11 мин.

Франция удивила Канаду, Йокич вытащил Сербию с «-24». Как прошли баскетбольные четвертьфиналы

Минус один MVP.

Единственное откровение баскетбольной Олимпиады: Франция обманула Канаду

Франция умудрилась превзойти игру с Японией по скандальности: за 40 минут ее игроки совершили 42 подхода на линию. Жорди Фернандес крепился весь матч, но на последней минуте уже пошел в штыковую на судей.

Интересно, впрочем, как французы создали для этого условия. После публичной схватки Колле и Фурнье победил последний: в результате чего Руди Гобер, символ сборной Франции последних пяти лет, провел на площадке всего 4 минуты (и те только из-за того, что Виктор Вембаньяма перебрал замечаний). Представлялось, что будут играть две самые странные сборные мира – сборная одних защитников и сборная одних центровых. Однако французы всех обманули: наигрывали они один баскетбол вокруг двух башен, а вышли в плей-офф совсем с другим – с обычным человеческим баскетболом, где Гершон Ябуселе выступает в качестве растягивающего четвертого…

Как итог, Франция ничего не потеряла в плане обороны, разве что отдала 15 подборов на своем щите. Однако вот что показательно, по отскокам в атаке у них – 10-15, а по очкам второго шанса – 15:10. Вембаньяма возвышался в «краске» и страховал нисколько не хуже Гобера, а Батюм отработал против Гилджеса-Александера как в молодости. Атака канадцев выглядела безжизненной с самого начала, и попытки ШГА ее реанимировать успехом не увенчались. На своем уровне отыграли только Гилджес-Александер – 9 из 19 с игры, 27 очков и 4 передачи, и Ар Джей Барретт – 6 из 11 с игры, 16 очков и 3 передачи. Остальные никак не помогали, особенно Джамал Мюррэй – 3 из 13 и Диллон Брукс – 1 из 9. Канадцы допустили в два раза больше потерь, чем в среднем у них было по турниру (14).

В атаке же такая модель привела к примитивному, но действенному баскетболу. Франция, конечно, получала короткие энергетические импульсы от маленьких: в таком пространстве лучше почувствовал себя Фурнье (3 из 6 с дуги), который орал в концовке так, как будто в одиночку убрал всю Канаду по хоккею, и Кординье (4 из 5 с дуги), заставший оппонентов врасплох своей меткостью. Однако лучше всего получалось швырять мяч в трехсекундную, где его принимали то Ябуселе, то Лессор, то Вембаньяма. Собственно, 33 штрафных из 42 – на их счету. Без неуклюжего Гобера у французов получалось гораздо лучше давить в очевидную болевую точку Канады – отсутствие защиты под щитом. Некому было упускать мяч из корявых рук.

Такая формула обеспечила Франции преимущество в 19 очков еще в первой половине. Потом они часто пытались делать вид, будто могут бросать издали, а не жить исключительно на штрафных, но это получалось неубедительно (9 из 28). Благодаря таким отрезкам самообмана Канада догоняла весь матч, удобно развалившись на шее ШГА, но приблизилась только на «-5».

И тут в самом конце произошел эпизод, после которого все стало понятно: канадцы трижды не могли забрать подбор на своем щите, и под сирену об окончании этой бесконечной атаки Эван Фурнье заложил чудовищную параболу с центра площадки.

Первая сенсация баскетбольной Олимпиады все же случилась спустя 10 дней. Канада, наверное, пострадала от чрезмерно предупредительного обхождения судей с хозяевами, но не то чтобы не разочаровала и сама. Дыру под щитами Фернандес никуда спрятать не смог, она зияла всеми оттенками пауэлла на протяжении четырех матчей. Диллон Брукс и Лу Дорт – мощнейшие парни (пас в падении от Дорта – в топ моментов Олимпиады), но на них глупо рассчитывать в качестве верных оруженосцев впереди. Джамал Мюррэй опять прокачивает соцсети своего красивого двойника, чем нередко занимался и по ходу сезона. Резервисты канадцев не вписались с самого начала. А Гилджес-Александер сыграл на уровне суперзвезды НБА, но не сыграл на уровне MVP, что требовалось.   

