Трибуна
14 мин.

«Баскетбол 3х3 – это новая возможность для развития». Из «Красных Крыльев» и Суперлиги-2 – в баскетбол 3х3

От редакции: вы в пользовательском блоге «Баскетбол. 63-й регион», здесь рассказывают о российском баскетболе и берут интервью у его представителей. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Дмитрий Приходько поиграл в системе «Красных Крыльев», затем попутешествовал по Суперлиге-2, а сейчас вместе с командой БК «Самара» осваивается в баскетболе 3х3.

В интервью он рассказывает о тех особенностях этого вида спорта, которые прочувствовал «изнутри», оценивает перспективы команды в предстоящем Кубке России и вспоминает свою карьеру в «большом» баскетболе.

- Ты и раньше часто играл в баскетбол 3х3 на любительском уровне — но мог ли представить, что когда-то будешь заниматься им профессионально?

- Раньше и мыслей таких даже не было. Сам спорт не был настолько развит. Но на любительские соревнования я всегда приходил с удовольствием. И со временем даже стал замечать, что баскетбол 3х3 нравится мне больше, чем классический: более жесткая, более агрессивная игра — я здесь чувствую себя более комфортно. Но представить, что когда-то это будет профессиональным видом спорта, а я буду им заниматься, конечно, не мог. Хотя когда стритбол признали олимпийским видом спорта, стало понятно, к чему все идет. И было заметно, как баскетбол 3х3 быстро развивается.

Кому-то нравится контактная игра, кому-то нет. Я лет с 16-ти, когда мы начали играть в парке в Тольятти, получал настоящее удовольствие от стритбола: здесь другие эмоции, игры идут одна за другой, и когда ты выигрываешь сильного соперника — это доставляет много удовольствия. И чем еще хорош баскетбол 3х3 — здесь любая команда может выиграть: за счет самоотдачи, за счет того, что просто «попали». Игра короткая, нужно выходить — и с самого начала играть на максимуме. Даже у меня были такие ситуации: выходишь, получаешь три трехи подряд — и сразу же начинаешь лететь 0:6... После этого уже очень сложно вернуться в игру. Но этим баскетбол 3х3 и интересен.

- Когда в прошлом году в клубе создавали команду 3х3 — как долго ты думал над приглашением?

- Если честно, поначалу я был настроен несколько скептически. Но согласился: начнем, а там посмотрим, что будет дальше. Тот сезон все-таки был для команды пробным, от нас не требовали какого-то высокого результата, мы играли, пытаясь получить удовольствие, хотя от поражений, конечно, удовольствие получать сложно. Мы получали первый опыт. И я понял, что мне это очень интересно.

Собственно, я заинтересовался уже тогда, когда мы поехали в Воронеж на первый тур чемпионата России и увидели уровень команд и организации турнира. Хотя можно сказать, что все случилось на Samara Open в прошлом году: приехали иностранные команды, и ты, играя с ними, понимаешь, что можешь с ними конкурировать. Появляется мотивация: а почему бы не попробовать большее? В конце прошлого сезона у нас был разговор с Камо Сергеевичем, он сказал, что видит меня в команде и на этот сезон. И я был к этому готов.

«24 минуты в первом матче за новый клуб — и это финал Кубка!»

- В плане техники и тактики насколько сложно было привыкать к специфике баскетбола 3х3? Ведь здесь даже мяч другой.

- Да, когда первый раз взял в руки этот мяч — подумал: какой-то он маленький... Но стоит начать играть — и эти мысли уже уходят, забываешь, что мяч другой. А по тактике... Сейчас, наверное, можно сказать, что наша команда все еще продолжает играть в баскетбол 5х5: в основном мы стараемся играть от пик-н-ролла. А если посмотреть на топовые команды, которые уже давно играют 3х3, они уже почти не играют пик-н-роллы — они играют заслоны на слабой стороне и резкий отвал и врывание, то есть в основном играют от мяча. И мы тоже к этому идем, отрабатываем это на тренировках.

Когда ты играешь с топовой командой, с тем же «Гагариным», ты не можешь предугадать действия соперников и иногда даже не можешь отзащищаться: ты просто не знаешь, как правильно действовать в защите. А когда разбираешь игры на видео, видишь все это — и затем уже можешь что-то поменять. Это тот самый опыт, который ты получаешь через матчи.

