Не надо списывать «Голден Стэйт»
От редакции: вы в пользовательском блоге Board Man Gets Paid. Здесь рассказывают о новой «Филадельфии», о «Трех башнях» «Лейкерс», а теперь еще и о будущем «Голден Стэйт». Поддержите начинающего автора плюсом, комментарием, подпиской на блог – и таких материалов на Трибуне станет еще больше.
От приятных выскочек до самой ненавидимой династии в истории. И обратно.
Любой уважающий себя фанат НБА живет по принципу «Что имеем не храним, потерявши – плачем». Как это понимать?
Так уж заведено, что коли ты за баскетболом следишь и его смотришь, то будь добр, сядь в один ряд со всеми и питай ненависть к чему угодно, что хоть сколько-нибудь напоминает династию. Or go home к маме.
Приходилось прятаться от матери/девушки/жены ночью в ванной по несколько часов, чтобы включить хайлайты Стефена. Когда пацаны в курилке обсуждали НБА, ты помалкивал и подтягивал повыше брюки, чтобы не выглядывали шорты с символикой ГСВ, либо говорил, что курить бросил и забивался в кабинку сортира, дабы, забыв обо всем, ностальгировать по 73-9.
Признание же в симпатии к «Голден Стэйт» было равносильно каминг-ауту, и на твои визги «Не ну видели, да? Пятерка смерти, что с них взять» или «Пик-н-ролл Карри с Дюрантом – лучшее, что было в баскетболе!» на тебя смотрели с плохо скрываемым отвращением.
Но все изменилось. По прошествии времени и вспоминать об этих «Уорриорз» можно будет с теплотой. А сейчас? А сейчас следить за ними становится престижно.
Трагичная гибель династии и резкая смена климата в стане «Уорриорз» выбила их из седла фаворитов. Теперь без риска стать глорихантером на эту команду можно и стоит смотреть.
Даже на фоне обновленных «Лейкерс», обогатившихся «Клипперс» и коктейля Молотова в районе бэккорта «Рокетс» – старые/новые «воины» остаются одной из самых интригующих команд предстоящего сезона. И есть все основания полагать, что за взрывом палящего солнца последует еще одна вспышка. И нам не нужно становиться мотыльками, чтобы этот свет созерцать.
Часть I. Цикл
Символично, что новый сезон «Уорриорз» начнут не только в другом статусе, но и в другом городе.
Под звуки песни «Кар-Мэн» Карри и компания переедут по другую сторону «Бэй-Бриджа», чтобы основавшись врубить на полную катушку рэп-классику конца прошлого столетия.
Дюрэнт покинул Залив Сан-Франциско, и многие инертно начали приравнивать нынешних «Голден Стэйт» к тем самым выскочкам сезона 14-15. Что в корне неверно.
От первой чемпионской сходки в составе «Уорриорз» остались лишь трое. Собственно, это и есть первоначальное трио «Воинов», которое сначала сокращали до «Сплэш» братьев, потом возводили в квартет и, наконец, в пятерку смерти.
Последней достойной командой до них были «We Believe», которые быстро выдохлись, но благодаря выбору Стефена на драфте-09 начали медленно мутировать в нечто зверски крутое. И той команде аналогов не сыскать. А кто до них был самым крутым в Окленде?
Верно, «Run TMC».
Удивительно, но легендарный состав «Воинов» просуществовал крошечное по баскетбольным меркам время (2 года) и не добился значимых результатов (одна выигранная серия плей-офф).
След в истории они высекли исключительно своей уникальностью. Опередили время и начали играть в гиперрезультативный атакующий баскетбол. Сместили акцент с позиций центрового и тяжёлого форварда на защитников. Стали, в конце концов, прародителями «смоллболла». Который их потомки в Окленде спустя 20 с лишним лет окончательно сформулировали и возвели в культ.
Все самое хорошее в мире рождается из проблем. «Уорриорз» выбрали на драфте-89 малыша Тима Хардуэя в шесть футов ростом, который затесался в одну упряжку с второгодкой Митчем Ричмондом и олл-старом, но посредственным в защите да и вообще белым Крисом Маллином. Втроем они должны были стать решетом на своей половине. Но Дон Нельсон сделал потрясающий ход, обратив названный недостаток в преимущество.
В сезоне-1990/1991 одной из заманушек на матчи «Голден Стэйт» была акция, суть которой состояла в том, что каждый болельщик 15-тысячного стадиона получит пиццу, если «Уорриорз» наберут 120 и более очков в этот вечер. С энтузиазмом бабушек «Воины» подкармливали своих фанатов в тот год, пробив установленную отметку 20 раз в 41 домашнем матче чемпионата. Включая историческую игру с «Денвером» – 162:158. Безумство.
