Тату Родмана – недоумение и восторг: гигантские кальмары, плотоядные девушки и быки
Человек-картина.
Татуировки давно перестали считаться оттиском бунтарства. Сейчас это «аксессуар, который всегда с тобой», и поэтому зачастую он незаметен. Извилистый узор сплошных «рукавов», целые главы священного писания поперек ребер, викинг, хмурящийся в районе голени, каллиграфическая закорючка над бровью или слезинка, притаившаяся в углу глаза – даже самые затейливые из них побледнели и превратились в одно расплывчатое синее пятно.
И дело не в качестве работы мастера, просто это стало мейнстримом. И это немного печалит. Поскольку в свое время это было вызовом и испытанием даже для таких прожженных смутьянов, как Деннис Родман.
Первое тату Родман сделал еще в «Детройте». Не решался целых два года
Для начала нужно кое-что прояснить. Родман был даже не пионером, а главным пионервожатым в деле популяризации тату в НБА, но совершенно точно не был новатором. Его любовь к нательной живописи прогрессировала постепенно, а ее причина – один из лучших бомбардиров в истории НБА, олимпийский чемпион и фигурант обмена, который сделал «Пистонс» двукратными чемпионами. Речь, конечно же, об Эдриане Дэнтли – одном из лучших скореров 80-х, эгоисте, человеке свободных нравов и упрямого характера, из-за которого Айзейя Томас и спродюсировал его обмен в «Даллас» на своего друга Марка Агуайра (тоже одного из лучших скореров 80-х, впрочем).
Но до этого Дэнтли успел впечатлить новичков «Пистонс» Джона Салли и Денниса Родмана своим тату на бедре. История умалчивает о его содержании, зато доподлинно известно, что Салли почти сразу же сделал себе тату паука, а вот Родман долго не решался и только два года спустя, когда в 1988-м у него родилась дочка Алексис, ее имя он увековечил на левом плече. Причем тату было наколото таким образом, чтобы его можно было технично спрятать под игровой майкой.
Но дальше уже ничего нельзя было спрятать: количество татуировок на теле Родмана начало увеличиваться соотносительно росту его баскетбольного мастерства и уверенности в себе. В начале 90-х Деннису позвонили из НБА и вызвали на ковер.
«Мне позвонили из офиса лиги и сказали: «Нам нужно поговорить». Встречу назначили в нью-йоркскому офисе, все было обставлено, как в гангстерских сагах. Было впечатление, что если я сделаю что-то не так, то меня тут же выбросят из окна с 34-го этажа. А потом пришел Дэвид Стерн и сказал: «Деннис, всему есть предел. Мы не хотим, чтобы ты делал татуировки. Мы не хотим, чтобы у тебя было еще больше тату». Я сказал: «Конечно, сэр. Само собой». После встречи я поехал назад в Сан-Антонио, и, сойдя с самолета, сразу направился в тату-салон. Это было очень естественно для меня в тот момент. Я просто пытался вырваться из монотонности, шума и всего того обмана, который мир спорта приносил мне в то время», – вспоминает Родман свой непростой период в «Сперс».
Сам Родман неоднократно упоминал, что его стиль был во многом вдохновлен эстетикой лондонской панк-сцены. Он был очарован цветными волосами, обувью на высокой платформе и целыми гербариями из наколок самых разных стилей.
«Это была чистая эклектика. Военные символы, тату времен второй мировой соседствовали с признаниями в любви, портретами персонажей мультфильмов, изображениями голых девушек и строчками из любимых песен. Мне нравилась непосредственность этих людей. Я начал заимствовать какие-то элементы их стиля, а потом это превратилось для меня в повседневность. Я не думал, что мне надеть или как вести себя. Моим девизом было: «Просто набивай тату, делай необычные прически, накрашивайся, классно одевайся, отрывайся на полную».
Со временем коллекция Родмана стала разрастаться. Его первой заметной татуировкой стал мотоцикл Harley-Davidson на правом бицепсе, прямо под ним – крест с шипами розы и надписью «Живи, чтобы ездить. Езди, чтобы жить».
Позже он добавил надпись «Mi Vida Loca» (Моя сумасшедшая жизнь – по-испански), а также акулу, выпрыгивающую вдоль его левого плеча. К моменту, когда он перешел в «Сан-Антонио» в 1993 году, у него было 11 татуировок и бог знает сколько цветовых вариаций прически. Но пик буйства его стиля пришелся, конечно же, на период пребывания в «Буллз».
Тату Родмана «крали», их приходилось ставить на учет, они становились частью дизайна
«По-настоящему все началось только тогда, когда я переехал в Чикаго. У меня появились знакомые мастера, и я делал татуировки почти каждую неделю. Просто маленькие элементы, то тут то там. Это практически вошло в привычку».
В привычку модную. Настолько, что на ней тут же попытались подзаработать. Предприимчивый Микки Голдшмидт, после того как ушел с концерта Guns N’ Roses с низкокачественной футболкой за 35 долларов, долго не мог решить, что беспокоит его больше – восстановление справедливости посредством выпуска более качественной продукции или то, что он сам находится в стороне от заработка с таким низким порогом входа.
