Светлана Смирнова: «Первый сезон стал самым сложным»
Бессменный руководитель Dance team «Триумф» Светлана Смирнова в первой части интервью рассказала о том, как была образована Dance team "Триумфа", вспомнила первые шаги в баскетболе и разъяснила, чем отличается группа поддержки от чирлидеров.
- Светлана, при слове «группа поддержки» многие сразу же представляют команду коренастеньких девочек с хвостиками и в коротеньких юбочках с помпонами. Однако в российском баскетболе подобное встречается довольно редко. Почему? - Подобный образ группы поддержки навеян масс медиа, американскими фильмами. К тому же большинство людей не видят разницы между группой поддержки и чирлидерами. Чирлидинг – это вид спорта, который культивируется в американских школах, колледжах, университетах. Это движение очень развито, носит массовый характер, в нем участвуют все, независимо от физической формы и уровня подготовки. Кстати, в России также существует чирлидинг, в нем участвуют как девушки, так и юноши.Все очень крепкие, спортивные, могут делать пирамиды, прыжки.
У чирлидинга очень много общего со спортивной гимнастикой. Проводятся различные чемпионаты, конкурсы и турниры по чирлидингу. Девушки из групп поддержек не любят, когда их называют чирлидерами, очень ревностно к этому относятся. Кстати, и чирлидеры не любят, когда их путают с группами поддержки. Нам, как группе поддержки, не свойственны кричалки и «пампушки», в отличие от чирлидеров.
- Основная цель чирлидеров - заниматься спортом, заводить публику и поддерживать свою команду. Цели чирлидеров и групп поддержки совпадают? - Я раньше говорила, что наша главная задача – занять зрителей во время перерывов, таймаутов. Чтобы любой болельщик, пришедший на игру, не зевал во время перерывов, а наслаждался красивыми танцами и номерами.
- Получается, что группа поддержки – это сугубо развлечение для зрителей. Но ведь в названии есть слово «поддержка», то есть, поддерживать команду все-таки надо? Или ты заставляешь девушек болеть за «Триумф»? - Я не заставляю и никогда не заставляла. Девушки сами болеют, очень переживают за команду. Разумеется, наши танцы призваны не только развлечь толпу, но и завести ее. А когда болеет весь зал, согласитесь, и команда это чувствует и бежит вперед. Конечно, бывают игры, когда таймауты несколько раз подряд, и девочки устают, это понятно, но никто из них никогда не садится в зале, чтобы перевести дух, для этого есть раздевалка.
- Но все же, должны ли девушки из группы поддержки болеть за команду, или во время игры они могут заниматься своими делами?- Если честно, то наши девушки гораздо лучше меня разбираются в баскетболе. Они приходят на тренировки и на игры, рассказывают последние новости, они следят за турнирами, разбираются в правилах, могут оценить красоту броска….
И во время игры они делают все возможное, чтобы поддержать команду, всегда очень внимательно следят за происходящим на площадке.
А я слежу, чтобы у них все было в порядке, чтобы они успели переодеться, чтобы вовремя выбежали на танец, и еще смотрю за тренерами – когда они возьмут таймаут. И иногда даже молюсь, чтобы взяли минуту не сейчас, а немного позже…
- Позже – почему? - Потому что не успеваем переодеться. Особенно если два таймаута подряд. Или таймаут за несколько секунд до конца четверти. Не хочется выступать в нарядах предыдущего танца.
- А разве нельзя отработать в одном костюме? - Можно, но это не очень хорошо. Каждый танец – особенный. Тут своя музыка, костюмы, роли, характеры. Мы уважаем своих болельщиков и хотим радовать их глаз. К сожалению, случаются моменты, когда девочки вынуждены танцевать в других костюмах, потому что не хватает времени на переодевания.
- За сколько секунд-минут девочки обычно переодеваются? - Секунд 10-15 вполне достаточно. Но иногда случается всякое – кто-то падает, костюмы разлетаются, кто-то не может найти шорты, юбку, ленту…
- Танцы во время игры вы выбираете по ходу матча? -Нам бы очень этого хотелось! Это идеально - выбирать во время игры, какой танец показывать - в зависимости от счета, от ритма игры. Но, к сожалению, воплотить это технически сложно. Во-первых, сложно предупредить диджея за несколько секунд до таймаута, а во-вторых, перед началом игры девочки складывают костюмы в стопки, чтобы было удобнее и быстрее переодеваться. Если мы будем решать про танцы в самый последний момент, то получится очень большая неразбериха.
