Всегда будет первым
Ровно год спустя на том же самом липком после вылитого шампанского паркете Химкинского дворца армейцы принимали кубок чемпионов. Эмоций на этот раз было немного меньше: тогда определенный заряд придала сомнительная победа хозяев в третьем матче – но все остальное осталось примерно тем же. Нескрываемая радость Андрея Ватутина, хоровое пение армейского сектора, срезающий сетку Виктор Кейру (с которого в это время стягивал шорты умирающий со смеху экс-химачанин Понкрашов), негостеприимное поведение организаторов, вновь устроивших чествование хозяевам и совершенно позабывших про виновников торжества. Отличия были минимальны, но значимы: тренер Пашутин рассыпался в благодарностях всем руководителям ЦСКА, Попс Менса-Бонсу возвышался темной сосной немного в отдалении, не приняв участие в общем фотографировании, ну и кубок появился сам собой. Глава российского баскетбола по непонятной причине не смог преподнести трофей армейскому капитану. Главное, что награда все-таки нашла своих героев и закрыла один из самых противоречивых сезонов в российской суперлиге.
Привычная фора в десять очков у ЦСКА образовалась уже через четыре минуты после начала. Воспользоваться отсутствием пропускающего встречу из-за травмы ноги Виктора Хряпы, что в лучших конспиративных традициях обнаружилось только во время разминки, химчане не смогли. Мяч до «больших» за это время удалось довести лишь раз – так сильно прихватили хозяев на периметре. Лопес не особенно удачно распоряжался снарядом: за это время его команда совершила три потери (одну лично он, еще две – «большие») – и армейцы несколько раз убегали в быстрые прорывы. Эти легкие очки, впрочем, в полной мере соотносились с теми легкостью, изяществом и какой-то даже деланной элегантностью, которые отличали армейское нападение в эти минуты. Заправляли здесь двое – Лэнгдон и Шишкаускас (8 и 15 очков после первой четверти): оба показали едва ли не все свои возможности – забивали с периметра, обыгрывали оппонентов один в один самыми разными приемами из своего арсенала, проходили под щит, выхватывали мячи после верных потерь партнеров и доводили дело до ума.
После того, как разница стала критичной, Скариоло попросил паузу, но ход встречи изменить удалось не сразу. Армейские снайперы продолжали забивать, невзирая на выставленную «зону». Лишь когда под конец отрезка они постарались перераспределить ответственность, больше нагрузив Кауна и Воронцевича, «Химки» смогли немного подтянуться в счете (18:25 к первому перерыву). К облегчению итальянского специалиста, с выходом пары Кабесас-Лэнгфорд заработало нападение: оба опасных прежде всего своими проходами игрока получали свободу после разменов и не стеснялись ей пользоваться при любой возможности. Жертвой их активности пал Лэнгдон, уже в начале второй десятиминутки получивший третий фол. Без него с выходом на площадку Планинича и Курбанова акценты в атаке красно-синих сместились на Кауна.
Потом ушел отдохнуть и Саша. Заменивший его Дмитрий Соколов, сначала выполнил свой коронный номер – тот, когда он несет сверху, а тут сзади подлетает кто-нибудь и отнимает у него мяч (кем-то оказался Маккарти) – но тут же исправился и забил. Соперники перестали набирать очки, и игра затихла, как будто булькающий котел накрыли крышкой: Соколову помогали всей командой драться под щитом, Курбанов и Холден сражались в защите, злой Планинич носился по площадке, зубами вцепляясь в оппонентов (хорват выдал феноменальный «горшок» Фридзону и, требуя признания, посмотрел на Николая Цынкевича, а потом еще перехватил мяч и все же добился своего у болельщиков, которые огласили дворец криками «Зоран, Зоран»). Когда крышку с котла сняли, оказалось, что из этой рубки армейцы вышли с небольшим, но плюсом – 43:30.