Голдшмидт основал в подвале дома своих родителей в Нью-Джерси компанию Fanatix Apparel. Флагманским продуктом стали футболки с принтами реальных татуировок рок-звезд от Оззи Осборна до Эксла Роуза. Поскольку первые тиражи были небольшими, то на качестве Голдшмидт не экономил, а свежая идея мгновенно получила признание фанатов. Мерч уходил в считанные часы. Шумный успех мгновенно привлек более маститых обитателей модного сегмента, и те сразу же обратили внимание, что Микки использует элементы имиджа (или же интеллектуальной собственности артистов) без какой-либо лицензии.
На горизонте замаячили многомиллионные иски, и Микки вынужден сменить целевую аудиторию. В случае со спортсменами ни о какой интеллектуальной собственности речь не шла. Но однажды фанат «Буллз» засветился в майке в эфире национального телевидения. Микки тут же раскрыли, Родман подал на Голдшмидта иск суммой в 1 миллион, и тому пришлось срочно залезать в кредиты, чтобы урегулировать дело в досудебном порядке.
Для Денниса случай стал уроком, и после этого большую часть своих тату он зарегистрировал как товарный знак. Ну а Голдшмидт все же вошел в историю. Майка, некогда продаваемая по цене 20 долларов штука, сейчас торгуется на коллекционных сайтах в десять раз дороже. Она считается одним из самых ценных лотов в среде коллекционеров всего что связано с чемпионской династией «Буллз».
Со временем Родман сам стал использовать этот прием в производстве именной линии одежды Rodman, так что он «позаимствовал» идею Голдшмидта, так же, как и тот некогда позаимствовал его стиль. Но это уже было после того, как историей вдохновились Converse, которые предложили Деннису отразить его любовь к тату в дизайне именных кроссовок. Так центральным элементом очередной именной модели стало изображение лучей солнца, которые красовались на бицепсе Денниса.
Я играл в Converse All Star Rodman, и это все равно что бегать с прибинтованными к ногам чучелами крокодилов – они неимоверно тяжелые и жесткие. В то же время я полностью согласен, что найдется не так много кроссовок со столь узнаваемой и яркой индивидуальностью. Это нестандартные, яркие и… неудобные кроссовки. Именно таким и был Деннис Родман.
Когда в 1998-м у Родмана истек контракт с «Чикаго», издание Deseret News посчитало, что видимые татуировки были у 130 игроков НБА – в общей сложности 250 штук. На долю Родмана приходилось 5% от общего числа. Половина игроков «Юты Джаз» – команды из штата богобоязненных мормонов – с которыми «Буллз» встречались в финале НБА, набила татуировки.
Тату Родмана – сочетание несочитаемого. Они сморятся органично только на нем
Как-то задокументировать все тату Родмана практически нереально. Какие-то просто не видно (думается, к лучшему).
Будем отталкиваться от того, в чем уверены и пройдемся по всем значимым татуировкам Родмана, начиная с шеи и плеч. Здесь по большей части преобладают тату в стиле трайбл, которые были чрезвычайно популярны в 90-х. Большая часть из них носит декоративный характер. Смысл здесь исключительно в глазах смотрящего.
Чтобы никто не потерял его в толпе, Деннис набил на шее свою фамилию.
Что же изображено на спине игрока – под фамилией, узорами и анхом с рожками? На фото выше выглядывает часть татуировки, которая покрывает почти всю спину – девушка поедает свои первичные половые признаки. Если в этом и есть какой-то смысл, то его знает только Деннис Родман. Показывать это изображение мы, конечно же, не будем.
На правой и левой груди Родмана изображены два разъяренных быка. Игрок ни разу не говорил о том, что эти тату вдохновлены «Буллз», но этот период его жизни был настолько значимым как для него, так и для клуба, что обойтись без этого предположения просто невозможно.
Под каждым быком изображена вязь каких-то слов, но шрифт настолько замысловатый, что разобрать его решительно невозможно.
Живот Денниса представляет собой целую композицию, закольцованную вокруг знаменитого креста, опоясывающего пупок. Этот крест с лучами часто становился элементом дизайна именной продукции Денниса.
Руки Денниса – это настоящий холст для художественных экспериментов. Здесь соседствуют гигантский глаз, игральные кубики и надпись «Бесконечность».
На левом плече светит то самое знаменитое солнце, из-под которого выпрыгивает акула.
На правой руке нашлось место для столь любимых Родманом мотоциклов, девушке в костюме дьяволицы, гигантского кальмара, креста и разнообразных витиеватых узоров.
Тату украшают практически все части тела Родмана, поэтому новые ему теперь приходится набивать, например, на своей щеке.
Большая часть татуировок Денниса сколь бессмысленна, столь и беспощадна. Они хаотичны, малосодержательны, зачастую выполнены не лучшим образом, но каким-то образом все это отражает саму натуру Родмана. Поэтому, глядя на его татуировки, испытываешь смесь недоумения, смущения и, в конечном итоге, благоговения. В истории спорта не было никого, кто бы выставлял свои худшие и лучшие качества напоказ так, как это делал Деннис Родман.
Фото: Gettyimages/Tasos Katopodis / Stringer, Scott Wintrow / Stringer, Kevin Winter / Staff; East News/Archives du 7eme Art / Photo12 via AFP, VINCENT LAFORET / AFP; instagram.com/