«Русский болельщик больше заинтересован в Карри и Леброне, чем в своей истории». Испанец пишет книгу о сборной СССР
Давид Де ла Вега — испанский журналист. Он пишет о баскетболе для испанской прессы и параллельно с этим работает над книгой о советском баскетболе. Давид провел сотни интервью с легендами сборной СССР, их соперниками, агентами, судьями, журналистами и всеми, кто так или иначе мог бы рассказать ему о том, как был устроен баскетбол в Советском Союзе.
«Перехват» же расспросил самого Де ла Вегу — о том, как он заинтересовался этой темой, что нового узнают из книги российские болельщики и почему так получилось, что после распада страны баскетбол в ее республиках пошел по настолько разным путям.
«Еще несколько лет назад я бы ни за что не подумал, что у меня получится»
— Давид, как вы начали следить за советским баскетболом? Чем он вас заинтересовал?
— Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно вернуться в 1983 год, в мое детство. Я в красках помню, как сборная Испании обыграла команду СССР на чемпионате Европы во Франции. Я вообще-то единственный в своей семье, кто следит за баскетболом, но в тот день праздновали победу вообще все. Я всегда буду благодарен Эпи (Хуан Антонио Сан-Эпифанио — прим. «Перехват») за тот бросок.
Затем, после серебряных медалей на Олимпийских играх в 1984 году, баскетбол стал популярен в Испании, его стали показывать по телевизору. Соответственно, стало возможно следить за сборной Советского Союза. Меня всегда притягивал тот ореол загадочности и секретности, который окружал эту команду — раньше ты никогда не знал, приедут ли какие-то игроки, сменился ли тренер, почти ничего не было известно про национальный чемпионат.
В те годы и родился мой интерес. Я просто хотел знать, что происходило с командой и игроками.
— Когда вы решили написать книгу о сборной СССР?
— Около двух лет назад. Мне показалось, что в журналах и газетах в моей стране появилось слишком много недостоверных данных о вашей сборной. Я подумал, что кто-то должен докопаться до истины. Общаясь с бывшими испанскими игроками, я замечал, что многие легенды о советской сборной до сих пор не умирают, при этом многое еще действительно остается недосказанным. Одним из основных аргументов в поддержку в этой книги стало мое желание рассказать истории, о которых мы совсем ничего не знаем.
К тому же, в Испании есть очень много книг и публикаций об истории баскетбола. Я бы не стал говорить, что рассчитываю многое привнести в эту область, но, в любом случае, местная публика узнает множество пока что неизвестных историй. Да и вообще, надеюсь, что не только испанская, но и мировая баскетбольная общественность узнает много нового.
— Вы многое знали о советском баскетболе до того, как решили писать о нем?
— Если честно, я знал примерно столько же, сколько знало большинство любителей баскетбола в Испании. В основном это то, что писали в нашей прессе, которая, как я уже сказал, часто не проверяла информацию. У меня не заняло очень много времени, чтобы понять это уже на старте моего исследования.
— Должно быть, сложно писать книгу о баскетболе в стране, в которой ты не живешь и на языке которой не говоришь.
— Да, я с трудом перечислю четыре устойчивых выражения на русском, и это, наверное, главная трудность при написании. Мы все знаем, что переводчики в интернете работают хорошо только до определенного момента, а дальше от них нет никакой пользы. Но, в любом случае, это не мешает мне терпеливо и настойчиво идти к целям, которые я сам для себя обозначил. Еще несколько лет назад я бы ни за что не подумал, что у меня получится добыть нужную мне информацию, но, на самом деле, сейчас я верю в то, что это вполне реально даже в том случае, если ты не живешь в стране, о которой пишешь.
Я ведь досконально изучаю не только то, что относится к баскетболу и спорту напрямую, но и множество других документов о Советском Союзе. Возможно, самая сложная часть этого исследования касается распада СССР. Сейчас, когда с этого момента прошло почти три десятка лет и такая страна вообще не существует, для многих людей это стало каким-то пережитком прошлого. Но не для меня. Это время хоть и в прошлом, но в недалеком, даже слишком близком. Тысячи людей в России и республиках бывшего СССР были рождены, получили образование, прожили большую часть жизни под коммунистической системой Советского Союза. Конечно, не все из них, но, мне кажется, значительная часть — и я не могу понять, почему именно — российского населения испытывают ностальгию по Союзу Советских Социалистических Республик.
Хотя, если бы мы попытались перебросить эту ностальгию исключительно в спортивную плоскость, то я могу сказать, что даже в Испании количество ностальгирующих в последнее время сильно увеличилось.
«Даже сейчас российская сборная остается наследницей великой команды»
— Общение с кем из бывших игроков было для вас самым полезным?