Уступая оппонентам в мощи и габаритах «Уорриорз» финишировали с результатом 44-38 и заскочили в плей-офф. Все гениальное просто: Нельсон взвинтил темп игры до сумасшедшего, чем частично прикрыл огрехи своей команды в защите и дал возможность проявить свои лучшие качества. Маленькие, но до жути быстрые и выносливые TMC просто на ногах оббегали своих оппонентов, ввязывая их в такой баскетбол на все 48 минут.
Так жило и бегало суператакующее трио, где каждый набирал 20+ очков, а в сумме на троих давали 72.5 очка в сезоне 90-91. И под конец существования устроили апсет «Сперс» в первом раунде. Хорошая история, и, как оказалось, ее вполне достаточно, чтобы быть увековеченными в истории.
На самом деле все закономерно. TMC прожили два года, но для общества это уже эпоха. Если задуматься, баскетбольная общественность всегда питала слабость к «маленьким». Потому Айверсон стал иконой для фанатов даже в большей степени, чем более успешные его сверстники, потому такой ажиотаж стоял вокруг Карри в два его MVPшных года, потому глобализация НБА наслаивается на эру «смоллболла». Смертные ищут кумиров среди себе подобных, а гиганты вроде Шакила воспринимаются как экспонаты из космоса.
Но несправедливо будет считать, что «Run TMC» выделяются только этим. Дон Нельсон слепил смертоносную машину из того что в свои руки получил, а в условиях тогдашней НБА состав у него был заведомо проигрышный. На фоне гигантов, цементирующих «краску», наращивание темпа и увеличение дальних бросков было единственно верным решением. И спустя ровно 30 лет конспекты Нельсона оказались в руках правильного тренера и правильной организации. Еще и своей, родной.
Прибытие Д’Анджело Расселла в «золотой штат» вызывает вопросы, но об этом чуть позже. «Воинам» в любом случае придется играть с Расселлом, но без Томпсона до февраля. И суть в том, что бэккорт Карри – Расселл в защите рискует превратиться в пушечное мясо.
Клэй помимо остальных своих заслуг был еще и страховкой для Стефа. Не просто отличным персональщиком, способным взять под опеку звёздного разыгрывающего соперника, тем самым упростив жизнь своему сплэш-брату, но и минус выгодный матч-ап в задней линии для чужаков. Сейчас же бэккорт «воинов» полностью уязвим, и просто страшно представить какую казнь устроят этим двоим физически мощные Уэстбрук и Харден, например.
Даже если верить, что до начала плей-офф в защиту не играет никто – «Голден Стэйт» еще надо в этот плей-офф попасть. И ностальгия по TMC была очень кстати: совершенно очевидно, что единственный план «Уорриорз» до дедлайна/возвращения Клэя – это бежать.
Игра по принципу «вы забросите сколько сможете, а мы – сколько захотим» актуальна, пока в команде есть такой исполнитель как Стеф. Тем более, что ГС последние годы и без того поддерживали быстрый темп, лишь иногда разбавляя его изоляциями для КейДи или комбинациями под «больших». Стефен бегал всю свою карьеру и за один уход Дюрэнта не постареет настолько, чтобы стиль игры поменять.
Офис «Уорриорз» в последние годы дал не только всем прикурить, но и понять, что здесь не делают хаотичных движений, все со смыслом. И подписание Уилли Коули-Стайна лишь подтверждает теорию с ран-н-ганом.
Уилли провел прошлый сезон в бегающих «Кингз» и, что важно, сам регулярно поддерживал быстрые отрывы. Центровых такого плана в лиге раз-два и обчелся, и неспроста «воины» уцепили именно его.
Д’Анджело пришел из «Нетс», которые просто и не знают другого баскетбола кроме как бей-беги. Ему даже не придется приживаться на новом месте, он продолжит делать ту же работу, только партнеры теперь более высокого класса.
Омоложение состава кто-то сочтет началом перестройки, а кто-то согласится, что это лишь меры по корректировке игры: молодая кровь с радостью пустится в незамысловатый бег, в отличие от ветеранов, предпочитающих лагуны потише.
Первого ноября 1991-го Дон Нельсон сам же и погубил «Run TMC», обменяв Митча Ричмонда на большого парня Билли Оуэнса. Дон не совладал с весом великанов и сдался под предлогом того, что они должны стать из просто хорошей команды великой командой. Потом он скажет, что никогда не согласился бы на этот трейд снова.
В пору было бы начинать говорить о бесславном конце еще одной эпохи «Уорриорз», если бы не одно «но»: все действия команды в межсезонье явственно говорят, что у Стива Керра и у всего штаба «воинов» есть какой-то план. И да, они его придерживаются.
