Магия и математика
Два трехочковых попадания Дерека Фишера не только совершенно фантастическим образом лишили «Орландо» казалось бы заслуженной победы в четвертом матче, но и, по сути, убили минимальную интригу в финальной серии – теперь от «Лейкерс» ждут финального чемпионского аккорда, который плавно перетечет в парад на улицах Лос-Анджелеса, самоутверждение Кобе над Шаком и объявление Филом Джексоном о намерении остаться с командой еще на один сезон. Подобное восприятие вытекает не столько из какого-то визуального превосходства калифорнийцев (которого, в общем-то, и нет), отсутствия опыта подобных матчей у «Мэджик», проявляющегося в неумении реализовывать штрафные броски в решающие моменты и истеричное поведение коуча, или заслоняющей солнце фигуры Кобе Б. Брайанта. Оно вытекает из чисто арифметического расчета: всего восьми командам в истории лиги (то есть почти из 200 участвовавших в плей-офф) удавалось вырывать серию, уступая по ее ходу со счетом 1-3. Причем семь из восьми владели преимущество своей площадки. Не говоря уже о том, что в большей части восьмерки играли такие люди, как Джерри «Клатч» Уэст, Элвин Хэйес, Лэрри Берд и Билл Расселл. Единственный же человек с чемпионскими перстнями в составе «Мэджик» (не считая, разумеется, главного тренера, получившего свой по непонятной прихоти судьбы) проводит финальную серию на скамейке в гражданском костюме, уступив место вернувшемуся Нельсону.
Ван Ганди, теряющий голову по ходу матчей, после четвертой встречи вовсю подчеркивает переизбыток оптимизма и надеется на воскрешение своей команды. В качестве бодрящего аргумента Стэн напирает на то, что баскетбольный матч он и есть баскетбольный матч, а на какой стадии происходит пробитие штрафных, значения не имеет. Как бы то ни было, «Орландо» нужно побеждать в трех играх подряд и впервые в истории выйти из катастрофического положения в финале. Прежде чем понять, надеются ли они на что-нибудь, кроме чистого волшебства, стоит взглянуть на прецеденты подобных побед.
2006: Последней командой, упустившей преимущество 3-1 по ходу серии, были, что примечательно, «Лейкерс». Случилось это в первом раунде плей-офф. Переживающие не лучшие времена калифорнийцы, лишь незадолго до того реанимировавшие Фила Джексона и уповавшие целиком и полностью на него, закончили сезон на седьмом месте (45-37) и попали на ведомых Майком Д’Антони «Санс» (54-28). Исход противостояния был известен заранее. Каким великим ни был бы Кобе, тогда еще не прошедший перерождения путем декларации о желании покинуть команду, душеспасительных бесед с Бассом и приобретения Газоля, команда, где в стартовой пятерке играли Кваме Браун и Смуш Паркер, была обречена. Обречена вдвойне, так как против нее выходили принципиальнейшие соперники по дивизиону во главе с MVP сезона. Но неожиданно для всех, победив в первом матче, атакующая машина застопорилась: в трех играх подряд «Финикс» не смог набрать и ста очков (108,4 по ходу сезона), тогда как «Лейкерс» неожиданно обрели второго лидера. Проблема была в том, что лидером этим был непостоянный сладкоежка. Ламар Одом стал тем самым Х-фактором. Он дал своей команде преимущество под щитами и разгрузил Кобе впереди, стягивая на себя защитников во время черепашьих проходов. Больше, чем на три матча долговязого универсала не хватило. «Санс» вновь поймали кураж, обрели «ран-энд-ган» стиль и добежали до финала конференции, где были биты «Далласом».
2003: У предчемпионского состава «Пистонс» проблемы возникли так же в первом раунде. И так же на ровном месте. Расклады были очевиднее некуда. Лучшая команда Востока (50-32) против «Мэджик» (42-40), команды одного игрока. Да и того звали Трэйси МакГрэйди. Тогда, правда, от ТиМака еще не бежали, как от чумы, не возлагали на него ответственность за бесконечные поражения в первом раунде, да и с коленками у него было не так все плохо. Короче, Трэйси отрывался, как мог, забивая по тридцать-сорок очков за игру (в первых двух он перевалил за отметку в сорок). Четыре матча понадобились Рику Карлайлу для того, чтобы настроить капканы (чему способствовало наличие в составе лучшего защищающегося игрока сезона Бена Уоллеса) и нащупать атакующие взаимодействия треугольника Биллапс-Хэмилтон-Принс. Ключевым стал пятый матч, в котором «Мэджик» смогли набрать лишь 67 очков и поняли беспочвенность собственных притязаний.
