11 мин.

Дизайнер кубка НБА – давно в баскетболе. В работах он сочетает средневековую геральдику, древнюю Японию и роскошь

Знакомимся с Виктором Соломоном.

Кубок НБА – внутрисезонный турнир, в финале которого сегодня ночью сырают в Лас-Вегасе «Оклахома-Сити Тандер» и «Милуоки Бакс», – своим буквальным названием неразрывно связан с кубком, физическим объектом. А сам 16-килограммовый, 58-сантиметровый, серебряный с позолотой и черными керамическими вставками трофей – со своим автором, Виктором Соломоном. Который по привычке все сделал дорого, красиво и уместно.

Сегодня, чтобы строить свой бренд в экстра-премиальном сегменте, мало «дать шика-блеска». Необходима концептуальная идея, оригинальные ходы и аудитория, которая все это не только оценит, но и заплатит. И Соломон, надо отдать ему должное, сумел найти, а потом собрать все это воедино.

Творчество Соломона – результат скопища противоречий

В искусстве подобные парадоксы не то чтобы в новинку, но приятно, что в случае с Соломоном они не были просчитаны какими-нибудь властными покровителями, а срежиссированы самим ходом жизни. Тем более, что сам Виктор ничего путного снять так и не сподобился. Мальчишка из Бостона с еврейскими и камбоджийскими корнями имел лишь два заветных желания.

«Все зависело от того, как начинался сезон. Если до Рождества «Селтикс» играли плохо, то я просил у Санты, чтобы они прибавили по ходу сезона и выиграли чемпионат. Это было практически неизменным желанием. А на день рождения я просил у родителей либо книги о кино, либо ничего – чтобы они могли отложить деньги на мою учебу. Я очень хотел стать режиссером, и пусть у меня не получилось воплотить эту мечту, я рад что именно она привела меня к тому, чем я занимаюсь сейчас», – вспоминает Соломон.

Сперва детская привычка делать графические наброски, а затем юношеская склонность к съемкам короткометражек на семейную камеру привели Соломона на западное побережье, где он поступил на факультет киноискусства университета Сан-Франциско. Там его идеалистические представления о кино были развеяны в прах.

«Я многому научился в Сан-Франциско, но с главным уроком так и не смог смириться. Кинопроизводство оказалось чрезвычайно структурированным и ресурсозатратным процессом. Речь даже не о деньгах, хотя это, безусловно, необходимая составляющая качественного фильма.

Вы можете иметь массу гениальных идей, быть одержимым энтузиастом, но вы не продвинетесь дальше, если у вас нет единомышленников. А поскольку кино – это довольно честолюбивая профессия, здесь очень сложно найти тех, кто воспримет ваше творческое видение как свое. Все хотят реализовывать собственные идеи, и это правильно. Я понял, что просто не готов ждать или искать тех, кто поймет меня и с кем я смогу сделать фильм. Я решил, что необходима иная форма искусства, где процесс в большей степени будет зависеть от меня самого», – Соломон о причинах конца так и не начавшейся кинокарьеры.

Взяв паузу для размышлений о дальнейших планах, Виктор, тем не менее, воздержался от ненужных рефлексий, вместо этого начал посещать различные мастер-классы и курсы. Он изучал теорию живописи, историю архитектуры, но чаще всего наведывался в студию, где обучали основам искусства стеклодувов и мозаики. Со временем именно это направление и стало для Виктора профильным. Он стал снимать свою маленькую студию, познакомился с более опытными мастерами, навострился перенимать у них различные методики и приемы витражного искусства.

«Для меня это был преобразующий опыт. Я полностью перешел от коллективного творчества к форме искусства, оказавшейся глубоко личной. Все создавалось непосредственно под моим влиянием. Я творил своими руками. Именно этот принцип и стал основой для моего художественного видения», – признается Соломон.

Видение тоже не заставило себя долго ждать.

«Я заинтересовался художественной мозаикой и витражным стеклом, потому что они имеют богатую историю, связанную со средневековьем, когда подобные элементы дизайна были неотъемлемой частью демонстрации власти и роскоши. В те времена представители зажиточных семейств использовали любую возможность, чтобы показать свою принадлежность к высшему сословию. Они украшали росписью и инкрустацией свои доспехи, оружие, мечи, щиты, использовали в качестве отличительных черт фамильные гербы. Эти же гербы потом становились частью огромных разноцветных витражей, которые по форме часто напоминали гигантские панно.