— Каждое интервью для этой книги было особенным. Каждый в той или иной степени добавил света и рассказал об очень специфичных особенностях. Я поговорил не только с игроками бывшего СССР, но и с их соперниками, арбитрами, журналистами, агентами игроков, старыми болельщиками [питерского] «Спартака» — все это для того, чтобы понимать разные точки зрения и осознавать разный человеческий опыт. И мне все еще нужно провести несколько интервью…
Сергей Тараканов — тот человек, который многое знает о баскетболе и наслаждается, говоря об этом. Он как открытая книга. Валерий Тихоненко, Хосе Бирюков, Вальдемарас Хомичюс, Михаил Михайлов и Владимир Гомельский также сильно помогли в процессе сбора информации.
Что же до их оппонентов, мне очень понравилось говорить с Александром Петровичем (Ацо Петрович — прим. «Перехват»), Дино Менегином, Мирко Новоселом и Дино Раджей. Я всегда глубоко уважал этих людей.
— Можете поделиться какой-нибудь из историй, которые они вас рассказали?
— Сложно выбрать что-то конкретное. Есть истории великих триумфов, трагических поражений, отличные человеческие истории, а также грустные. Я попытался погрузиться в причины как успеха, так и неудач.
На каком-то человеческом уровне я бы выделил историю «Спартака» из Санкт-Петербурга, когда его тренировали Кондрашин и Белов. Мы говорим о двух людях, которые действовали и жили как один человек. Никогда нельзя забывать, какой вклад в развитие баскетбола внесли эти люди.
Очень интересно было послушать ветеранов мадридского «Реала», которые первыми, в 1960-е годы, поехали в Советский Союз. Тогда наши страны почти не имели дипломатических отношений, никто в Испании не знал — и не мог знать, — что происходило в СССР. Игроки, с которыми я поговорил, были пионерами.
Расскажу одну забавную историю. Хосе Антонио Арисага, который был агентом игроков и близким другом Гомельского, начал потихоньку «привозить» игроков сборной СССР в Испанию. В частности, он подписал в испанские клубы Сабониса, Тихоненко, Гомельского, Хомичюса, Дражена Петровича. Тогда на майках наших баскетболистов красовался бренд Winston. Представляешь? Можно ли было представить себе что-то более капиталистическое, чем интернациональная табачная реклама?
— Есть ли что-то, что отличало баскетбол в СССР? Что-то такое, чего больше нигде не было?
— Несмотря на то, что это напрямую не относится к спорту, в первую очередь — уникальное географическое положение России. Исходя из этого, я бы назвал СССР второй силой в мире и первой на континенте. Конечно, это не могло не оказать влияние на баскетбол. Даже сейчас, когда российская сборная уже не является такой доминирующей силой, она все равно остается наследницей великой команды, одной из самых успешных в истории. Советский баскетбол на протяжении многих лет был ролевой моделью для многих сборных.
Кроме того, очень долго у СССР было огромное преимущество перед другими командами — это рост игроков. Пока у европейских сборных с трудом выискивался баскетболист, чей рост превышал два метра, в Советском Союзе их было сразу несколько. И даже когда они стали появляться в Европе, они были молодыми и неопытными, в то время как у СССР были 210-сантиметровые гиганты, закаленных тысячами матчей. Это преимущество советских игроков на протяжении десятков лет не позволяло другим командами приблизиться в качестве игры, и только со временем им все же удалось наверстать это.
Но знаешь, в чем дело? Перестал ли после этого СССР быть главной силой в европейском баскетболе? Нет, конечно же. Их игроки тоже прогрессировали, только теперь это не было связано с генетическими особенностями, как раньше.
— Что вас больше всего удивило в работе над книгой?
— Есть люди, про которых ты уже давно составил какую-то точку зрения. Но, когда ты с ними говоришь, начинаешь воспринимать их совершенно по-другому. Есть такие, которые не только могут дать тебе хорошее интервью, но и открыть много других дверей и связать с тем, кто тебе нужен. А есть люди, которые хотят поделиться с тобой своими историями даже больше, чем ты вообще надеешься услышать. Это очень круто.
С другой стороны, были и те, кто не захотел отвечать на вопросы или даже не ответил на самое первое сообщение. Я принимаю это как часть того, чем я занимаюсь. В конце концов, в самом начале мне было сложно хотя бы представить, что я поговорю с таким большим количеством хороших людей.
«Россия — огромная страна, вы всегда найдете 12 игроков для сборной»
— Однажды вы побывали в России. Расскажите об этом опыте.