- А то, что во время игры команда обходится без тренера? Как в динамике игры, находясь на площадке, понять, что именно нужно сейчас скорректировать?

- На играх в Самаре это действительно сложновато. Но на матчах чемпионата России у тебя есть два ТВ-тайм-аута, свой тайм-аут, тайм-аут соперника — четыре паузы в игре, когда ты можешь обсудить какие-то моменты. Конечно, сложно внести коррективы, играя без пауз. Но и взять единственный свой тайм-аут в самом начале, как бы неудачно не складывалась игра, тоже «опасно» — он, возможно, будет необходим в концовке.

Отсутствие тренера — не сказал бы, что это такой уж фактор. Мы уже знаем, что должны делать. И нет такого, что за короткий тайм-аут тренер что-то настолько поменяет, что мы только за счет этого станем играть лучше. В «большом» баскетболе игра длится гораздо дольше, ты можешь несколько раз за матч поменять тактику, получив благодаря этому преимущество. В 3х3 все происходит гораздо быстрее.

Поначалу перестроиться на это было сложно. В прошлом году, когда после этапов чемпионата России смотрели видео, понимали: ага, вот здесь нужно было брать тайм-аут. Сейчас уже опыта побольше, играем с более холодной головой, я где-то чувствую, что нужна пауза — оп, тайм-аут!

Замены у нас в основном происходят по кругу. Конечно, есть моменты, когда кто-то особенно устал — тогда он сам просит замену и садится «вне очереди». Бывает тяжеловато. На Единой лиге Европы были моменты, когда уже первые пара минут проходят настолько интенсивно, что нужно каким-то образом восстанавливать дыхалку, а ведь еще играть и играть...

- Кстати, тяжело было вновь возвращаться к режиму тренировок и игр?

- Я до сих пор, мне кажется, возвращаюсь. И никак не могу побороться с лишним весом. Он мне вроде бы и помогает, скорость-то я не потерял, и в контакт проще пойти — масса есть. А в плане дыхалки в этом сезоне, думаю, все наладится. В прошлом тренировок было мало, все так спонтанно получилось... Сейчас тренировок больше, с залами проблем нет — вот физическую форму нужно будет привести в порядок.

- В новом сезоне почти все ребята в команде младше тебя на семь-восемь лет. Нет проблем во взаимоотношениях?

- Никаких! Я сам стараюсь создавать командную атмосферу, чтобы не чувствовалось различий ни в возрасте, ни в интересах, ни в чем-то еще. Взял на себя эту роль в мотивации, сплочении коллектива. Мне вообще очень нравится команда, которая у нас подобралась в этом сезоне: все с амбициями, все хотят выигрывать.

И самое главное — у этой команды есть перспективы. У нас и в прошлом году была хорошая команда, но именно в плане перспектив тот состав был похуже. Вот я, например, уже вряд ли буду развиваться. В тактике 3х3 развиваться еще есть куда — а в индивидуальном мастерстве, технике я, возможно, уже встал на месте: все-таки возраст... А вот ребятам, Мише Ермилову, Ване Реброву, Владу Карпову, Денису Никитину — им еще есть, куда расти. На перспективу команда смотрится очень хорошо.

- Команда уже съездила в Курск на два тура Единой лиги Европы 3х3. Насколько те матчи показательны?

- Они показательны именно в том плане, что мы увидели: нам нужно развиваться как раз в «стритболе». Я еще раз заметил: пока мы играем в баскетбол, во многих моментах еще не можем перестроиться. Чувствовалось, что индивидуально мы сильнее некоторых команд, но они нас брали именно «стритбольной» тактикой, в чем они опытнее. Возьмите российские топ-команды: они лет по пять играют одним составом — с ними сложно конкурировать мз-за их опыта и сыгранности. Но при всем этом мы никому вчистую не проиграли, со всеми у нас был шанс. Поэтому уверен: у нас хорошие перспективы на будущее, все зависит от того, как быстро мы будем адаптироваться и развиваться.

- В отличие от остальных ребят, не в обиду им будет сказано, ты много поиграл на профессиональном уровне. Несколько лет ты провел в молодежке «Красных Крыльев» — а был ли шанс попасть и закрепиться в основе?