Йокич вытащил Сербию с «-24»

Когда за 2 с половиной минуты до конца овертайма Джош Гидди положил трехочковый, австралийцы наверняка подумали, что все может сложиться удачно. Счет был в их пользу – 91:90. И тут же Василье Мицич отмахнулся от Миллса и получил фол в атаке.

Однако в этот момент Никола Йокич не только не упал от всей этой беготни (он провел на паркете почти 39 минут, больше чем кто-либо еще), но и подоминировал на обеих половинах. В защите поставил блок, выхватил мяч из кольца и сделал перехват, в атаке – дважды перебросил через Дуопа Рита (Джош Лэндейл получил пятый фол в последней защите основного времени, так что его сменил облегченный вариант).   

Двух минут ему хватило, чтобы у Сербии имелось преимущество в 3 очка. Австралийцы так и не сумели совершить бросок, который бы стал спасительным: Гидди отдал Миллсу так коряво, что у того выбил мяч из рук Петрушев.

Впрочем, главный подвиг дня Йокич сотворил еще в основное время.

Его команда провалилась на «-24» уже в начале второй четверти. Все было настолько плохо, что Светислав Пешич не стеснялся камер в тайм-ауте: «Пять передач, а вы не совершили ни одного фола. Сколько штрафных бросков совершил Миллс? Два броска и 20 очков. А вы просто смотрите, черт возьми. Он набрал 20 очков, а мы не совершили ни одного фола?! Мы хотим выиграть этот матч. Как? Ударьте его хоть немного. Сфолите!»

Эта разница выросла из трех компонентов.

Во-первых, сербы не ожидали, что австралийцы сметут их своим движением. За первую половину те набрали 10 очков в быстрых атаках.

Во-вторых, Южный Судан слишком хорошо подсветил слабость Йокича на своей половине. Пэтти Миллс искал центрового и указывал всем на его округлившиеся формы, и из этого рождалось много всего приятного.

В-третьих, собственно тот же Пэтти Миллс поймал кураж и исполнил, по всей видимости, свой последний великий перформанс в международном баскетболе – 18 очков за половину. Когда такая легенда не можешь промахнуться, остается только пожимать плечами.

Пешич нашел все слова и все ответы еще во второй четверти:

– подключил дабл-тимы против Миллса;

– выпустил в пару к Йокичу Милутинова, не только упрочив защиту, но и дав буст подборам в атаке;

– накачал Аврамовича так, что тот применил к Экзаму хоккейный прием с выносом в борт, австралийцы перестали бежать;

– построил всю атаку либо через двойку Богдановича и Йокича, либо через задействования Йокича в усах.

Когда Австралия утратила легкие очки, то выяснилось, что с позиционным нападением все не очень хорошо. Самое важное, что сделала Сербия – сдержала Джока Лэндейла (2 из 6) и справилась с активностью оппонентов на щитах. «Бумеры» много играли с Дуопом Ритом, пытаясь создать пространство в атаке, но организаторы у них слишком хаотичны: Дэниэлс не сделал ничего, запомнившись парадоксальными решениями, Гидди допустил 7 потерь, Миллсу зачастую не хватало скорости и выносливости, из-за чего его скромные размеры становились проблемой. Возможно, дело и вовсе в том, что с такой хлипкой скамейкой Австралия опять задохнулась от собственного темпа.

Самое неожиданное в этой игре – то, что Австралия, не удержав преимущество в 24 очка, не растерялась и заделала пробоину. В четвертой четверти обе команды как будто устали и вяло обменивались ударами: австралийцы вернулись к Гидди, который набрал 5 очков подряд, сербы нашли Василье Мицича, который набрал 10 последних очков.

Один Пэтти Миллс не собирался заканчивать вот так: последнюю атаку основного времени Австралия разыгрывала под него, он нашел размен на Йокича и перекинул через центрового в стиле Кайри.

И все же главное правило этого баскетбольного турнира звучит просто: не должно быть ни одного результата, который бы удивлял. Так что в овертайме пришлось Йокичу включиться по полной, хотя бы и на две минуты.  

Ничего подобного в олимпийских турнирах, естественно, доселе не происходило.