1997: Противостояние «Нью-Йорка» и «Майами» богато на самые разные моменты, но есть в нем и такие. Две лучшие защищающиеся команды того времени сошлись во втором раунде плей-офф с самыми серьезными намерениями. Преимущество домашней площадки было у «Майами» (61-21), но команда Пэта Райли безмятежно его потеряла в первом же матче с «Никс» (57-25). Патрик Юинг поставил через Зо, обеспечив таким образом победу в первой игре, и накрыл трехочковый бросок Тима Хардауэя на последних секундах третьего, а его команда уверенно двигалась к финалу конференции, считаясь единственным коллективом в лиге, который мог бы остановить Джордана и «Буллз». Решающей стала пятая игра, моментально включившая эту серию в разряд наиболее драматичных в истории: важной оказалась не только победа «Хит», но и драка, спровоцированная Пи Джей Брауном, который принялся молотить разыгрывающего «Никс» Чарли Уорда. Неделикатное отношение к «малышу» вызвало бурю негодования на скамейке «Никс, откуда выпрыгнули в полном составе Патрик Юинг, Аллан Хьюстон, Лэрри Джонсон и Джон Старкс. По итогам заварухи ключевые игроки «Никс» получили дисквалификации, предписывающие им пропустить 6-ю (Юинг и Хьюстон) и 7-ю встречи (Джонсон и Старкс). Потом «Никс» рассказывали, что все подстроил Райли, подговоривший Брауна устроить потасовку, дабы вытащить проигранную серию. Но, если так было на самом деле, то Пэт еще гениальнее, чем принято считать.
1995: «Рокетс» образца 95 года не воспринимаются в отрыве от чемпионских перстней, но тогда именно «Хьюстон» (47-35) был практически однозначным кандидатом на вылет в противостоянии с «Финиксом» (59-23) Чарльза Баркли и Кевина Джонсона. Сражение получилось эпическим: Хаким Оладжьювон, Клайд Дрекслер, Роберт Орри, Сэм Касселл и Кенни Смит против Баркли, Джонсона, Дэна Марли и Эй Си Грина. Обеим сторонам удавались периодические взрывы, лидеры блистали, но «Санс» так и не удалось нанести решающий удар: седьмой матч «Финикс» уступил со счетом 114:115. Не хватило совсем чуть-чуть: тогда считалось, что решающим для исхода серии стала потеря командой в середине сезона Дэнни Мэннинга, которого так и не смог заменить работяга Грин.
1981: Две лучшие команды Востока, «Бостон» и «Филадельфия» (62-20), скрестили клинки в финале конференции в 1981 году. Эта история является частью легенды «Селтикс». Перед тем сезоном Рэд Ауэрбах совершил вторую по гениальности революцию в рядах «Бостона» (улучшенная вариация которой удалась два года назад Дэнни Эйнджу): на драфте был подобран Кевин Майкхейл, а из «Голден Стэйт» в Массачусетс прикатил Роберт Пэриш. Два монстра Восточной конференции осыпали друг друга ударами, но тогда династия «Селтикс» уже начинала формироваться, доказывая свое право на доминирование в конференции. Непередаваемое напряжение отпустило всех зрителей лишь по окончании седьмого матча, завершившегося минимальной победой «Селтикс» на своей площадке (91:90). «Большого Трио» оказалось слишком много для одного Ирвинга.
1979: Случаем, в котором все решила удача, стоит назвать и победу «Вашингтона» в финале Восточной конференции над «Сан-Антонио» (48-34). «Буллетс» закончили сезон в качестве лучшей команды лиги (54-28), при этом умудрившись проиграть 8 из последних 11 матчей «регулярки». Спад ощутимо чувствовался и в плей-офф. Сначала «Вашинтгон», ведя 3-1 в серии с «Атлантой», чуть было не растерял все преимущество, но все-таки дожал «ястребов» в семи матчах. А затем проиграл три из первых четырех встреч серии «Сперз» Джорджа Гервина. Отчаянно сражаясь в каждой последующей встрече, команда, ведомая Элвином Хэйесом, сумела довести серию до седьмой игры (107:105), которая считается одной из наиболее драматичных в истории НБА. Огорчение «Сперз» было столь велико, что в следующий раз они добрались до финала лишь 20 лет спустя.
