Уиггинса называли канадским Джорданом, но он потерялся в «Миннесоте». Обмен в «Голден Стэйт» спас ему карьеру
Болельщикам «Тимбервулвз» сейчас будет больно.
Еще два года назад карьера Эндрю Уиггинса выглядела наглядным примером того, как ожидания экспертов и надежды болельщиков жестоко разбиваются о суровую реальность. Форвард «Миннесоты» исполнял роль безалаберной звезды, набирал по 20 очков за матч с рядовой эффективностью и наслаждался преимуществами максимального контракта. От настоящих звезд НБА, определяющих судьбу хотя бы регулярного сезона, Эндрю находился на таком же расстоянии, как закончившие сезон-2018/19 с 36 победами «Тимбервулвз» от зоны плей-офф. В теории не слишком-то и далеко, но на практике – почти недостижимо.
Однако спокойному течению дней баскетболиста было суждено прерваться. По воле случая или по сухому расчету руководства «Голден Стэйт», но первого номера драфта-2014, приправленного пиком первого раунда, обменяли на стилистически неподходящего «воинам» Д’Анджело Расселла, так что с февраля 2020-го Уиггинс начал осваиваться в Области залива. А как освоился, стал непременной составляющей успеха одной из лучших команд текущего сезона, всерьез претендующей на чемпионский титул. Как промежуточный итог – после травмы Пола Джорджа Эндрю всерьез конкурирует с Дрэймондом Грином за место в стартовом составе на Матче всех звезд.
Что же Уиггинс изменил в своей игре? Коротко обсудим несколько моментов.
Улучшил выбор момента для атаки
В «Миннесоте» форвард имел карт-бланш на практически любой бросок. Так повелось еще до прихода Тома Тибодо и Джимми Батлера, так продолжилось и после единственного захода клуба в плей-офф за долгие годы.
В последний полноценный сезон Уиггинса в составе «волков» (2018/19) доля его бросков с ведения составляла 38%, причем трети таких попыток предшествовало не менее трех ударов мяча с находящимся близко защитником.
Эндрю набирал 18,1 очка, попадая только 41% бросков с игры и 34% трехочковых.
Сейчас его показатели составляют 18,6 очка, 48% бросков с игры и 42% трехочковых – с запасом лучшие цифры в карьере.
Форварду из Канады пришлось полностью переосмыслить участие в нападении. В «Вулвз» он пытался обыграть защитника на дриблинге и бросал ему «в лицо», большая часть таких попыток логичным образом не попадала в цель. Однако в нынешнем сезоне Уиггинс атакует с ведения только в подходящих для этого случаях: лишь в 25% атак, зато бросает без единого удара в пол в 48,3% случаев. Изменилась и близость находящегося рядом с ним защитника: в тех же 48,3% случаев он находится на расстоянии не менее 1,2 метра, чего более чем достаточно для комфортного броска.
Проще говоря, в половине атак у форварда «Уорриорз» вообще не возникает необходимости стучать мячом о паркет. Грин, Пул и Карри с легкостью находят его на удобных точках.
Также Эндрю в два раза чаще использует рывки под кольцо, где его находят передачей между линиями. В таких атаках он набирает эффективные 1,36 очка за владение.
Болельщики «Голден Стэйт» уже не волнуются, когда форвард атакует на ведении. В его арсенале закрепился проход с продавливанием, который он завершает после разворота корпуса. Таким броскам Уиггинса не могут помешать даже профильные бигмены: все-таки форвард обладает большой силой и не позволяет оттолкнуть себя в воздухе.
Обыгрыши с финтами, степбэки и силовые данки никуда не пропали из набора навыков игрока. Просто теперь он лучше выбирает момент для их использования.
Изменения в качестве попыток наглядно отображены в картах бросков баскетболиста.
Слева – сезон-2021/22, справа – сезон-2018/19.
Как видно, в нынешнем сезоне Уиггинс сосредоточился на бросках вблизи кольца и дальних попытках слева от центра трехочковой дуги. Три года назад он атаковал практически из любых положений.
Получил понятную роль в обороне и начал выкладываться
Карьера проводящего восьмой год в НБА форварда подсказывает, что Эндрю не из тех людей, кто отрабатывает на обеих сторонах площадки вне зависимости от результатов команды. Кажется, в «Миннесоте» он не видел смысла регулярно выкладываться в обороне из-за неочевидной значимости отдельных эпизодов для проигрывающего клуба. Не помогала и постоянная смена тренеров – четыре человека за пять с половиной лет – которые, к тому же больше размышляли над тем, что делать в защите с появившимся в 2015 году Карлом-Энтони Таунсом.
В «Голден Стэйт» ситуация абсолютно другая. Во-первых, команда бьется за высокие места, а в предыдущие неудачные сезоны целенаправленно наигрывала баскетболистов для имеющейся системы. Во-вторых, здесь создан стабильный тренерский штаб во главе со Стивом Керром, идеи которого постоянно транслирует подсказывающий под кольцом Дрэймонд Грин. С таким жестким и говорливым «большим» не забалуешь. И последнее: у Эндрю появилась четкая роль – теперь он главный стоппер на периметре.
Атлетизм 201-сантиметрового форварда позволяет ему приклеиваться практически к любому игроку с первой по четвертую позицию. При этом размах рук (213 сантиметров) и хорошая скорость помогают сдерживать «маленьких», а общая физическая подготовка и солидная масса не дают продавить его мощным оппонентам.
Если в регулярке-2018/19 соперники атаковали через Эндрю лучше, чем в среднем по сезону, то сейчас картина полностью изменилась. Он уменьшает чужую точность бросков:
• на 3,6% с дистанции менее 1,8 метра;
• на 4,0% с дистанции менее 3 метров;
• на 2,8% с дистанции менее 4,5 метра.
