните, в каком тоне меня обсуждали, когда я играл в майке «Хьюстона», не блиставшего в матчах навылет в те годы – меня считали жестким защитником с отличными лидерскими качествами, который при этом не умел вести мяч, прыгать или создавать себе возможность для броска. Меня всерьез считали лишним во многих игровых ситуациях.
Затем я оказался в составе «Майами», и победы команды заставили общественность отзываться обо мне как об абсолютно бесценном игроке – всегда оказывается в правильном месте в правильное время, отменный защитник, никогда не боится нырнуть за ускользающим мячом. Никого больше не волновал тот факт, что я не умел вести мяч или прыгать, и что я, по сути, был все тем же парнем, игравшем в Дьюке. Мнение общественности имеет свойство меняться радикально в свете достижений команды – то, что в составе проигрывающего коллектива усматривается как «недостатки», в составе побеждающего ростера считаются «изюминками». Такой была моя карьера.
В нынешней лиге есть всего четверо парней, которые олицетворяют собой роль идеального командного игрока. В последующем списке нет никакого научного подхода – я лишь обожаю наблюдать за ними:
Джей Краудер
Его энергия, жесткость и бесстрашие – это сердце молодой команды из Бостона. В его игре нет определенного аспекта, который заставит вас вскочить с места, однако он добротно выполняет каждое задание и команда играет намного лучше вместе с ним на паркете. Неудивительно, что Брэд Стивенс порой отказывается заменять его.
Тим Данкан
И не стоит утверждать, что командный игрок не может быть будущим членом Зала Славы. Тимми можно считать величайшим защитником в истории хотя бы на основании того факта, что он никогда не теряет свою позицию. Никогда – если вы хоть раз посмотрите матчи «Сперс», то отметите, как Данкан всегда занимает верную позицию не только для себя, но и для всей защитной схемы команды. Именно поэтому защита «Сан Антонио» эффективна из года в год.
Да, порой Тим теряет голову и выдает 30 очков и 18 подборов, но он по-прежнему остается столпом организации – Джинобили и Паркер рано или поздно окажутся в Зале Славе, Кавай, по-моему, является неоспоримым кандидатом на титул MVP, однако не будем забывать, кому франчайз обязан своим многолетним нахождением на вершине.
Дрэймонд Грин и Андре Игуадала
Глядя на то, как «воины» катком прокатываются по НБА, люди обращают внимание лишь на невероятные снайперские способности Стефа Карри и таланты Клэя Томпсона, однако не осознают, что ключом к их успеху является здоровье Грина и Игуадалы. Способность Дрэймонда закрыть все пять позиций и умение Андре сыграть везде, кроме позиции центрового – именно то, что превращает «Уорриорз» в непобедимую машину.
Впервые за долгие годы таланты Андре-франчайза используются на полную катушку. Он является прекрасным примером того, как восприятие игрока может измениться со сменой коллектива – у него за плечами отменные сезоны в качестве главного игрока «Филадельфии», однако люди всегда воспринимали его лишь как невероятного атлета, не способного привести команду к успеху.
Именно поэтому я с таким удовольствием наблюдал за его игрой в прошлогоднем Финале. Порой звание командного игрока воспринимается как двусмысленный комплимент и даже укор. Однако командный игрок порой способен доминировать – в случае с Игуадалой, он был той самой разницой, которая подарила «воинам» чемпионство. Андре – пример игрока, присутствие на паркете которого заставляет систему работать безотказно.
Оглядываясь назад, становится смешно от того, как люди почти не воспринимали всерьез Дрэймонда Грина перед драфтом. Всех волновало отсутствие физических габаритов и стабильного броска. Однако если вы смотрели хотя бы один его матч в майке Мичиган Стэйт – вы знали, что статистика и измерения не имею значения. Когда Грин на паркете – он становится ключом к системе «Голден Стэйт», построенной на взаимозаменяемости и креативности. Он также привносит в игру элемент свэга, который вытащил «воинов» на следующий уровень в прошлом сезоне и заставил их поверить в свою неуязвимость.
Просматривая матчи НБА, отвлекитесь на минуту от завораживающих данков и удивительных передач и сконцентрируйтесь на парнях, обычно остающихся вне света софитов – на парнях, готовых ради команды перенести физическую боль в попытке выловить уходящий в аут мяч или нарисовать сопернику фол в нападении. В НБА есть статистика, покрывающая фактически каждый аспект игры, однако ради завоевания чемпионства вам нужно строить команду на парнях, для которых имеет значения лишь одно.
Трехочковые из угла. Хотя нет – тут я предвзят. Победы – единственное, что имеет значение.
Единственное Настоящее. Артем Панченко – о Шейне Баттье.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe, Maddie Meyer, Elsa
Сколько ни собирай в команде суперзвезд, проводником между многочисленными эго служат вот такие парни.
Респект.
Может, так и оставить на языке первоисточника.
Да, в ходе боления за сборную России периода тренерства Блатта сложилось мнение, что за недостатком ярких талантов там-то результат и давался такими вот трудоголиками - командными игроками, может более узкопрофильными и не такими выдающимися, как в командах соперника, но тем не менее выцарапывающих победу именно что командной игрой.