1970: Команда «Лейкерс» начала 70-х называется лучшей в истории клуба, и все же коллектив, где наличествовали такие персонажи, как Джерри Уэст, Уилт Чемберлен и Элджин Бэйлор, умудрился чуть было не вылететь в полуфинале Западного дивизиона, где им противостоял «Финикс». В противостоянии второй (46-36) и третьей команд (39-43) для большинства аналитиков все было предопределено. «Солнышки» только начинали строительство коллектива. За сезон до того в клуб пришла успешная пара из «Чикаго»: Джон «Ред» Керр и Джерри Колланджело. Но на новом месте у них не особенно заладилось. Первый сезон команда провалила, а второй доигрывала уже с Джерри Колланджело в роли главного тренера. Неожиданный всплеск «Финикса», умудрившегося выиграть три матча подряд после поражения в первом, связан с фигурой другой легенды «Лейкерс» Гэйла Гудрича, который на два сезона переехал в Аризону. Калифорнийцы справились с Полом Силасом, но закрыть шустрого защитника никак не удавалось. В итоге гигантские показатели от Джерри Уэста и Уилта Чемберлена в комбинации с удачной защитой против бывшего-будущего партнера предопределили кардинальный поворот в серии.
1968: Наверное, символично, что первым клубом, которому удалось сотворить невозможное, стали «Селтикс». Причем в отличие от тех, кто шел за ними, «Бостону» удалось взять седьмую игру на выезде. Противостояли команде Билла Расселла и Джона Хавличека «76-е» во главе с вечным оппонентом массачусетского гиганта – Уилтом Чемберленом. За «Филадельфию» было и преимущество своей площадки, и лучшее соотношение побед-поражений в сезоне (62-20 против 54-28), и относительная молодость нового подряда «76-х» по сравнению со стареющей династией «Селтикс». За «Бостон» говорила выдержка, чемпионский опыт, желание взять реванш за поражение в финале годом ранее и Билл Рассел в качестве первого чернокожего тренера в истории НБА. «Филадельфия» легко оторвалась в счете, но конец сказки был прискорбен: в какой-то момент игра разладилась, лидеры начали с ожесточением тянуть одеяло на себя, и в итоге закончилось все для них весьма плачевно. Настолько, что после того сезона руководство команды приняло решение отказаться от живой легенды клуба и по совместительству главного единоличника Уилта Чемберлена, отдав его за просто так в «Лейкерс». Разочарование ознаменовало период стагнации в Пенсильвании, а «Селтикс» по инерции взяли чемпионство и в 68, и в 69 годах, доведя общее количество до 11 за 13 сезонов.
Все вышеперечисленные примеры могут и не добавить особенного оптимизма болельщикам «Орландо», но говорят о том, что призрачные шансы на спасение у «Мэджик» есть. В конце концов, если бы Кортни Ли попал во втором матче, а Дуайт Ховард все же сподобился хотя бы на один штрафной в концовке четвертой двенадцатиминутки четвертого матча, то именно «Орландо» вел бы в счете 3-1. Два касания пока решили исход серии в пользу одной из команд. Если не принимать во внимание радикальные варианты вроде провоцирования лидеров на возможную дисквалификацию (вряд ли массаж Петрюсом спины По Газоля стоит рассматривать как вариацию чего-то подобного) и травмы Кобе, то помимо, собственно, удачи, рецепт для того, чтобы переломить ход серии, Ван Ганди должен быть хорошо известен:
– Нахождение верного баланса при нападении «1-4». Основная сила «Мэджик» лежит в грамотном движении мяча по периметру, где каждый из четверки способен рвануть в проход или огорошить оппонентов трехочковой бомбой. Время от времени в каждой игре (за исключением первой) «Мэджик» удается нащупать характерный для себя стиль нападения. Ключевой для этого является позиция первого номера, где Ван Ганди уже пора бы определиться. Пока взрывоопасный коуч мечется между разнообразными вариантами, то доверяя Раферу Элстону (в третьем матче и начале четвертого первый номер оправдал ожидания тренера), то выпуская Джамира Нельсона, который частенько принимает неверные решения и ошибается в обороне, хотя потенциально может разорвать защитные порядки «Лейкерс», традиционно плохо справляющихся с шустрыми разыгрывающими. Наконец, в запасе у Ван Ганди остается еще вариант, при котором первого играет Тюркоглу, а снайпером при нем выходит Джей Джей Редик. Все варианты кажутся потенциально достойными, но Ван Ганди запутывает все таким образом, что все время вспоминаются слова Марчина Гортата и Шакила О’Нила о том, что «Мистер Паника» сбивает с толку собственных баскетболистов, вызывая неудовольствие и у Элстона, и у Нельсона.
