Звезды сегодняшней НБА доминировали бы в любую эпоху
В день рождения баскетбола мы подобрали лучшую для каждого из них.
Сегодня, 21 декабря, во всем мире празднуется День Баскетбола, а точнее – День Нейсмита. Ровно 127 лет назад преподаватель физкультуры в Спригфилдском колледже доктор Джеймс Нейсмит вывел на занятие 18 своих студентов, дал им мяч, объяснил правила и провел первый баскетбольный матч в истории.
125 историй об изобретении баскетбола
За эти 127 лет с момента изобретения баскетбол постоянно менялся. Какие-то изменения были революционными – например, право игрока бросать после ведения или появление трехочковой линии. Другие – эволюционными, как десегрегация профессиональных лиг или современный упор на тактику «высокопродуктивных бросков» – из-под кольца и из-за дуги.
И с каждой новой эпохой баскетболисты становились все сильнее. Накапливается тактическая база, совершенствуются знания о физиологии спортсменов, да и просто становится больше кадров – популярность баскетбола растет, и по последним оценкам ФИБА почти полмиллиарда людей по всему миру занимаются им. Но из каждого миллиона только один попадает в НБА.
Нынешнее поколение избранных, высококвалифицированных и технологически продвинутых баскетбольных звезд НБА – самое разнообразное в истории. Есть феноменальные трехочковые снайперы, разыгрывающие с габаритами центровых, центровые с руками разыгрывающих; многие баскетболисты прыгают не хуже легкоатлетов, бегают на уровне олимпийских спринтеров, в физической силе и выносливости превосходят многоборцев; кто-то славится защитой, кто-то – броском, кто-то – универсальностью.
Мы откопали машину времени и отправили лучших игроков сегодняшней лиги в ту баскетбольную эру, которая каждому из них подошла бы лучше всего.
Клэй Томпсон – 1891, изобретение баскетбола
Черновой вариант баскетбола, который придумал Нейсмит, совсем не похож на современный. Схожа была только цель – запустить круглый мяч в подвешенную на уровне 10 футов (3 м 4,8 см) корзину. Двигаться с мячом было запрещено: получил мяч – отдай обратно или бросай.
Лучший кэтч-энд-шутер в истории баскетбола Клэй Томпсон, который когда-то набрал 60 очков за 29 минут, всего 11 раз стукнув мячом в паркет за весь матч, был бы легендой в этой игре. Если бы он присутствовал в гимнастическом зале Спрингфилдского колледжа тем зимним утром, первая игра в истории точно не закончилась бы со счетом 1:0.
Джимми Батлер – 1900-е
Первоначально корзина подвешивалась на любую стену, балкон или шест – надо было только соблюдать высоту в 10 футов. В 1904 году придумали баскетбольный щит – для того, чтобы сидящие за кольцом зрители на балконах не смахивали мяч, летящий в кольцо. Вскоре игроки научились пользоваться щитом как поверхностью для рикошетов, и результативность матчей возросла.
Тим Данкан уже давно на пенсии, Дуэйн Уэйд проводит прощальный тур, но в НБА еще есть звезды, которые не пренебрегают олдскульным броском от щита. Одним из лучших исполнителей бэнкшотов является Джимми Батлер. Точно так же, как он рикошетом от «Миннесоты» попал из «Чикаго» в «Филадельфию», его броски с регулярной частотой летят не прямиком в кольцо, а по более надежной, хоть и больше не модной, траектории.
Кайри Ирвинг – 1910-е
Без дриблинга баскетбол жил почти 10 лет, да и после его изобретения мяч можно был ударить в пол лишь раз, причем мяч обязательно должен был скакнуть выше головы игрока, и бросать в кольцо после такого «дриблинга» было запрещено. В 1909 году ведение мяча привели в форму, близкую к современной.
С современным мячом Кайри Ирвинг с мячом делает такое:
…такое:
…и такое:
…но и с грубым, тяжелым и не очень ровным кожаным шаром для боулинга, каким играли сто лет назад, Кайри вытворял бы неповторимые финты.
Бен Симмонс – 1920-е
Баскетбол очень долго напоминал регби – не из-за тяжелого мяча или грубости, а потому что игра была унылой и безрезультативной. Игроки перепасывали друг другу, ждали, когда кто-то из защитников уснет, чтобы попасть под кольцо и набрать очки. В стандартной по тем временам тактике «столлинга» больше всего ценились не снайперы, а плеймейкеры и игроки, которые надежно попадают из-под кольца.
