13 мин.

Татьяна Видмер: «В детском доме воспитатели используют «дурку» как такую меру наказания»

Центровая сборной России и капитан московского «Динамо» в интервью блогу «В мечтах о слэмданке» вспомнила о победном Еврокубке-ФИБА, рассказала о встрече с Сергеем Собяниным, забавных случаях с легионерками, пользе Твиттера и любви к боксу.

– Хотелось бы начать разговор с победного для «Динамо» Еврокубка-ФИБА-2012/2013. Расскажите, какая атмосфера была в команде накануне ответной встречи?

– Все понимали, что 5-очковое преимущество после первой игры финала ничего не гарантирует, что оно нас никак не спасет. Понимали, что в Турции предстоит играть при 10-тысячном зале. 

На утренней тренировке в день игры мы увидели, что хозяева уже готовы отмечать свою победу – шарики под потолком, какие-то вывески… Наверное, это только добавило нам сил. Эмоции зашкаливали. Тренеры и руководство «Кайсери», как только кубок внесли в зал, сразу же с ним сфотографировались. Но мы знали, что это плохая примета. 

В Кайсери нас все время, для нашей же безопасности, сопровождала полиция. Мы не могли свободно перемещаться по городу. Только выйдешь на улицу, сразу же присоединяется дяденька и идет за вами.

Был еще такой момент: перед отъездом на матч мы сидели на улице, ждали, пока все соберутся, проходящая мимо нас женщина попросила меня снять солнцезащитные очки (я в них часто хожу), сказала, что хочет посмотреть на меня, и попыталась взять меня за руку. Мне как-то это не очень понравилось… А один мужчина кинул записку, в которой было написано, что «Динамо» должно проиграть с каким-то невероятным счетом. Турки, вообще, всегда так искренне болеют за своих, что им все равно, кто против – кто бы там ни был – соперники всегда плохие. Такой менталитет.

– А где сложнее всего играть?

– Не могу не отметить наш прошлогодний матч в Белграде с «Партизаном», где мы уступили. Там болельщики на трибунах зажигали файеры, курили в зале. Буквально, за щитом, в метре от тебя, стоят люди и курят. Было так задымлено в помещении, что его даже пришлось проветривать. Чувствовалась какая-то агрессия, характерная, скорее, футбольным фанатам. Было не очень комфортно. 

– Вас узнают в Европе?

– Бывает. Конечно, не сравнить с Россией, где у многих есть персональные болельщики, где тебе дарят игрушки после матчей, подбадривают. Я знаю, например, что меня всегда рады видеть в Екатеринбурге. Это очень приятно. В Европе же все знают, кто такая Маша Степанова, и я сомневаюсь, что знают кого-нибудь еще.  

– Возвращаясь к финалу с «Кайсери»… Помните свои эмоции в последние секунды встречи, когда наступила развязка?

– У нас не было ощущения, что мы проиграем, даже когда счет на табло был не в нашу пользу. Мне это и наш капитан Екатерина Сытняк во время игры на скамейке сказала. Обычно, у спортсменов бывает какое-то предчувствие, волнение, а тут все были спокойны. Никто не хватался за голову, не плакал. Просто ждали, что все изменится. А потом этот сумасшедший бросок Толи (Кристи Толивер – прим.), перехват Илоны… Когда после победы меня спросили о впечатлениях, я сказала, под чем и сейчас готова подписаться, что гораздо ценнее выиграть то, в чем ты принимал непосредственное участие, отдавал на площадке все силы, та победа, к которой ты долго шел, чем успех, в процессе достижения которого ты не сыграл никакой роли.   

Для меня важно, что я участвовала в этом финале, что в этой победе есть и мой вклад. Это один из самых значимых эпизодов в моей профессиональной карьере. Таких эмоций как тогда, я не испытывала до этого.

– После той победы почувствовали повышенное внимание к команде?  

– В любом виде спорта, если что-то получается у наших спортсменов, мы делаем из победителей нереальных чемпионов, практически богов, говоря, какие они у нас таланты. И здесь я бы даже больше сравнила со сборной, с чемпионатом Европы-2011. Тогда все говорили: «Какие вы молодцы! Какие вы классные!». Телевидение, радио – все хотят с тобой общаться. Здесь же оставался месяц до окончания сезона, мы прилетели в Москву и быстро вернулись в рабочий режим. Единственное, мы поверили в себя, как команда. Мы всегда были дружны, но после успеха в Еврокубке сплотились еще больше, поняли, что нужно идти вперед и всегда верить в своего ближнего.