Германия не запаниковала перед суперзвездой

Самое важное, что можно вынести из игры с Грецией – это то, что Германия вовсе не заканчивается на Деннисе Шредере и Франце Вагнере.

Обе команды начали очень боязливо – медленно, предсказуемо, аккуратно. И в таком баскетболе мгновенно проявилось преимущество греков: они играли расслабленно и надежно, потому что всю ответственность взял на себя Яннис. Пока Вагнер совершал поперечные передачи, оборачивающиеся потерями, а Шредер утыкался в нескольких защитников, Адетокумбо просто делал свою работу, работу суперзвезды, чей статус недоступен для классных, но не уникальных игроков Германии. Германия начала с того, что против Янниса защищался один Тайс, и сама спровоцировала эту феерию – 10 очков за четверть. Плюс Спанулис удивил: на первую десятиминутку греки отказались от дальних попыток, а вышедший в паре с Адетокумбо Митоглу разбирался на средней дистанции.

Так Греция неожиданно повела «+12»: Яннис доминировал, а лидеры немцев были не похожи сами на себя. Трясущиеся руки подтверждались и 2 из 11 из-за дуги.

Только вот сила Германии не в качестве их лидеров, а в общей глубине и уникальном на уровне сборных механизме.

Со скамейки вышел Моритц Вагнер и всех встряхнул – он демонстративно устремлялся в Янниса и чаще попадал, чем нет.

Его вайб прочувствовал Уайлер-Бэбб, который рванул с центра площадки и положил с фолом. Один из самых эмоциональных моментов игры.

Йоханнес Тиманн навязал борьбу на чужом щите, что было очень уместно при таком числе потерь и промахов с дуги.

Ну, и Исаак Бонга, бесценный человек со своим умением разменяться на любого и реализовывать открытые трехочковые.

Как раз попадание Бонги в конце второй четверти разрушило оковы, сдерживающие лидеров Германии. Показательно после него немцы реализовали 7 из 18.

Вот эта встряска от резервистов вернула ту настоящую Германию, что приехала на Олимпиаду с надеждой на медаль. Немцы стали играть быстрее, двигать мяч активнее и при этом чувствовать себя комфортнее. Лучшая иллюстрация – это сравнение пик-н-роллов Шредер-Тайс: в первой четверти Тайс получил мяч, с закрытыми глазами ломанулся под щит и получил блок, в третьей четверти Тайс получил мяч, остановился, увидел набежавшего Фойгтманна и отдал ему пас.

И это коснулось всего.

В защите со второй четверти Германия уже прибегала к сдваиваниям на Яннисе. Пока Уолкап и Папаниколау попадали, Греция еще какое-то время продержалась. Но вскоре процент рухнул до ожидаемого (6 из 22), а вместе с ним закончилось и нападение греков: после первой четверти они не смогли преодолеть отметку в 16 очков за 10 минут.

В атаке же сочетание уверенности и осмысления привело к полноценному раскрытию Франца Вагнера, во второй половине выглядевшего абсолютно неудержимым. Поначалу ему помог Горди Херберт: форвард получал мяч под удобные попытки в трехсекундной. И потом он уже продолжил сам: легко продавливал более маленьких оппонентов и выходил в те точки, откуда не промахивался. Ну и для пущего форса запулил с семи метров свой единственный трехочковый сегодня. Когда Греция бросала двоих на Вагнера, то это заканчивалось примерно так же – передача на брата, а оттуда скидка под открытый для Бонги.

С каждой новой четвертью Греция генерировала все меньше очков и в конце концов пришла к полнейшему разочарованию в себе. Выразилось это в моменте с выносом из-за лицевой: 5 секунд Калатесу не хватило, чтобы найти хоть какого адресата. С помощниками у Янниса на этот раз не сложилось: его отдых оборачивался просадкой нападения, а неэффективность партнеров позволяла бросать на него все больше и больше тел. Во второй половине Греция все чаще теряла, врезалась в подстраховку, вязла в нескольких оборонцах – 18 ошибок за матч. А на щитах так ничего не исправила – 12 подборов и 13 очков второго шанса у немцев.

Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus