10 мин.

Бэйнс, Нандо, Пендерграф и еще 11 игроков «Сперс», за которыми нужно или не нужно следить прямо сейчас

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Команда «Сан-Антонио Сперс» в регулярном чемпионате-2013/2014 отыграла уже почти два десятка матчей. Можно предположить, что это и есть тот критический рубеж, после которого выездная сессия дома престарелых под руководством седого русского богатыря Григория Поповича должна «истлеть, растаять, изойти росой», закономерно скатившись в подвал Западной конференции.

Учитывая средний возраст «Спнрс», а это ни много ни мало тридцать девять лет, логичен вывод, что грядущие катастрофы близки, как айсберг на носу у «Титаника». Но пока титаническим же напряжением сил, рассыпая во все стороны песок и скрипя грыжевыми бандажами, техасские старики, включая совсем дряхлых Ленарда и Грина, умудрились одержать в восемнадцати матчах пятнадцать побед и временно возглавить Юго-Западный дивизион и всю конференцию в целом.

Эти победы – первые из запланированных тренерским штабом 58-и побед в нынешнем сезоне. После достижения этой психологической отметки «Сперс» со спокойной душой могут опускаться в нижнюю часть турнирной таблицы. Мы же пока не станем торопить события, а рассмотрим игру тех четырнадцати человек, которые внесли наибольший вклад в победную поступь команды на старте нынешнего сезона. Их сложно найти, легко потерять и невозможно забыть; они -

РОСТЕР КОМАНДЫ «SAN-ANTONIO SPURS» В СЕЗОНЕ 2013-2014

Тони Паркер. Game/Start – 17/17, pts – 18,1, reb – 2,5, ast – 6,4

Тони за прошедший год не изменился вообще никак, являя собой воплощенную стабильность. Это все еще тот самый парень, который набирает слишком мало очков с точки зрения Криса Пола, слишком мало передач с точки зрения Рэджона Ронда, а хорошо защищается только с точки зрения Стива Нэша. Его процент из-за дуги смехотворен; его процент штрафных тошнотворен (едва ли не худший в карьере, но он исправится); он мало подбирает и мало перехватывает. При всем при этом он – лучший игрок вечного западного суперконтендера при живом и бодром Тиме Данкане. Как так? А вот так. Это «шпоры»: тут всегда как-то так.

паркер

Вообще, в этом сезоне Паркер являет собой редкий образец суперзвезды, здоровой и не оправляющейся после травмы, которая играет едва-едва по тридцать минут (до недавнего времени было даже меньше). Но таковы уж структурные особенности «Сперс», где и ассисты очень равномерно распределяются по ростеру (у одного фронткорта их по десять-двенадцать за игру), и просто целых три человека на подмену Паркеру. Так что Тони вполне может и посидеть на лавке, и подурачиться, и даже помахать полотенцем: решающие битвы еще далеко за горами.

Почему нужно следить за ним: потому что в этом сезоне он, как всегда, будет претендовать на звание MVP, а в плей-офф, как всегда, будет претендовать на звание MVP Финала. Что? Черт, я, кажется, проговорился.

Почему можно не следить за ним: потому что он, как всегда, не получит титул MVP сезона, а зачем нам следить за человеком, который не получит титул MVP? Вот и я думаю, что незачем. Финал... стойте-стойте, у нас с Тони еще есть пара пятых тузов в колоде, которых мы погодим открывать.

Тим Данкан. G/S – 16/16, pts – 13,1, reb – 8,9, ast -2,9

Все мы помним тот самый удар ладонью по паркету, после которого у игроков «Хит» разверзлась земля под ногами, и они с дикими воплями полетели в озеро, исполненное пламени и серы. Хорошо, в нашем воображении. Тогда, летом 2013-го, на площадке был молодой 25-летний Тим в самом расцвете своих сил. Но складывается впечатление, что возраст стал постепенно сказываться и на нержавеющем добром терминаторе TD-21 – и тот финал, возможно, повлиял на это самым прямым образом.