— Да, я гостил у вас одну неделю в конце 2018 года. Что я могу сказать? Думаю, что я не буду объективным, потому что я люблю Россию. Русские — отличные люди. Надеюсь, что в будущем мне удастся посетить и другие города, не только Москву. Если все пойдет по плану, то я приеду уже в этом году. Даже в Москве мне не удалось посетить все места, которые я хотел. Думаю, что смогу это исправить. Посмотрим, как получится. Никогда не люблю загадывать далеко вперед, но я всегда держу Россию в своем уме и своих мыслях — даже в повседневной жизни.
— Вам же удалось сходить на несколько матчей…
— Я видел несколько игр ЦСКА и «Химок». Эти клубы делают хорошую работу, заботятся о болельщиках, стараются предложить им неплохие шоу. Но они почему-то не могут завершить этот процесс воссоединения с болельщиком, зрители не заполняют арены. А ведь за пределами Москвы привлечь людей на трибуны еще сложнее.
В это же время в Испании на баскетбол приходят намного больше людей. При этом в нашем чемпионате сегодня намного больше иностранцев, чем раньше, и болельщикам уже не так легко идентифицировать себя с командами, как несколько лет назад. Но посещаемость все равно не падает, это просто не влияет на нее.
Уровень команд в России и Испании не так сильно разнится даже с учетом того, что российские клубы в год путешествуют куда больше, чем испанские — это объясняется расстояниями. Я бы сказал, что это нечестно, когда Испания имеет четыре клуба в Евролиге, а Россия — всего два. У вас должно быть хотя бы три команды постоянно.
— После распада СССР развитие баскетбола в России и в бывших советских республиках пошло разными дорогами. Например, в Литве это сегодня спорт номер один, в то время как в России, мягко говоря, не совсем.
— Хороший вопрос... Мне кажется, ответ в первую очередь кроется в той страсти, которую испытывают к баскетболу в Литве. Когда ты смотришь матчи «Жальгириса», болельщики, чтобы поддержать команду, постоянно скандируют: «Литва, Литва». То есть, эта команда представляет целую страну, и все могут себя с ней идентифицировать. Думаю, что ни в одной стране мира больше нет настолько влюбленных в баскетбол людей.
Кроме страсти к игре, в Литве хорошо работает система на всех уровнях, даже низших. Об этом говорят результаты. Получается, что из Литвы с населением в 3 млн человек выходит больше высококлассных игроков, чем из 140-миллионной России. Еще более важный фактор, что это же касается тренеров. После Владимира Кондрашина и Александра Гомельского из России больше не вышло ни одного по-настоящему великого тренера.
Но, к примеру, давайте забудем про Литву и поговорим про Латвию. Это тоже маленькая страна, но у них есть Кристапс Порзингис и в принципе куда больше игроков в НБА. Это позволяет надеяться на то, что и в будущем страна будет производить звезд баскетбола. Думаю, в ближайшие 10 лет Латвия начнет бороться за медали во всех турнирах и во всех возрастах. Мне сложно представить, что должно произойти, чтобы такое же случилось с Россией.
Несмотря на то, что российские клубы часто имеют много денег, у них не получается извлекать из этого выгоду. Это огромная страна, вы всегда найдете 12 игроков для сборной. Но, за исключением Кириленко, Хряпы и Шведа, настоящих звезд не видно. У вас есть хорошие молодые таланты вроде Лопатина или Михайловского, но, мне кажется, что при современном состоянии дел добиться успеха будет сложно. Надеюсь, я неправ.
— Многие бывшие советские баскетболисты уже давно живут в Испании. Как думаете, почему?
— Некоторые считают, что это связано только с погодой. Но, я думаю, что не только. В Испании ты просто хорошо — и, как правило, долго — живешь, вкусно ешь, ходишь на хорошие пляжи, дышишь чистым воздухом. Логично, что люди из некоторых других стран хотят здесь жить. Конечно, с климатом это тоже связано, но дело не только в нем. Есть и такие, кто предпочитает холод и снег.
Кстати, Тихоненко, Сабонис, Ткаченко, Куртинайтис, Хомичюс, а также позднее поколение Бабкова, Фетисова, Карнишоваса, Михайлова и других очень неплохо выступали в Испании. Их здесь очень уважают. Многие из них и по-испански хорошо говорят, что тоже важно для жизни здесь.
«Если бы Сабонис, Марчюленис или Валтерс оказались в Испании, их бы сразу узнали на улице»
— Думаете, испанцам действительно будет интересно читать о сборной не своей страны и вообще страны, которой больше нет?
— Определенно. Без сомнений. Здесь все, кто любит спорт, — я даже не говорю конкретно о баскетболе — знают, кем был Арвидас Сабонис, кем был Шарунас Марчюленис, кем был Валдис Валтерс. Может, я тебя удивлю, но этих людей сразу бы узнали на улице, если бы они оказались в каком-нибудь испанском городе.