И в общей сложности на 3,5%, что очень солидно для игрока периметра.
«Мы зовем его двусторонний Уиггс. Он доказал, что может оказывать влияние на игру на обеих сторонах площадки», – хвалил партнера Стефен Карри.
Чаще всего в матчах «Уорриорз» Уиггинс опекал Пола Джорджа, Деррика Роуза, Энтони Эдвардса, Деджонте Мюррэя, Кайла Лаури, Джейсона Тейтума, Леброна Джеймса, Донована Митчелла, Дариуса Гарлэнда, Зака Лавина – очень разноплановых в атаке звезд. И тем не менее в большинстве случаев был успешен.
На все повлияла организация «Уорриорз»
Так уж повелось, что звездные игроки «Миннесоты» проводят лучшие годы в других командах, и Уиггинс не исключение.
С первого же дня в «Голден Стэйт» форвард заметил разницу в функциональных подходах двух клубов.
«Существуют большие различия. Здесь все очень хорошо организовано. Ты знаешь, чем занимаешься каждый вечер, ты знаешь, что тебе предстоит сделать, знаешь количество минут, которое предстоит сыграть, знаешь ротацию», – объяснял Эндрю.
Прогресс бывшего подопечного отметил и известный специалист по защите Том Тибодо.
«Между ним в «Тимбервулвз» и сейчас есть огромная разница, он вырос. Думаю, что он попал в идеальную окружающую среду. Работа, которую проделали Стив и персонал, мотивировала его расти. Его защита стала гораздо лучше. Его универсальность тоже, и он продолжит становиться все сильнее и сильнее. Игра с такими парнями, как Стеф и Дрэймонд, а потом и с Клэем – это отличный бонус для него», – отзывался Тибодо.
Мы уже убедились, что в «дабс» у канадского баскетболиста существует ограниченный набор функций в защите и нападении, сосредотачиваясь на котором он максимизирует собственную эффективность. Команда еще больше выигрывает от того, что Уиггинс окончательно вписался в систему и принял правила игры лидеров «Уорриорз».
Никого (кроме ворчащего Дрэймонда) не удивил пас Эндрю на трехочковый Стефена Карри в матче с «Нью-Йорком», когда Стеф установил рекорд по дальним броскам. Но в «Вулвз» он далеко не всегда поступал подобным образом и нередко шел завершать до конца – с сильнейшим сопротивлением. В «Голден Стэйт» для него в принципе не существует опции не отдать передачу на партнера в более удобной ситуации или в продолжение комбинации, потому что каждый такой эпизод затем разбирается штабом. Уиггинс превратился в продвинутую версию Харрисона Барнса и выиграл от этого сам.
«Мы дали ему абсолютно другую роль в сравнении с той, что была у него в «Миннесоте»… Он справился.
Эндрю Уиггинса невозможно не любить. Он очень хорошо обучается на тренировках. Он нашел свое место рядом с этими парнями», – делился впечатлениями о работе с форвардом Стив Керр.
В словах Керра заключается, возможно, еще одна причина ренессанса Эндрю. Он обрел себя рядом с очень статусными баскетболистами и установил с ними не только профессиональные, но и близкие личные отношения, которые мотивируют его расти.
«Здесь очень здорово и весело, все общаются друг с другом. Никаких эго, ничего подобного. Просто каждый хочет победить. Здесь особенное отношение к победам, победная культура, все сделано ради одного. И мы все хотим стать лучше, поддерживаем друг друга и переживаем. Здесь повсюду любовь», – рассказывал Эндрю.
Уиггинсу уже 26 лет. Конечно, он так и не стал звездой, которой его представляли до начала карьеры в НБА, когда называли Кленовым Джорданом. Но прежние ожидания от юного игрока уже никто не вспоминает. Настала новая реальность, в которой Эндрю все-таки умудрился спасти свою карьеру.
Вокруг какого молодого игрока вы бы строили свою команду?
Фото: Gettyimages.ru/Thearon W. Henderson / Stringer, Gregory Shamus; REUTERS/Petre Thomas-USA TODAY Sports, Vincent Carchietta-USA TODAY Sports
В этом же сезоне он выглядит в куда большей степени вписанным в систему. Он по-прежнему катает айзо - но это тоже видится частью системы. Зато, когда возможность атаки затруднена, Уиггинс без проблем отдаёт мяч партнёру - причём нередко в обострение. Ещё весной казалось, что обостряющая передача - совсем не про него, но в этом сезоне он вдруг начал баловать партнёров конфетками.
Правда, в клатче он все еще теряется. Видимо, характер такой. Остаётся надеяться, Керр помнит, каковы симптомы синдрома Барнса - и, в случае их проявления, оперативно примет меры.
Пик в первой мог и не достаться учитывая что когда Финч взял команду она была на дне, прогресс баскетбола сразу наметился, можно было продолжить танчить до конца и занять последние места с конца и не дать пик, но Финч решил лучше показать лучший баскетбол и приобрести уверенности у команды чем размениваться на пик!
От этого обмена выиграли все и ГСВ и Минька, обе любимые команды, но Минька все равно ближе и роднее, спасибо КГ и старому лого))
А дело не в Уиггинсе. Это и сейчас топовый игрок, а потенциал у него был на уровне топ-10 игроков НБА.
Только в этом и вопрос - что это "потенциал", который надо развить.
А вместо развития парень получил прозябание в одной из самых бестолковых команд лиги.
Попал бы он хоть бы в тот же ГСВ сразу - сейчас с Дюрантом и Леброном бы конкурировал, а не радовался "спасению карьеры".
Карри и Пул тоже.