Борис Соколовский: «Девушки ко мне относятся хорошо и как к тренеру, и как к человеку»
– Как девушки отнеслись к новому тренеру? За последние годы они уже привыкли к новым специалистам?
– Могу сказать только одно: ко мне они относятся очень хорошо как к тренеру и как к человеку.
– Новый тренер это хорошо или плохо для сборной?
– Получилось так, что мое назначение состоялось не во время, а до подготовки, поэтому не думаю, что для девушек это было каким-то стрессом. Это явление – смена тренера – достаточно изучено в спорте в плане психологии. Об этом можно рассуждать с разных позиций. Например, меняют тренера по ходу сезона в клубе, и, если команде новый наставник приходится по душе, идет какой-то всплеск, который надо поддержать. Бывает, новому тренеру не удается проявить себя и подкрепить свой приход результатом. Что касается сборных, обычно дают человеку команду для работы в течение всего олимпийского цикла либо до окончания какого-то крупного турнира в этом олимпийском цикле.
– Кто вам помогает работать с командой?
– Один из моих помощников – Александр Ковалев. Он сейчас работает в качестве второго тренера в команде «Спарта & К». Он уже зарекомендовал себя как очень неплохой специалист, выиграв со сборной молодежное первенство Европы 2008 года. До этого руководил командами «Надежда» (Оренбург) и «Динамо-Курск». Опытный, хоть и молодой. Мне нравится, как он работает. Дополнительно до периода клубной работы мы использовали Александра Васина, помощника Сергея Базаревича по московскому «Динамо». За тот период до 16 августа, пока он был с нами, Александр тоже привнес много интересного, за что мы ему благодарны.
– Вы сами выбирали себе помощников?
– Дело в том, что Ковалев был помощником главного тренера Тихоненко еще в прошлом году, я не видел смысла его менять. Васина мы выбрали еще и потому, что он очень информированный специалист – практик из мужского баскетбола. Его влияние на учебно-тренировочный процесс дало положительный эффект. Сейчас еще одним моим помощником является опытнейший специалист Юрий Геннадьевич Селихов, заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта.
– Тренер по физподготовке Калью Корстин как всегда очень требователен?
– Как только я приступил к работе, я сразу пригласил Калью в состав сборной, зная о том, что он не только опытный и требовательный, но и умеет преподнести свой материал так, что игроки с удовольствием выполняют эту работу. Может, он и очень требовательный, но проявить эту требовательность ему пока не доводилось, потому как девчонки и так все высоко мотивированы.
– Часто ли выходило так, что вы тренировали свою дочь?
– У меня их две. Какую из них? Младшая Ольга в этом году, к сожалению, не поехала на первенство Европы, хотя была кандидатом в сборную. С Ириной я работал в Вологде около двух лет. В сборной мы вместе с 2007 года, когда я стал привлекаться в состав как ассистент при подготовке к чемпионату Европы и Олимпиаде. По мере возможности я помогал ей, оставался дополнительно, и мы вместе работали.
– В те огромные промежутки, когда вы с Ириной в разных местах, в разных клубах, вы видите какие-то изменения в ее игре? Может ее игра стала взрослой, в чем она прогрессирует? Считаете ли вы, что она прибавила за время пребывания в ЦСКА?
– К сожалению, Ирина одна из тех российских игроков, которые, находясь в клубах, где играют очень именитые иностранные баскетболистки, редко прогрессируют. Есть немного исключений. Она, как и многие, в длинной очереди на получение игрового времени.
– Но как же быть с самим фактором тренировки со специалистами самого высокого класса? Разве он не может давать толчок к развитию своей игры?
– Безусловно, он дает определенный заряд, но этот заряд должен реализовываться во время игр высокого уровня. Если этого не происходит… Ну, конечно игрок становится более обученным, более мастеровитым. В женском баскетболе психологический фактор имеет огомное значение. Игрок оказывается «неразыгранным», а потом, когда он появляется в сборной, ему предстоят совсем другие роли, к которым он не готов. Потому что до этого целый сезон у него не было таких возможностей.
– Как с этим бороться? Ведь у вас половина команды из таких игроков. И до этого то же самое было. Ну, пусть они и числятся чемпионами и вице-чемпионами России, от этого ведь они лучше играть без практики не будут…
– Бороться, думаю, можно. Можно придумать массу способов. Например, отменить квоту на легионеров вообще, чтобы те команды, которые хотят добиться определенный результатов, покупали бы их целыми составами, если есть возможность. А наши бы лидеры сборной и другие талантливые девчонки в других командах имели бы постоянную игровую практику, а не сидели за спинами этих иностранок. А сейчас вы правы, такие ситуации и в мужском, и в женском баскетболе. Игрокам приходится привыкать заново, сроку у них на это два с половиной месяца. В принципе можно успеть перестроиться и «вернуться в самих себя» в психологическом плане, а также и в физическом, и в технико-тактическом. Мы им в этом помогаем. В игровом плане сложнее, предусмотрено не так много матчей.
– Была ли возможность на время бесконечной жары сменить место сборов и уехать за рубеж? Или такой задачи не было?
– Как раз в период максимальной концентрации всех вредных веществ из-за пожаров, мы находились в Новогорске, на главной олимпийской базе страны. Здесь был произведен своевременный ремонт, везде поставили кондиционеры. Мы убрали на время занятия на улице и перешли в зал. Мы рассматривали вариант переезда, но после обсуждения этого вопроса с нашим спортивным директором Оксаной Рахматуллиной решили не уезжать отсюда и не терять тот темп, который набрали. Девушки мужественно продержались!