На вторую половину вместе со стартовыми составами вышли Лэнгфорд и Курбанов. Скариоло пустил в дело последний козырь и перешел на игру маленькой пятеркой (Лопес-Лэнгфорд-Фридзон-Маккарти-Явтокас), а Пашутину, видимо, показалось, что Никита является более адекватной заменой Хряпе (к началу третьей четверти на его счету было 11 очков и 1 передача). Армейский рулевой, было, внес коррективы и тоже опробовал вариант с четырьмя «малышами» (Планинич вместо Курбанова), но тут же вернулся к первоначальному варианту, дав отдохнуть Шишкаускасу. (Соколов тоже выходил, но только лишь для того, чтобы ткнуться в грудь Маккарти, получить замечание и удалиться с непонимающим видом). На паркете же шло соревнование снайперов: Лопес, Лэнгфорд, Шишкаускас и Лэнгдон продолжали представление первой половины, выбирая варианты для атаки, подходящие лично для них. Броски с «отвалом», проходы под щит, игра спиной, дальние броски после выхода из-под заслона, пик-н-роллы – классические и красной нитью прошедшие через весь сезон приемы кружили зрителей в калейдоскопе. Накал достиг такого градуса, что Фридзон даже полез под VIP-трибуну за улетевшим туда мячом, так что пришлось доставать самого Виталия. Уже охранникам. Решила же здесь все старая добрая борьба на щите: Каун добавил пару раз после промахов, и комфортный гандикап сохранился и перед заключительной четвертью.
Скариоло не стал отходить от выбранной стратегии, оставив четырех «малышей» в компании с Мозговым, а потом и Явтокасом, но, несмотря на довольно агрессивный характер защиты, красно-синим удавалось преодолевать это построение – с энергозатратами, зато на стабильной основе. После двух трехочковых попадания и между ними броска с отклонением через руки Лэнгфорда в исполнении Шишкаускаса армейский десант огласил окрестности звучным «Мы – чемпионы». Хотя чемпионов тем временем становилось все меньше – с перебором фолов отправились на скамейку Лэнгдон и Планинич – сил скамейки ЦСКА (и отрыва) вполне хватило, чтобы Евгений Пашутин чувствовал себя вполне уверенно. Шишкаускас под конец совсем разошелся (29 очков + 8 подборов), воспользовавшись отсутствием Траджана, но даже он остановился за полминуты до сирены.
В общем, третий матч получился единственным, который хотя бы по нерву, по динамике и выплеску эмоций напоминал бы настоящий финал. И вышел столь напряженным, что, как бы это ни было удивительно, стало даже немного жалко, что серия так быстро закончилась. Правда, явно не игрокам. Фраза «хотим в отпуск» стала лейтмотивом проходящего в раздевалке праздника.
Химки – ЦСКА – 60:76 (18:25, 12:18, 19:18, 11:15)
ХИМКИ: Лопес (10 + 5 передач), Явтокас (8), Маккарти (7), Фридзон (5), Янкунас (2) – старт; Лэнгфорд (18 + 4 подбора), Кабесас (6), Мозгов (4), Дмитриев (0).
ЦСКА: Шишкаускас (29 + 8 подборов), Лэнгдон (13), Каун (8 + 6 подборов), Холден (5 + 8 передач), Воронцевич (0 + 3 передачи) – старт; Курбанов (11), Планинич (7 + 6 подборов), Соколов (3), Кейру (0).
Кстати, календарь этого сезона - это отдельная печальная песня. Даже ЦСКА он, по-моему, больше навредил, чем наоборот.
У меня вопрос к болельщикам ЦСКА: кто-нибудь может дать информацию, как ЦСКА сыграл свой первый сезон в Евролиге, и как провёл национальный чемпионат в год своего дебюта Евролиге? Любопытно было бы сранить.
меньше спеси и больше понимания тебе бы не помешало.
то же самое и с правопреемственностью. при желании можешь разобраться в сути. при его отсутствии можешь и дальше говорить, что если разные буквы, то «это не считается».