Забавно было, когда мне знакомые, с кем я училась, писали в Фейсбуке: «Таня, ты правда была на этом матче? Вот здорово! Вот вам повезло!». Было приятно, когда поздравляли с победой даже люди, не увлекающиеся баскетболом. 

– После вашего возвращения в Москву «Динамо» пригласил к себе Сергей Собянин…

– Никто об этом приглашении заранее не знал. Получился такой сюрприз. Тренер сказал: «Завтра идем в мэрию». Разумеется, не пойти на этот прием не было ни у кого и мысли. Это огромная честь для нас. Как оказалось, мнение о человеке, пока ты не увидел его, зачастую ошибочно.

Мне Собянин казался каким-то грустным, смурным. Когда же я увидела его буквально на расстоянии вытянутой руки, он предстал совершенно другим, позитивным человеком, который с удовольствием разговаривал о том, что было интересно нам, без каких-то лишних «напрягов», позволял задавать любые, пусть даже острые, вопросы…

– Воспользовались этой возможностью?

– Разумеется. Говорили о конкретных школах, которым нужно помогать, у которых есть и перспективные дети, и высокие результаты на различных турнирах. Да и о московских пробках говорили…

Скажу честно, когда вокруг двадцать красивых девушек, Собянину было не до политики…

Чувствовалось, что человек искренне захотел нас поздравить и сделал это. В мэрии мы много фотографировались, потом Сергей Семенович угостил нас шампанским. И, что немаловажно, на этой встрече Собянин уточнил у представителей «Банка Москвы», собираются ли они и дальше сотрудничать с «Динамо». На всякий случай. 

– Большинство спортсменов в голосовании на выборах не участвуют, а вы не только нашли возможность посетить избирательный участок, но и в Твиттере рассказали о том, за кого поставили «галочку»…

– Это отдельная история. Я вдруг решила отстаивать свою гражданскую позицию. И, как понимаете, она в пользу Собянина. Бывает же какая-то личная приязнь/неприязнь. Я всегда придерживаюсь позиции: сказал – сделал. И вот я сказала, что пойду голосовать, значит надо идти. Хотя у нас было две тренировки, утром и вечером. Тренируемся мы в «Крылатском», а это другой конец Москвы от дома мамы, где я прописана. Всю голову сломала: «Как все успеть?». И проголосовать, и на тренировку… В итоге, все успела, а главное, не осталась в стороне, так как никогда нельзя руководствоваться принципом: «Пусть за меня это сделает кто-то другой». Чтоб потом не материть этого мэра и вопрошать: «Кто его такого выбрал?». Проголосуй – и спрашивай с себя. Спустя 10 лет после своего первого похода на избирательный участок я во второй раз в жизни приняла участие в голосовании на выборах. Упускать возможность проголосовать было нельзя никак.  

– Друзей и знакомых агитировали за Собянина?

– Практически заставляла всех родственников и друзей пойти на участки. Спрашивала: «За кого проголосуете? Объясните?». Проводила политбеседы.  Но насильно никого заставлять идти на выборы не пришлось. Разумеется, обсудили выборы мы и в раздевалке с командой. Сергей Семенович однозначно победил!

***

– После победы в Еврокубке-ФИБА вас поздравили и на официальном сайте спортивной школы «Глория», выпускницей которой вы являетесь. Помните свои первые шаги в баскетболе?

– Начинала я в спортивной школе «Куйбышевская», и только благодаря ее директору Н. И. Озерову попала в «Глорию», так как он считал, что в более сильной команде у меня будет больше перспектив. О моем переходе договорились без меня, на игре между нашими командами. Ко мне подошла Г. П. Евгеньева, я ей наврала с три короба, что ездить далеко, что мама не отпускает, денег нет… Старалась всячески отсрочить свой переход, я постоянный человек, понимала, что придется расставаться со всеми своими подружками, с кем начинала заниматься баскетболом. Но за что огромное спасибо Галине Павловне, за то, что смогла увлечь меня, заинтересовать. Есть куча историй, как она помогала мне, чтобы я поехала в лагерь. У меня рано не стало папы, а мама не всегда могла оплатить такую поездку, но Галина Павловна всегда находила какие-то выходы, прикладывала максимум усилий, чтобы я стала полноценным игроком.