– Все ли девушки, кроме Бэкки и Светланы Абросимовой, уже в команде? Весь расширенный состав вы просмотрели?
– Да, у нас сейчас 17 человек, 29 числа мы сокращаем состав до 14. Есть у некоторых девушек негативные настроения, им мы объявим отпуск до следующего сезона. Это неизбежный процесс, ведь в заявке 12 человек. И очень ждем приезда Светланы Абросимовой и Бэкки Хэммон.
– По поводу Эпифани Принс определились сразу? Бэкки она не конкурент?
– Не могу сказать, что сразу определился, потому что не знал, что собой представляет Принс. После изучения всех ее характеристик, включая игровую манеру и возможную адаптацию в команде, мы приняли решение, что она может пригодиться сборной в перспективе. На сегодня Бэкки команда однозначно принимает, она уже помогала нам в Пекине и на прошлогоднем чемпионате Европы. Сейчас ее показатели в WNBА вызывают только восхищение, и игрок она более опытный.
– Илона Корстин в своем блоге пишет, что девушки не быстро привыкают к вашим методам подготовки? А Елена Баранова упоминала, что вы больше внимания делаете на физику, чтобы стиль игры был быстрый, это так?
– Да, и это касается сборной в полной мере. Базовая подготовка нам очень пригодится. Если рассматривать турнир в 11 дней с 9 играми, то мы должны быть очень сконцентрированы до конца, и особенно на последних стадиях. На сегодняшний день мы работаем объемно, тренировки длятся до 2 – 2,5 часов в день. Как тренер, который большую часть карьеры отработал с мужскими командами, я хотел бы, чтобы наши девушки играли быстрее. Законодателями моды в женском баскетболе являются американки и австралийки, где быстрота исполнения технико-тактических действий на высочайшем уровне. Если мы хотим на равных с ними конкурировать и обыгрывать, другого пути нам не дано.
– С психологом много девушки общаются? Есть о чем поговорить? Сами идут, или, пока к ним психолог не придет, не раскрываются? Какие вопросы обычно там обсуждаются?
– Каждый разговор с психологом это очень личное. Я никогда не спрашиваю психолога, о чем он разговаривает в деталях. Наш психолог Павел Понамарев провел большую работу по изучению характеров и личностей всех девушек и общался с ними по мере необходимости. Каждый игрок, тренер – все требуют индивидуального внимания. Метод собрания и общего воздействия здесь не подходит.
– С мужской сборной девушки поддерживают отношения, или круг их знакомств в личном плане далек от баскетбола?
– Они в хороших дружеских профессиональных отношениях, это я отметил, когда мы совместно тренировались. Ничего особенного и выдающегося не заметил. Это отношения больших мастеров, связанные любовью к своей стране. Девушки пожелали удачи нашим парням накануне вылета в Турцию.
– Вы вообще в курсе личной жизни спортсменок?
– Моя позиция такая: если есть проблемы в личной жизни у спортсмена, и он готов поделиться, нужно помогать. Но влезать я не буду. Прежде всего, должность и баскетбол.
– Как с новыми обязанностями справляется Оксана Рахматуллина?
– Блестяще! Я рад, что она на этой должности. Зная специфику работы в сборной изнyтри, Оксана покрывает весь спектр вопросов, от официальных до спортивных и бытовых. Часто до 9 вечера она на базе, постоянно в контакте с девчонками, они ее очень уважают. Человек, не считаясь со своим личным временем, работает на благо сборной.
– Участие Щеголевой все еще под вопросом, она готовилась с командой?
– Нет, в этом году на чемпионате мира Татьяны не будет. Она не смогла пройти подготовку, мы на нее не в обиде. У Татьяны есть ряд проблем, я в курсе их и желаю Татьяне удачи! Прежде всего, ей нужно вернуться в баскетбол, она еще не сказала своего последнего слова в большом спорте.
– Какие контрольные матчи вы еще планируете провести до ЧМ?
– На этом сборе, который длится с 21 августа и до 4 сентября, нам сыграли с мужской командой «Мытищинские бизоны». Спасибо, за то, что они откликнулись на наши просьбы о спарринге. В рамках подготовки уже непосредственно к чемпионату Мира мы сыграем в Греции 13, 14 и 15 сентября, потом отправимся в Белоруссию, где проведем два матча 17 и 18 сентября. 21 сентября отправимся в Чехию.
– Кроме чехов, стоит ли кого-то из соперников по группе особенно бояться?
– Бояться вообще никого не надо. Нужно быть уверенным в своих силах, в то же время необходимо выходить с настроем на каждый матч, максимально достойно и внимательно отнестись к противникам. Может, Япония и не самая баскетбольная страна, но зачастую выигрывает тот, кто бьется до последней секунды. Иногда 1 процент «недонастроя» может повлиять на результат игры.
– Федерация как обычно признает результатом только место в тройке? Или девчонки тоже настроены попасть в призы?
– Девушки всегда хотят показать высокий результат. Если бы они не хотели, они бы так не выкладывались и не выпахивали все то, что им предлагаем мы как тренеры. Ну а Федерация дала нам задание, хотя оно, может, и не является государственным, нам нужно попасть в финал чемпионата мира. На Исполкоме была поставлена именно такая задача. Будем стараться эту задачу выполнить и перевыполнить.