И когда я начал думать о форме этих витражей и геральдике, то у меня в голове возникли ассоциации с баскетболом, который всегда был большой частью моей жизни и жизни моего родного города. Сегодня баскетбол занимает большую нишу в культуре: эстетически и стилистически. Звезды баскетбола – члены своеобразного рыцарского ордена, современной королевской знати. Они подчеркивают это своим поведением, стилем в одежде, манерой общения. Поэтому мои работы стали точкой пересечения исторических параллелей с современным видением средневековой идентичности».

Первым значимым смотром для Виктора стала персональная выставка в Лос-Анджелесе в 2016 году, которая чуть было не выбила незадачливого рыцаря из седла.

«Я слишком увлекся эстетикой, в которой работал. На тот момент я был начинающим автором, но вел себя как баскетбольная звезда. Был неоправданно высокомерен, одевался в брендовую одежду, хотя едва хватало денег на билет на автобус из Сан-Франциско в Лос-Анджелес. Некоторые из работ были подстать. Чересчур провокационные, я бы даже сказал, намеренно безвкусные.

На открытии выставки я был резок с некоторыми галеристами, которые попросили подробнее рассказать о проекте. В общем, вел себя как настоящий мудак, и когда критики уничтожили мою выставку, я уезжал в Сан-Франциско со смешанными чувствами. Мне казалось, что все кончено, и вместе с тем ощущал, что случившее отрезвило меня. Я понимал, что если мне предоставится еще один шанс проявить себя, то я все буду делать иначе. И я молил об этом шансе».

Блеск и скромность культурного истеблишмента

Сегодня Виктор Соломон трудится в неприметном промышленном здании, окруженном автомастерскими, центрами утилизации отходов и автомагистралью в Восточном Лос-Анджелесе. Его аскетичная студия – открытое пространство с приглушенным светом, а его внешний вид – белый свитер, темные джинсы и две тонкие цепочки, заправленные под рубашку, – резко контрастирует с тем как презентуют себя некоторые из его коллег. Тем не менее, его баскетбольная продукция, исполненные в технике витражной мозаики с использованием кристаллов Swarovski, стабильно продается по цене 20-30 тысяч долларов. На работу над каждым таким Виктор тратит порядка 200 часов.

«Представьте, что задняя панель щита представляет собой набор Lego. Я собираю итоговую конструкцию, но сначала я должен создать каждый из отдельных кирпичиков-деталей. Это очень повторяющийся, медитативный, требующий времени процесс. Я не задумывался об этом, когда начинал, но это похоже на распорядок тренировок у спортсменов. В одни моменты мне кажется, что терпение иссякнет, но затем я перевожу дыхание и воздаю молитву Богу за то, что я занимаюсь этим, а не чем-то другим».

Где-то между традиционным «Во имя отца, сына и святого духа», должно быть, проскакивает и имя Фила Найта. Через несколько недель после провальной выставки с Соломоном связались люди из Nike. Тонкости искусства средневековья их мало интересовали, как и отзывы арт-изданий, вопрос звучал следующим образом – готов ли Соломон создать панно в виде баскетбольного щита для приветственной церемонии в честь перехода Кевина Дюрэнта в «Голден Стэйт Уорриорз»?

«Я настолько волновался, что когда положил трубку, то забыл, о чем шла речь. Я вынужден был перезвонить и спросить у представителей Nike – я ведь согласился, так?», – смеется Соломон.

Итоговый результат настолько понравился Дюрэнту, что щит, сперва выставленный в галерее Terra в Сан-Франциско, позже перекочевал в его личную коллекцию.

Похожим образом сложилась судьба и следующей работы Соломона. На сей раз степень ответственности была еще выше, ведь Виктор старался, что называется, «для своих». «Селтикс» попросили создать культурный объект, приуроченный к церемонии выведения из обращения 34-го номера Пола Пирса. Во время торжества прямо на домашней арене клуба был представлен именной щит форварда «кельтов». Центр композиции украшали цифры 34, в качестве фона служил патентованный паркетный фон времен «Бостон Гардена», окаймлял всю эту красоту кельтский узор вперемешку с трилистниками.