Меня недавно спросили: «Вы предполагали, что станете игроком сборной России?». «Конечно, нет». Я просто понимала, что играть в баскетбол лучше, чем тусить по вечерам в соседнем подъезде.

– В этом сезоне вы капитан московского «Динамо». Что входит в ваши обязанности?

– В прошлом сезоне я была заместителем капитана, а моя подруга Катя Сытняк – капитаном. Сейчас Катя готовится стать мамой, поэтому она торжественно передала мне свои полномочия. Тренеры с этим выбором согласились.

Сейчас ты не просто смотришь за собой, но и думаешь о команде, что нужно сделать, чтобы она демонстрировала лучшие результаты. Начинаешь думать обо всех, в целом. Самое же сложное, с моим не самым лучшим английским переводить различную информацию иностранкам. Что? Во сколько? Хотя, мы и сами уже «отличились» в этом сезоне…

– Как?

– Мы были в Белоруссии. Должны были возвращаться домой после игры с гродненской «Олимпией». Мы договорились с моей соседкой Олей Новиковой, что встанем пораньше. Выезд был намечен на 6:00. Мы планировали проснуться в 5:15, причесаться, дособирать сумки, в общем, распланировано было все, вплоть до того, что мы должны были спуститься вниз в 5:50, чтобы успеть выпить чашечку кофе… Не знаю, как так получилось, но вместо «отложить звонок на 5 минут», я выключила будильник. В 6:00 нам позвонил второй тренер и спросил: «Как дела?». Я ответила: «Мы застряли в лифте». При этом тренер позвонил на гостиничный номер.

Но так как мы опоздали всего лишь на 5 минут, думаю, это не повод выгонять нас из команды.  Но, вообще, мы с моей одноклубницей Олей дисциплинированные.  

– Ольга Новикова – самый молодой игрок в нынешнем составе «Динамо»… 

– Ох… Это такое клише, молодой. Какие они молодые? Молодые они были в 16 лет, а сейчас им под 20. У нас абсолютно все равны. Да, я где-то могу сказать: «Девочки, соберитесь, а то сейчас получим от тренера». Но только как капитан. Никакой дедовщины нет. А Оля у нас вообще Архимед! Очень умная, разносторонняя, я многому у нее учусь.

– Как создается такой сплоченный коллектив?

– Все просто, нам нечего делить друг с другом. Каждый занимает свое место. Мы никогда не ссоримся из-за каких-то игровых моментов. И еще мы все готовы помочь друг другу в любой ситуации, это важно.

– Неоднократно приходилось слышать, что Владимир Штам любитель пошутить на тренировках. Можете вспомнить какой-нибудь недавний случай?

– Наш тренер бывает веселым, но бывает и немножко нервным и серьезным. На собрании перед встречей со стамбульским «Университетом» в рамках Еврокубка-ФИБА Владимир Штам сказал: «Мне ничего не надо, но постарайтесь не испортить праздник своей подруге». А в этот день у Тины Чарльз (центровой «Динамо» – прим.) был день рождения. Все немного посмеялись. 

– А с легионерками в России часто случаются забавные случаи?

– Случай, который был, когда я выступала за «Вологду-Чевакату». За нас играла американка Жаклин Джонсон. Нам предстоял выезд по Еврокубку, мы поехали из Вологды в Москву, Жаклин поехала со своей собачкой. В Москве, в аэропорту, ей сказали: «А что у вас за собака? Она без прививок?». А она: «А что? Их надо делать?». Никто не знает, как поступать. Жаклин говорит, что без собаки никуда не полетит. В команде я была единственной москвичкой, поняла, что отдуваться придется мне. Я позвонила мужу, а это было раннее утро, и спросила: «А ты будешь не против, если к тебе сейчас на такси приедет собачка?». В итоге, собаку отправили с таксистом, она два дня жила у нас. Джонсон же меня терроризировала: «Включи скайп!». Вместо того, чтобы мне разговаривать с мужем, Жаклин общалась со своей собачкой.

Таксисты часто обманывают иностранок. Это происходит везде. Привозят куда им нужно и говорят: «С тебя 2 тысячи!». Но, в целом, страна у нас все же гостеприимная.

***

– Как получилось, что вы решили завести аккаунт в Твиттере?