Часть II. Мы едем в Сан-Фиерро
Маленький северо-восточный шторм в бухте Сан-Франциско перевернул с ног на голову жизнь праздного семейства «Уорриорз». Первым с корабля, как принято, сбежал Дюрэнт, но перед этим Кевин принес в жертву свой ахилл и год карьеры, так что социум это расставание принял даже позитивно.
В отличие от бывших пассий Леброна, у «Голден Стэйт» на случай ухода главной звезды есть иммунитет в виде: а) еще трех звезд; б) адекватного руководства. Костяк из Стефа, Клэя и Дрэя за пять лет постарел на... пять лет, и хоть все вместе они представляют серьезную угрозу для любой команды лиги, каждый из троицы уже свой пик прошел.
Подписание Д’Анджело – стратегически грамотное решение. Во-первых, это компенсация за Дюрэнта, а дополнительная звездочка в ростере куда приятнее, чем несколько спешных сомнительных контрактов с целью забить платежку, ну или чем там «Никс» занимаются. Во-вторых, это альтернатива травмированному Томпсону. А вот останется ли Расселл в команде после – другой вопрос.
Уже поступившие опровержения слухов о неминуемом обмене защитника в феврале – красиво, но и рисованные сценарии обмена Д’Анджело на более подходящих клубу игроков – не менее заманчивая история. Одно можно сказать точно: «Уорриорз», вопреки словам, все решили сразу, и полгода, проведенные в команде, никак не повлияют на судьбу ДиЛо.
Если Расселла твердо решили менять, то его игра это решение не изменит: проведет полгода на высшем уровне – ГС получит пик первого раунда поверх запланированного предложения, сыграет плохо – будет обменен без малейших колебаний, а для СМИ сочинят байку по типу «не вписался в систему».
Если же подписание Д’Анджело было на долгосрочную перспективу, и в нем руководство «воинов» видит достойного последователя, то все еще проще. До возвращения Клэя Расселл залатает дыру в бэккорте, пускай и с помощью махинаций, описанных в первой части статьи. А как только Томпсон вернется в строй, то ДиЛо уступит ему место в старте и возглавит второй юнит.
Как раз-таки скамейка «воинов» этим летом сильно прохудилась. Клуб покинули ветераны Ливингстон и Игудала, ушел быстрый и бойкий Кук. В очередной контендер метнулся ДеМаркус Казинс, который, впрочем, не был здоров настолько, чтобы затмить оставшегося Кевона Луни. Пробелы заполнили новички, которые слишком зелены для весенней части сезона. Но вот о зелени стоит рассказать поподробнее.
Зеленый серый кардинал
Прошлый сезон стал крайне тяжелым для «Уорриорз» с точки зрения психологии. Тотальная доминация в лиге, два подряд чемпионства и статус очевидных фаворитов на кубок еще до начала регулярки. Немотивированные игроки пытались найти вызов в вещах посторонних, и возникшие междоусобицы внутри команды пошли только на пользу. Дюрэнт пытался абстрагироваться от остальных, остальные пытались абстрагироваться от Дюрэнта, в сумме это принесло первое место конференции.
Олицетворением таких зажравшихся «воинов» стал Дрэймонд Грин. Он растолстел, стал меньше играть и больше болтать, разучился бросать в кольцо, бесил своих и чужих, бесил судей, бесил конкретно Дюрэнта, затеяв эту смуту, которая, как знать, может и повлияла на уход форварда.
Дрэймонд всегда выполнял роль «рабочей лошадки», которая постоянно недооценивается и проходит незаметно от глаз масс, но делал это так, что выбрался из золушек и заблистал. Теперь же Дрэй и свою работу начал делать посредственно, отчего его польза для команды начала ставиться под сомнение. Что уж говорить, он так поплохел, что к концу сезона любая новость о нем сопровождалась шуткой про «ублюдков, которые не залетают, но начнут залетать».
Теперь все иначе. У «воинов» мотивации хоть отбавляй, раздражитель уполз в Бруклин, а для самого Дрэймонда это контрактный год. Пока писал статью, появилась информация, что Грину выписали чек на 100 миллионов и 4 года, но это лишь добавит тому уверенности и должно восприниматься как жест «мы в тебя верим, сынок, не подведи».
Идеальный момент, чтобы показать своего лучшего Дрэймонда.
Пока лучший Дрэймонд, которого мы знаем – образца сезона-2016/17. Звание «замок» года, чемпионство и карт-бланш на крики в защите и в атаке в адрес Дюрэнта, Карри, Томпсона и всех остальных. Добавьте сюда нотки сезона-15/16, где у Грина карьер-хай по очкам (14,0), по ассистам (7,3) и по проценту из-за дуги (38,8%), и мы получаем идеальную машину, живущую под девизом «defense creates offense». Оборона еще титулы берет, если вы забыли.