«Это просто невероятно. Это произведение искусства, достойное моей комнаты трофеев. Может быть, я позволю своему сыну Принсу бросить в него мяч пару раз. Но это не точно», – шутил Пирс.

В 2018-м у Соломона прошла персональная выставка, приуроченная к проведению в Лос-Анджелесе Матча всех звезд. На ней были представлены как арт-объекты, так и фото с игроками НБА, запечатленные в интерьерах, оформленных Соломоном. Кобе, конечно же, присутствовал.

Виктор покинул категорию «голодных художников», но не переквалифицировался в конъюнктурщика, делающего одно и то же на потребу публики. Благодаря продажам арт-объектов и коллаборации с Reebok и Spalding он основал свой собственный бренд Literally Balling, в рамках которого стал продавать премиальную сувенирную продукцию.

При этом его творческие амбиции никуда не делись.

«Щиты были хорошей идеей – свежей, своевременной, востребованной. Но они олицетворяли всю тему направления моего творчества – изучение новых художественных техник через призму баскетбола. А это не только щиты, мячи, и даже не игра – это культура. Поэтому мне хочется попробовать себя в ином масштабе», – уклончиво отвечал Соломон на вопросы о творческих планах.

Новые техники, новые награды за труды

Когда речь шла о масштабах, Виктор имел в виду как размер, так и значимость своих будущих работ. Сперва он подшаманил захолустную баскетбольную площадку в южном районе Лос-Анжелеса. За основу Соломон взял японскую технику Кинцуги. С XV века ее использовали для восстановления разбитой керамики. Вместо того, чтобы скрывать трещины на изделии, древние мастера наоборот старались изящно подчеркнуть уникальную историю предмета, демонстрируя его индивидуальность и несовершенство.

«Думаю старый, разбитый корт и техника Кинцуги очень естественно перекликаются друг с другом. Мы с командой аккуратно заполнили трещины и выбоины золотой смолой, чтобы создать не столько ощущение роскоши, сколько свечения. Баскетбол как общедоступный вид спорта, не зависящий от классов и рас, способен давать надежду на светлое будущее и объединять людей», – расшифровывал смысл работы Соломон.

Оформление площадки проходило при поддержке НБА, которая с каждым годом все чаще привлекала Виктора к своим активностям. Никто не удивился, что лига выбрала именно его для решения наиболее деликатной задачи.

«На сегодня, это Эверест в моем профессиональном резюме. Я всегда говорил, что трофеи НБА нуждаются в обновленном дизайне, но вместе с тем осознавал ответственность, которую влечет за собой эта работа. Поэтому, когда лига предложила мне поработать над внешним видом трофеев, это был одновременно и вызов, и признание. Я постарался придать им внешнюю легкость, вид наград, которые вне времени, и в тоже время сохранить их изначальные, оригинальные черты».

А когда трофеи и кубки на редизайн закончились, лига как раз придумала новый – сначала «кубок Внутрисезонного турнира НБА», а после успеха затеи и обретения титульного спонсора – уже «трофей Emirates Кубка НБА». Создавать дизайн кубка, а также общие направления дизайна ярких площадок к новому турниру, естественно, доверили «придворному» художнику-скульптору-ювелиру-дизайнеру-режиссеру Виктору Соломону.

Какие планы у Виктора дальше? Слово самому Соломону:

«Чемпионские кольца НБА не дают мне покоя. Я был среди тех, кто предлагал свои проекты для нескольких последних чемпионов, но пока этого не случилось. И когда чемпионский кубок взяла команда из моего родного города, у меня была особенная и личная история, которую хотелось рассказать про самый титулованный клуб НБА. И хотя я так и не получил этот заказ, я должен был бросить себе и своей команде вызов и воплотить идею в реальность».

Не факт, что именно для «Бостона», новый титул никто не гарантирует, да и «Селтикс»-2024 не просто так выбрали более строгий и классический дизайн от его конкурента – Джейсона Арашебена, более известного как «Джейсон из Беверли-Хиллс» – несмотря на явное «географическое несоответствие». Но у Виктора Соломона с его текущей репутацией и статусом в лиге точно еще будет возможность поймать своего «белого кита»: сотворить чемпионские перстни НБА.

Фото: instagram.com/victorsolomonGettyimages.ru/Justin Casterline