- Некоторые такие контракты, в том числе и мой, когда игрок молодежной команды подписывает длительный договор с главной командой, я считаю ошибкой. Ты из молодежки хочешь перейти в Единую лигу ВТБ — но это очень высокий барьер, преодолеть который может лишь по-настоящему талантливый игрок, к тому же еще и с желанием. Таких игроков мало. Чтобы «выстрелить», из молодежки попасть в ВТБ и играть там — из нового поколения я таких даже и не припомню. Только, может быть, «Нижний Новгород» так хорошо развивает игроков.

Думаю, у меня не было шансов попасть в Единую лигу ВТБ и полноценно там играть, быть игроком основы. Тем более, в то время. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что стоило поехать в Суперлигу-1 и набираться игрового опыта там. Стало бы понятно, насколько я конкурентоспособен, и уже от этого отталкиваться. Хорошо бы себя показал — может, и получил бы предложение из Единой лиги.

Я вообще считаю, что неправильно молодым игрокам сразу подписываться в Единую лигу. Слишком сложно. Без игровой практики молодой игрок не будет расти. Тренировки тренировками, но на одних тренировках ты до топ-уровня не поднимешься.

На предсезонных сборах, когда мы ездили «Крыльями» в Хорватию, я играл минут по 15 — но в предсезонке всем дают играть... А до сезона я тогда, в 2014 году, не дотерпел — получил травму, порвал крестообразную связку. Опять же, от большого желания: работал без выходных, как говорится, на износ — это и сказалось.

Конечно, я хотел играть в Единой лиге. Как и любой игрок молодежки. И хотел подписаться в клуб из Единой лиги, на тот момент еще не понимая все сложностей. Сейчас, если бы я встретил такого игрока, я бы посоветовал ему сначала поехать в Суперлигу. Но это только мое мнение.

«Едва я прилетел в Дублин, мне предложили открыть баночку Guinness». Парень из Перми карьеру в профи начал в Ирландии

- Но потом, играя в Суперлиге-2, ты показывал впечатляющую статистику: 15 очков и 5 передач за игру. Почему не удалось подняться на уровень выше?

- Видимо, у меня не видели перспектив в Суперлиге-1. Каждое лето, завершая сезон с хорошей статистикой, я просил агента поискать варианты в Суперлиге-1. Но они если и появлялись — что-то да шло не так... Плюс, после травмы я стал слабее играть в защите. В молодежке я чувствовал, что против любого соперника смогу отзащищаться. Почему это пропало потом, я не знаю, но сил отзащищаться всю игру у меня уже не хватало. И акцент сместился на атаку, хотелось больше забивать. В молодежке я был разыгрывающим, а ушел в Суперлигу — и стал атакующим защитником. Но процент реализации был низким. Это то, что я вижу сейчас.

- В первой половине сезона-2017/2018 ты играешь в Барнауле, имеешь 18,5 очка, 4,8 подбора и 5,6 передач в среднем за матч — но вдруг на месяц исчезаешь. Доигрываешь сезон уже в Чебоксарах, но статистика куда скромнее...

- Это уже к вопросу о том, что в Суперлиге-2 мало профессионализма. Есть, конечно, команды, где люди относятся к делу очень хорошо, но в основном... В «Алтайбаскете» поменялся президент клуба, и новый захотел мне урезать зарплату. Я решил уйти, у меня было предложение от выступавшего в Суперлиге-1 «Иркута» — но президент «Алтайбаскета» меня долго не отпускал. А когда все-таки отпустил, в Иркутске уже взяли другого игрока. И я месяц сидел дома... С этой статистикой. Вопрос был в финансах: были клубы Суперлиги-2, предлагавшие мне контракт, но я не хотел ехать на их условия. В середине сезона очень сложно найти хороший контракт, потому что почти у всех клубов бюджет распределен уже в начале сезона.

В итоге в Чебоксары я поехал поникшим: ты старашься, что-то доказываешь — но оказываешься никому не нужным... Морально это сказывается, мотивация пропадает. И в Чебоксарах я показывал совсем не тот баскетбол, который мог бы. Следующий сезон начал в Тобольске — и это всё... Я понимал: Тобольск, что здесь делать?.. Полгода поиграл — и закончил. Просто не видел смысла там сидеть. И здесь уже не только в финансах вопрос, но и в перспективе: не будешь же ты всю жизнь бегать по Суперлиге-2, когда-то нужно со спортом заканчивать. Я понимал, что выше, в Суперлигу-1, где можно получать нормальные деньги и плюс получать удовольствие от баскетбола, я уже не попаду. И принял решение не тянуть до 35 — а закончить в 27. И начать развиваться в другом направлении.