Только такой человек поможет обескровленным и списанным со счетов «воинам». Дрэймонд сам по себе воин, и нет сомнений, что в нужный момент он включится и даже прибавит, как минимум за счет сумасшедшей энергии, которой пришлось потесниться ради сосуществования с долговязым звездным наемником.
Сердце «Уорриорз», диспетчер «Уорриорз» – Дрэймонд Грин даже при проблемах с броском и дисциплиной остается ментальным лидером команды, и в кризисный год (а он наступил) должен укротить огонь и повести за собой остальных. К счастью, Факел у него еще имеется.
Человеческий Факел
Такое ощущение, что Стефен Карри разобрал себе все самые классные прозвища в НБА. Помимо Шефа Карри, Убийцы С Лицом Ребенка и Триисуса (Threezus – гибрид трешки и Иисуса) есть еще одно, менее популярное за пределами Америки – The Human Torch. Для многих неожиданно и будто из ниоткуда этот парень вспыхнул в поворотном сезоне-14/15 и так часто бывал в огне, что продолжает оставаться в ударе. Но даже самому горячему по версии Айеши Карри парню придется разжечься новой вспышкой.
На самом деле к своему первому званию MVP он шел постепенно. Ключевым для Карри стал скорее сезон-2012/2013. К его началу Стеф уже физически и морально полностью оправился от травмы голеностопа, но вернулся игроком высочайшего уровня. Тогда и пошли 54-очковый перформанс против «Никс» в «Гардене», рекорд в 272 трехочковых за сезон и две достойные серии плей-офф, после которых о Карри начали говорить как о звезде.
Спустя сезон и эта вспышка от «Голден Стэйт», в которых главную роль играл сам Стеф. И чемпионство. Но не MVP финала для него.
Все уже успели позабыть, что первый титул с «Уорриорз» Стив Керр взял на багаже Марка Джексона. Последовательные выборы на драфтах Томпсона, Барнса и Грина, подписание Игудалы и феномен Стефа Карри спровоцировал появление выскочек-самородков. А следом и 73-9.
Феномен Стефа не мог состояться без наличия в команде Томпсона и Грина. Был бы ЭмДжей так же крут без своего бессменного напарника Пиппена – не знаю. Но Карри, каким мы его знаем теперь, без Дрэя и Клэя не было бы, это точно.
Стефен – игрок системы. Пускай эта система вокруг него целиком строится, крутится и вертится.
Стефен зависим от своего окружения и конкретно от вышеупомянутой парочки, хоть напрямую с ними нечасто взаимодействует, хоть и умеет создавать моменты себе сам.
Стефен один из лучших в клатче за все время, топ-5 игроков лиги последние 5 лет, но кто играл тот знает, что всегда играешь лучше, когда твои партнеры одни из лучших. Чисто психологически, ведь чувствуешь это, и летит. Дюрэнту пришлось перейти в лучшую команду в истории, чтобы это чувство познать и взять первый титул и тут же второй.
Сейчас для «Уорриорз» начинаются тяжелые времена. И от игры их символа зависит их дальнейшая судьба. Карри – самый возрастной игрок своей команды, единственный игрок лиги с 2009 года, кто не сменил клубную прописку. Трижды чемпион, шестикратный участник Матча всех звезд, двухкратный MVP, но от фанатов до сих пор летят предъявы по поводу мнимого лидерства Стефа. И отсутствие статуэток MVP финала играет не в его пользу.
Этот год станет определяющим для всего наследия Стефена. Наконец, он начнет сезон не темной лошадкой, не выскочкой, не одной из звезд, а альфой, и его игра и результат должны соответствовать этому статусу.
Ран-н-ган, который будут исповедовать «Уорриорз» весь следующий сезон, лишь поспособствует хорошей статистике Стефа и титулу MVP регулярного чемпионата, но выдержит ли его голеностоп этот спринт, и выдержит ли он сам нападки 29 ущемленных и озлобленных команд, мечтающих отомстить за обиды прошлых лет – большой вопрос.
Я хотел, чтобы эта часть статьи стала восклицанием, но получается лишь поставить знак вопроса. В лиге впервые за долгое время намечается непредсказуемый год, но что-то мне подсказывает, что последняя битва для этих воинов еще впереди.
Ведь раненый лев остается львом.
Ведь нельзя недооценивать сердце чемпиона.
Обложка: Авторская by Makartashev
Фото: Gettyimages.ru/Ken Levine/Allsport, Ethan Miller, Ezra Shaw, Steve Dykes