– Твиттер продвинула Света Абросимова, когда еще мы с ней выступали за УГМК. Света активно пользовалась Твиттером, мы все тихо смеялись, говорили: «Света, ну что ты туда пишешь? Я надела носки? Я попила воды?». И это я вам еще мягко говорю…  Она меня зарегистрировала, сначала я год читала, а дальше все происходило постепенно. Поняла, что есть люди, которые мне интересны. Но появился новый вопрос: кому будет интересно то, что происходит у меня? Был такой барьер: писать или не писать. А сейчас смотрю, уже под 2.000 твитов… Раз мне интересно за кем-то следить, то, наверное, есть и те, кому интересно, как мы сыграли, куда прилетели-улетели… Происходит такое стирание дистанции. Это как твой мобильный телефон, с помощью которого ты можешь кому угодно написать сообщение, даже президенту. И это здорово!

– А какая-нибудь практическая польза от Твиттера есть?

– Благодаря Твиттеру разрешилась одна очень серьезная проблема с детским домом в Подмосковье. Там был вопиющий случай. Наша соседка по участку на даче, она помогает одному парню из детдома, у него нет родителей, помогает ему существовать. И от нее до нас периодически доходят разные известия… Вот пример: ему сказали, что если  он ударит кого-нибудь – его отправят в «дурку», или если не будет слушаться воспитателей. Говорили, что и вещи отнимали у детей. А я многие свои вещи им отдавала, мне даже фотографию подарили, где команда Видмер играла против команды Бокаревой, это было так трогательно, до слез. Конечно, кому-то великовата форма, да, не супер-новая, но приличная, и когда нет ничего – и это хорошо. И вот узнаем от соседки, что парня «забрали». За что? За то, что подрался с мальчиком. Банальная история: была девочка, которая ему подмигивала, пришел другой мальчик, поцеловал ее, ей не понравилось, наш, такой рыцарь, пошел выяснять отношения с тем, что на два года старше. В общем, даже не суть, кто тут прав, а кто – нет. Сказали, что он болен, и отправили в психушку. Он успел позвонить, сообщить об этом. Благодаря Твиттеру, вниманию со стороны Ирины Родниной, Николая Валуева, нам удалось «вытащить» парня.

Оказалось, что воспитатели используют «дурку» как такую меру наказания, отправляя туда детей, которых и лечить-то ни от чего не надо. Ну подрался он, сказал где-то матерное слово – это что, повод отправлять ребенка в психушку? Здорового ребенка! Я считаю, что это недопустимо. Меня это сильно зацепило. И буквально через несколько дней, весь поток, то ли 5, то ли 8 человек, всех вернули обратно. Причем, о пребывании в психушке так и умолчали…

Возможно, что стоило добиваться большего. Но мы все-таки получили хоть какой-то результат, хоть так смогли помочь детям. В этом плане – Твиттер такая крайне полезная общественная штука.

***

– А что составляет круг ваших интересов в повседневной жизни?

– Я очень люблю животных, машины, не люблю учиться, но учусь. Близки мне общественные дела. Если где-то какая-то несправедливость, лечу туда, как Супермэн, мне это интересно. Не люблю клубы, какие-то шумные мероприятия. Люблю болтать с друзьями в уютном тихом месте, о том о сем, стараюсь быть разносторонней.  

– А еще, кажется, вы неравнодушны к боксу…

– Я люблю бокс. И мои знакомые пригласили меня на недавний бой Поветкин – Кличко, пришлось даже умолять тренера перенести тренировку, чтобы успеть попасть на этот поединок. Я там так орала, мне даже показалось, что потом свой голос слышала в записи трансляции. Ужасно расстроилась за Сашу, даже плакала. И у меня, разумеется, есть свое мнение о том бое. Меня сильно задело, что этот бой был преподнесен как бой мирового гиганта Кличко против не пойми кого. Поветкин – классный боксер и спортсмен. А главное, меня возмутило, что мы всегда «наезжаем» на наших спортсменов в случае неудач. Так и вышло с Поветкиным, пришлось мне вступать в полемику со всеми, кто говорил о нем гадости. Получилась такая мини-тви-битва. Я считаю, надо уважать тех спортсменов, которые у нас есть, потому что, других замечательных, волшебных и непобедимых у нас нет.

***

Беседовал Виноградов Антон (winant2008@gmail.com)

Фотографии: оф. сайт «Динамо», FIBAEurope.com