В случае если позиционное нападение все же заработает, то «Мэджик» имеют реальные шансы приблизиться к фантастическим 62,5 процентам (35,7 трехочковых), которые они показали в победной третьей игре. Хотя, быть может, «Мэджик» просто нужно лучше бросать. Все до банальности просто. «Лейкерс» оставляют в одиночестве и Ли, и Элстона, но тем это почти никогда не помогает. Вдобавок новичок, похоже, совсем потерял веру в собственные силы, смазав большинство дальних бросков, а Стэн Ван Ганди постепенно теряет веру в него, все больше времени предоставляя Микаэлю Петрюсу.
Помимо точности бросков у «Орландо» все достаточно неплохо. «Лейкерс» так и не могут найти противоядия ни против Тюркоглу, ни против высоких заслонов, частенько пропуская агрессивных защитников в трапецию. Это плодотворно работает даже в присутствии Гортата, который весьма удачно получает мяч после пик-н-роллов. Только вот проводит поляк не так много времени.
– Продуктивность Ховарда. Грамотная игра «маленьких» и большее разнообразие в нападении способны дать больше простора для маневра Дуайту Ховарду, избавив его от назойливо преследующих его дабл-тимов. Ховард доказал, что даже со своим ограниченным арсеналом легко продавливает и Газоля, и Байнэма. Проблема только в том, что центровой слишком редко оказывается с ними тет-а-тет, наталкиваясь на сочетание из двух, а то и трех оппонентов. В тесном сочетании с Ховардом работает Рашард Льюис, загорающийся лишь временами. Именно активность четвертого номера, его умение обострить и дальние броски способны разгрузить великана, сместив акценты в нападении.
– Доминирование в трехсекундной. Игра в «краске» стала определяющей для разгрома первого матча. Ван Ганди удалось найти верный баланс, дабы не повторить тех ошибок: во всех последующих «Мэджик» не уступали борьбы за отскок и лишь один раз минимально уступили по количеству очков, набранных из трехсекундной. Для того чтобы повысить свои шансы, «Орландо» следует не снижать работоспособности в этих компонентах.
– Для оптимизации нападения «Орландо» обязательно следует сократить количество потерь. Именно они практически каждый раз сводят на нет все преимущество «Мэджик» под щитами. 20 к 12 во второй, 17 к 7 в четвертой, и лишь в третьей игре паритет – 13 к 13. Подавляющее большинство потерь приходится на Тюркоглу и Ховарда. «Лейкерс» одна из лучших команд, грамотно использующих дабл-тим, и баскетболистам «Мэджик», особенно Ховарду, нужно быстрее думать и бережнее обходиться с мячом.
– Помощь скамейки. Запасные «Мэджик» неизменно оказываются лучше своих оппонентов. Второй эшелон «Лейкерс» серию напрочь провалил. Если бы ни Ламар Одом, который внес решающий вклад во все победы «ЭлЭй», и Уолтон, эпизодически помогающий основе, то присутствие Вуячича, Фармара, Мбенги, Пауэлла и Брауна можно было бы объяснить лишь сердобольным отношением Джексона, решившим взять небольшую группу поддержки во Флориду. И все же «Мэджик» нужен больший вклад, прежде всего, от «малышей» (Редика, Петрюса, Нельсона).
– Внимание в решающие моменты. Отличие «Лейкерс» от «Орландо» явственно ощутимо в моменты решающих атак. Наученные горьким опытом противостояния с «Бостоном» калифорнийцы стараются довести каждое нападение до ума или хотя бы до штрафных бросков. «Мэджик» же боятся линии трапеции как черт ладана, предпочитая «трешки» искушению в очередной раз потерпеть неудачу в самом простом элементе баскетбола.
Это о ком?
Вуячич, Фармар, Мбенга, Пауэлл и Браун- в среднем играют в финале минут по пять, у них нет времени приносить пользу в отличие от игроков Орландо.