- Чего ты никогда не позволишь надеть девочкам? - Стараемся избегать перекликаний с символикой и сочетаний цветов других клубов. Очень важно, чтобы костюмы не сковывали движений, чтобы девушки чувствовали себя в них комфортно.
- Ты работаешь с самого первого года основания «Триумфа», как получилось, что тебя пригласили в люберецкий клуб? - Я никогда не интересовалась баскетболом, ни разу не была на матчах по баскетболу, зато очень активно участвовала в различных мероприятиях МГАФКа, и в 2007 году, когда я закончила 4 курс, готовилась к участию во Всемирной Гимнастраде, ставила большой 10-тиминутный номер, выбирала для него костюмы. Гимнастрада – это огромная международная тусовка, которая проходит в Европе каждые 4 года, как Олимпийские игры. В 2007 году Гимнастрада проходила в Австрии, там было установлено порядка 10 павильонов, в которых с утра до ночи шли различные шоу. На это действо съехалось порядка 25 000 участников, каждый из которых демонстрировал свои умения. Здесь нет критериев успеха, это просто возможность показать себя и на других посмотреть. На Гимнастраду вместе с нами ездил наш куратор, и ему позвонили из клуба «Триумф» с вопросом про гимнасток, про постановки танцев. Куратор не стал вдаваться в подробности и просто дал мой номер, и тогда я узнала, что клуб набирает группу поддержки. Это мне показалось очень интересным.
- Тебя сразу же утвердили?- Был устроен конкурс, на просмотре еще была команда чирлидеров. Тогда мне помогла Аня Митюхина, она до этого год работала в группе поддержки баскетбольного «Динамо». Я обзвонила знакомых девушек из института, признаться, было очень страшно, что ничего не получится. Мы показали пару номеров, еще не полностью готовых, и мне сказали, что перезвонят.И вот спустя две недели мне сообщили, чтобы я начинала подготовку к сезону! А это означало, что надо было срочно ставить танцы и придумывать костюмы. В первый год со мной работали мои друзья – хореографы, помогали ставить танцы, но со временем привлеченных людей со стороны становилось меньше, и вот уже несколько лет все танцы ставлю я, разумеется, с помощью девушек группы поддержки.
- Помнишь дебютное выступление в первом сезоне «Триумфа»? - За три дня до первого матча в «Триумфе» проходил товарищеский баскетбольный турнир. На нем нам предстояло выступить, чтобы «прогнать» свои танцы, это была своеобразная генеральная репетиция. Я все матчи сидела у пульта рядом с диджеем, и он говорил, что у нас все плохо, танцы скучные и сырые, девочки нерастанцованные…. И можете себе представить мои чувства после этой репетиции. У меня опустились руки. Мы все очень волновались, но сумели собраться на первую игру. Было много нервов, к тому же костюмы для русского народного танца нам привозили во время матча! Я не помню, как нас принимала публика, все было как во сне.
- Как сейчас, с высоты пяти лет опыта в баскетболе, можешь оценить первый сезон?- Первый сезон был самым сложным. Это были наши первые шаги в группе поддержки в баскетболе. Несмотря на то, что до «Триумфа» мы выступали в футбольном «Сатурне», для нас все было в новинку, ведь у баскетбола своя специфика. У нас было очень мало времени перед началом сезона. Летом, когда все уезжают на отдых, мне предстояло собрать команду, начать тренировки, придумать танцы, полностью пошить костюмы. В клубе была сразу же определена линия, что все девушки группы поддержки – художественные гимнастки, с умением работать с предметами. Упор делался именно на грацию, растяжку, сложные элементы.
Помнится, что в какой-то момент в первом сезоне Аня Митюхина мне сказала, что мы – одни из лучших групп поддержки в баскетболе в России. Я не могла в это поверить. Как оказалось, мы буквально произвели фурор своими танцами, в которых использовали обручи и мячи. Такого до нас не делал никто.
Продолжение следует…
Автор: Елена Кулагина, БК "Триумф"