- Вернемся к приглашению в команду 3х3. Это стало для тебя новым шансом проявить себя в баскетболе — или больше уже развлечение?

- Я бы не назвал это шансом. Скорее, возможность для развития. Если к «обычному» баскетболу я потерял интерес, то «стритбол» мне по-прежнему очень интересен. От этого я и отталкивался. А дальше уже посмотрим, куда приведет этот путь.

- Ближайшая «остановка» уже через пару дней — Кубок России. На что команда может рассчитывать в этом турнире?

- Рассчитывать можно на все — все зависит от того, как мы сами сыграем. Недостаток опыта нужно будет возмещать самоотдачей на каждом клочке площадки. Команд-то на Кубке будет много — 36 участников. Для нас самым главным будет не упасть в грязь лицом, прежде всего, перед самими собой. Будем полностью отдаваться игре — и посмотрим, каким будет результат. Загадывать что-то сложно: как мы уже говорили, в баскетболе 3х3 любой может обыграть любого. По составу мы, наверное, должны быть в семерке, а по факту... Ведь может получиться и так, что в группе нас дважды обыграют — и мы уже никуда не выйдем.

Мы и в Курск на Единую лигу Европы ехали, ничего не загадывая: ехали играть, бороться — и уже первый тур показал, что мы это можем. Вышли в полуфинале на сильную команду, «Сколково», чуть-чуть ей проиграли, хотя, считаю, могли и выиграть. От этого опыта нужно отталкиваться.

Наша команда отличается тем, что мы верим друг в друга. Нет деления на лидера и остальных, нет никакого негатива, и это очень помогает. Я верю в каждый бросок каждого парня. А если кто-то и ошибся — никто на него кричать не будет, потому что ни к чему хорошему это не приведет.

Думаю, с Кубка мы вернемся в хорошем настроении. Есть у меня такое предчувствие.

- Ты уже упоминал «Гагарин» и «Сколково». Есть в баскетболе 3х3 команды, чей стиль тебе особенно нравится?

- Очень нравятся «Три звездочки», которые недавно приезжали к нам на Samara Open, и как раз «Гагарин». Мне нравится, когда люди играют без лишних эмоций: спокойно выходят и делают свое дело. Я имею ввиду негативные эмоции. У «Сколково», например, всегда много эмоций: в сторону судей, в сторону других команд — я считаю, это только мешает. Психологически устойчивые команды, чем мне нравятся «Три звездочки» и «Гагарин», при любом счете, даже проигрывая 10 очков, будут играть в свою игру, не сбиваясь на какие-то сумбурные трехочковые — а иногда это случается и с нашей командой, да и вообще многим командам мешает. Не сказал бы, что кто-то у них выделяется индивидуально — но за командную работу их нужно отметить.

- Если говорить в целом о развитии баскетбола 3х3 в Самаре и России — что можно выделить? В Курске, например, судя по трансляции, все было организовано так, что многим клубам Суперлиги-1 и не снилось...

- За каких-то два-три года баскетбол 3х3 превратился в совсем другой вид спорта. Это уже не «уличный» баскетбол. Это профессиональный вид спорта. Ты не можешь, как раньше, выйти на улицу, поиграть и вернуться домой. Люди стараются, занимаются организацией. Есл мы берем Единую лигу Европы в Курске — я такого в принципе нигде раньше не видел! Видно, что люди всерьез «болеют» этим делом, «заморочились» — и получилось очень круто! Как нам рассказывал Сергей Фомин (президент Единой лиги Европы 3х3 — прим. авт.), как только появились фотографии игрового зала, ему звонили из клубов КХЛ с вопросами и за советами. В Курске «убрали» пустоту трибун с помощью огромных вертикальных баннеров — смотрелось здорово. И то, что организаторам турнира по 3х3 звонят из КХЛ — это ведь тоже показатель того, на каком сейчас уровне этот вид спорта. Мне это очень нравится. И ведь еще есть, куда развиваться.

Фото: БК «Самара», Единая лига Европы 3х3, БК «Алтайбаскет»