Тим стал явно медленней передвигаться по площадке, чем еще год назад. Ему стало уже трудно защищаться против бросающих из-за пределов «краски» тяжей вроде Олдриджа – Тим просто не успевает выйти в периметр и помешать броску. Средний бросок у него тоже как будто пропал – словно Тим перед игрой засовывает руку в морозилку. Все его показатели снизились до несусветно низких для него статистических величин (или низин?). Особенно впечатлял процент попаданий с игры в первых десяти матчах – 0,375 (сейчас он подтянулся до приемлемых 0,444). Еще раз – тридцать семь процентов. На минутку, это худший показатель во всей команде, если не считать пары эпизодических персонажей, о которых речь ниже. Понятно, что в начале регулярки суперветеран играет в явно энергосберегающем режиме – но мы же все помним, какую игру он при равных условиях выдавал год назад?

тим

И все же не стоит, побивая себя пяткой в грудь, начинать визжать на всех перекрестках, что Тим уже не тот и легенды уходят. Да, перед глазами пример вечного Тиминого альтер-эго – Кевина Гарнетта, который между сезонами состарился еще стремительней. Но Кей-Джи все же перешел в радикально иную для себя систему, а он уже совсем не в том возрасте, что во время первой попытки. Тимми же в привычных уравнениях Поповича чувствует себя как рыба в воде: в этой системе он еще как минимум годик попылит.

Почему нужно следить за ним: потому что мы отлично помним Тима в прошлом сезоне и особенно в плей-офф. Вино из одуванчиков по личному рецепту Попа – тот секрет вечной юности, что раскрыл нам еще Брэдбери; а Тим его в приближении плей-офф пьет литрами.

Почему не нужно следить за ним: а что вы хотите увидеть нового в его исполнении? Передача из поста, подбор, блок, бэнкшот, данк через Ибаку, подбор, бэнкшот, лэйап, бэнкшот. #стабильность

- Кавай Ленард G/S – 18/17, pts – 11,2, reb – 6,3, ast – 1,9

Сейчас вы громко завопили «А где же Ману?!» и тем самым успешно завалили тест на косность баскетбольного мышления. Аргентинец, увы, будет ниже – ведь юный Д’Артаньян перестал довольствоваться ролью «не-пришей-звезде-рукав» при Большом Трио и сам изъявил желание стать одним из трех мушкетеров. Ну, скажем, Брайаном Адамсом.

Что характерно, человек, который взглянет на показатели Кавая в этом сезоне, может вообще не понять, какого черта парня рекламируют как будущее «Шпор». Показатели его в сравнении с прошлым сезоном не только не возросли, а даже несколько сдулись. Резкого прогрессивного скачка в плане результативности и роли для команды как будто не произошло. Регресс?

кавай

Безусловно – сказал бы всякий, кто не знаком с системой широкой ротации Поповича. Взрывные скачки главных игроков, тем более в начале «регулярки» – вовсе не та вещь, которая могла бы привести Коуч Попа в восторг. Как бы в противовес тренерскому гению Тома Тибодо, Поп только снизил минуты своего третьего номера, который сейчас играет по 27 минут за матч – и мы ведь все понимаем, что это никак не связано с уровнем игры хмурого Ленарда. (Что характерно, в команде вообще только Тони Паркер играет чуть больше тридцати минут – и это при том, что у того же Кавая в принципе нет бэкапа на позиции «тройки»: новичок с драфта Жан-Шарль травмирован, другой – Томас – не готов к НБА, а больше легких форвардов в системе «Сперс» нет вообще).

Почему нужно следить за ним: ответ традиционный – это плей-офф. Минимальное использование Поповичем своих игроков и глубина скамейки позволяют лидерам команды подходить к постсизон в идеальном физическом состоянии – а в Кавае в принципе виден потенциал великолепного плейофф-игрока, этакого баскетбольного Клода Лемье, который выдирает своими длиннющими ручищами важнейшие подборы, ловит противника на фолы в проходах и защищается в эпизодах против любого игрока соперников – от первого до пятого номеров.

Почему не нужно следить за ним: потому что 0,227. Это процент попадания трехочковых Кавая в этом сезоне, и это – его худший процент в карьере. Его можно было бы оправдать, будь Кавай чистым персональщиком, импотентным в атаке, вроде Мба-а-Муте, но при двух-трех попытках из-за дуги per game – это чертовски скверный показатель: основной «третий» в контендере обязан реализовывать трехочковые с высоким процентом, будь он хоть трижды каттером. Тем более в «Сперс», где мяч за время владения иногда успевает обойти весь периметр три раза. (Производные от слова «три» так часто употребляются здесь не случайно – это нечто вроде симпатической магии, призванной вернуть Каваю его снайперские качества).