Конечно, другое дело, например, с Сергеем Беловым, Владимиром Кондрашиным, Александром Беловым… Беловых бы легко спутали, а кто такой Кондрашин, здесь вообще не знают.
— Хорошо, а что насчет россиян? Мы узнаем что-то новое? Может, это изменит наш баскетбольный менталитет?
— На самом деле, я поражен тем, как многие баскетбольные болельщики игнорируют историю этого вида спорта в собственной же стране. Мы говорим о поколении, которое было историческим, выиграло кучу трофеев, но некоторые моменты из этой жизни прямо сейчас уже оказались в забвении. Русский болельщик больше заинтересован в том, что делают сегодня вечером Карри или ЛеБрон, чем в том, чтобы узнать историю баскетбола в России и СССР. Хотя эта история слишком великая, чтобы ее забывать. Клубы вроде ЦСКА заботятся о наследии и своих легендах, но за пределами Москвы, мне кажется, дела обстоят по-другому.
«Портреты за железным занавесом»
— Что будете делать после того, как книга будет опубликована? И как она, кстати, будет называться?
— Назову ее «Портреты за железным занавесом». Надеюсь, что когда-нибудь смогу презентовать ее и в России. Помимо этого, продолжу писать о баскетболе для испанских СМИ и думать о будущих проектах. Надеюсь, что через несколько лет российский баскетбол подбросит мне еще поводов дописать несколько страниц.
— На русском «Портреты…» можно будет почитать?
— Пока что неизвестно. Думаю, что сначала книга появится на испанском, а затем мы будем смотреть, будет ли российская аудитория в ней заинтересована. Если да, то, конечно, мы ее переведем. Мне бы хотелось, чтобы так и было, чтобы люди в вашей стране знали о жизни и работе этих пионеров и о чудесах, которые сделали их легендами.
— Когда запланирован выход книги?
— В Испании мы планируем опубликовать ее после лета, в сентябре или октябре. Надеюсь, что, когда ближе к зиме я вернусь в Москву на какие-нибудь матчи Евролиги, у меня под мышкой будет эта книга.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал — там я пишу об интересных событиях в европейском баскетболе.
Фото: twitter.com/Daviddela78; РИА Новости/Дмитрий Донской, Алексей Филиппов, Андрей Голованов, Евгений Биятов
%50 силы советского баскетбола составляли прибалты. Сначала Круминьш и кампания (это латыши), которые выигрывали даже КЧ: рижский СКА трижды брал главный еврокубок, и входит в топ-10 клубов Европы по числу выигранных КЧ! М.Паулаускас в 72-м. В.Валтерс капитанил в 80-е...
Потом пришел черед Сабониса сотоварищи. Т.Сокк из Эстонии. И.Миглиниекс. Шесть человек из золотой сеульской дружины - из Прибалтики.
Плюс что-то давали другие республики - Грузия, Украина... Ткаченко больше 10 лет был главным центром страны! Жармухамедов подъехал из Средней Азии.
Поэтому сегодня нашим надо пахать и пахать, чтобы добраться хотя бы до европейских вершин.
Дешёвые киноподелки меньше смотреть надо.
Хоккейный ЦСКА грабил провинцию, мне ли из Челябинска не знать - Макаров, Стариков, Быков, Тыжных, Бабинов( через "Крылья Советов")... Но и своя школа у армейцев была - Харламов, Фетисов, Крутов. Полуправда.
Сильнейший женский волейбольный клуб в СССР - "Уралочка". Карполь рулит!
Что касается конкретно баскета - 50 на 50. Сергей Белов вообще из Сибири, Александр - ленинградская школа (хотя вы считаете СПб второй столицей?), Волков - омич (но уехал в Киев), Панкрашкин - москвич (это к разговору, что Москва никого не давала!), Еремин и Мышкин - наши, уральские, начинали в "Уралмаше". Как и Дворный. Болошев поиграл во волгоградском "Динамо", пока его большое не подгребло и т.д.
Москва само собой забирала к себе лучших, но баскетбол развивался по всей стране.
Возможно побуждающим фактором, помимо интереса к предмету исследования, стал и успех аналогичной публикации о баскетболе югославском:
https://www.casadellibro.com/libro-suenos-robados-el-baloncesto-yugoslavo/9788495121608/1836489
Но в любом случае их деятельность вызывает огромное уважение. И хочется пожелать им удачи и успехов.
В московском Динамо -Соок и Базаревич, в ЦСКА -Ткаченко, Тихоненко , Волков, Гоборов , Миглиеникс, Энден .
Даже Куртинайтис стал тем кем знаем, став чемпионом в составе ЦСКА .
Но я не об этом. На уровне пердивов и ДЮСШ - баскет развивали по всей стране.