- Ману Жинобили G/S – 18/0, pts – 10,3, reb – 3,6, ast – 4,5

После эпических неудач аргентинца в финале прошлого постсизон на лысую макушку Ману было призвано немало громов и молний, которые Жинобили воспринимал со спокойным стоицизмом Марка Аврелия. Когда же вместо этих самых молний на голову Ману свалился оглушительный контракт на 14 миллионов (оглушительный скорее в комплексе с контрактом Сплиттера, о котором ниже) – тут все поклонники «Сперс» и вовсе забили в набат: свободного места под «кепкой» уже не оставалось, и подписание гипотетического Андрея Кириленко плакало горючими слезами. Проблеск надежды на мгновение забрезжил, когда пришли вести из Буэнос-Айреса, где некая птица похитила свежеподписанный контракт аргентинца; но эти надежды были мимолетны, и поклонникам команды пришлось смириться с суровой реальностью.

Впрочем, сам Ману едва ли был согласен с такими оценками – и с первых же матчей сезона взялся за выправление ситуации. Взглянем беспристрастно на имманентные аргентинцу именно в этом сезоне черты игры. Перед сезоном только и было разговоров, что Ману будет заигрываться Попом как высокий разыгрывающий – вроде того, что некогда исполнял в «Детройте» Трейси МакГрейди. Это казалось логичным, учитывая, что Нандо и Джозеф бесконечно плавали по орбите D-лиги, а Патти Миллс мог бы устраивать баттлы на полотенцах с самим Робертом Сакре. С другой стороны, в команду влился Белинелли, который провел очень уверенный сезон в «Чикаго», и сам Бог велел рассматривать его как стабильного «шестого». Самому Ману в этой системе место как будто и не оставалось.

маню

Ману начал сезон, как и Тимми, тяжко – долго вкатываясь и мучительно напоминая себя же образца худших матчей прошлого плей-офф. Между тем, разыгрался Миллс, который крепко утвердился на посту основного бэкапа для Паркера. Только человек с выдающимся игровым интеллектом, каковым Ману и является, мог найти свою роль в новых условиях. Жинобили играет в системе Поповича уже десять лет и досконально знает все ее особенности – поэтому он все же смог ловко подстроиться под изменившуюся парадигму, в которой он уже не игрок калибра, скажем, Уэйда, а просто полезнейший дядька, бодро плавающий между тремя позициями и выдающий поразительные пасы с любой точки паркета и из-под любого опекуна.

Почему нужно следить за ним: при всей своей известной дряхлости, Ману до сих пор остаётся игроком, способным едва ли не в одиночку выигрывать матчи в финале плейофф НБА (см. пятую игру с «Майами»). Мы не случайно сравнили его с обветшавшим Ти-Маком времен «Пистонс» – потеряв в одних качествах, им обоим пришлось сделать упор на других: тонкой игре в пас в частности. Ману не под силу быть разыгрывающим, возящимся с мячом: он не любит давление, его болл-хэндлинг не идеален, и в медленных позиционных распасовках он едва ли полезен как инициатор комбинаций. Его конек – резкие проникающие пасы, быстрая отдача в отрыв на скоростных Белинелли или Джозефа, своего рода catch-n-shoot, только с передачами. Здесь его стезя и здесь будут заигрываться все его оставшиеся сильные стороны.

Почему не нужно следить за ним: Жинобили и пару лет назад-то был уже довольно нестабилен, а особенно остро высветил это как раз прошлый плейофф с чересполосицей успешных и провальных матчей. Неизбежное изнашивание механизмов может ударить по аргентинцу куда сильней, чем по Тимми Ди – общеизвестно, что защитники стареют быстрей «больших», а Ману без его проходов с евростепом – уже половина Ману. Глубокая ротация состава поможет ему дольше сохраняться, но в каком состоянии Жинобили подойдет к плей-офф – ведомо лишь Высшему Разуму.