В ту эпоху всем было бы совершенно все равно, левша Бен Симмонс или все-таки правша, – если тогда и бросали, то только двумя руками, опустив мяч ниже колен и плотно поставив обе ноги на паркет. Бену было бы комфортно: никаких трехочковых нет и в помине, да еще штрафные до 1924 года мог пробивать любой, а не только тот, на ком сфолили.
Инноватор броска одной рукой, Хэнк Луизетти, появился только в 1936 году.
Дрэймонд Грин – баскетбол времен Великой Депрессии
Хотя в основном баскетбол развивался в школах, колледжах и общественных организациях ЗОЖа, довольно быстро появились и профессиональные команды. Поскольку у них не было своих собственных площадок, для матчей арендовались бальные залы, пожарные части, даже катки. Зрителей отгораживали от игроков сеткой – чаще всего веревочной, но не редкостью была и проволочная. Баскетболисты играли словно в клетке, отсюда распространился термин – «Cagers», и так игроков продолжали называть даже в 1960-е, хотя «клетку» повсеместно отменили еще в 1933 году.
В таких условиях баскетбол больше напоминал бои без правил – нормой считалось пнуть кого-нибудь, поцарапать о сетку, выбить локтем один из трех оставшихся у соперника зубов. Именно в эту эру играл Том Барлоу, ставший звездой (и включенный в Зал славы баскетбола) именно за работу тафгая и провокатора.
10 уникальных членов Зала славы баскетбола
Дрэймонд, это твое время.
Руди Гобер – 1930-е
Одно из ключевых изменений в правилах, спасших зрелищность баскетбола, – это отмена подброса мяча арбитром. Раньше после каждого набранного очка проводилось вбрасывание, словно в хоккее, и игра текла очень медленно, а на трибунах был слышен храп. Отмена спорных мячей случилась только в 1937 году, с образованием профессиональной лиги НБЛ – прямого предка НБА. Другие лиги последовали примеру НБЛ и отменили это в 1940-е.
А до того человек с размахом рук в 236 см и ростом в 216 см выигрывал бы все спорные – и команда могла владеть мячом хоть всю игру. Сегодня средний рост мужчины на 4% выше, чем 100 лет назад, но даже «дефляционный» Руди Гобер был бы выше и длиннее любого баскетболиста 1930-х (самым высоким был Майлас «Тощий» Шаун, но и он не дотягивал до 7 футов).
Энтони Дэвис – ранние 1940-е
Самый продуктивный блокшотер НБА мог бы еще больше доминировать под кольцом, если бы мог действительно все время оставаться под кольцом. До 1944 года любой мяч, пущенный в корзину, можно было смахнуть – даже если он уже летел по нисходящей траектории.
В 1940-е появились настоящие высокие центровые, которые легко допрыгивали до кольца – в первую очередь Джордж Майкан. Джордж регулярно был «голкипером» в колледже, так что в 1944 году ввели правило «голтендинга» (названное «правилом Майкана») и запретили блокировать мяч, когда он уже опускается. Что, впрочем, никак не сказалось на доминировании Майкана в следующее десятилетие.
Никола Йокич – послевоенные 1940-е
В конце 1940-х была настоящая турнирная война, за статус лучшей боролись три лиги: НБЛ с Майканом, «Лейкерс» и «Пистонс», образованная в 1946 году БАА с «Селтикс», «Никс» и «Уорриорс» (в 1949-м две лиги объединятся в НБА) и самая старая действующая лига, ретроградная АБЛ, а также любительские турниры AAU, из которых можно было попасть на Олимпиаду. Все лиги объединяло то, что игроки были гораздо техничнее, чем до войны, но так же неповоротливы, а главное – ослепительно белы. На постоянной основе негры в топ-лигах появились лишь в 1950 году.
А конец 40-х – время белых центровых. Майкан, Курланд, Садовски, Гроза, Оттен были просто крупнее остальных, и чем техничнее был центровой, тем ярче светила его звезда. Лучшие умели не только толкаться под кольцом, но и заигрывать партнеров из «хай-поста». Де-факто разыгрывающий сегодняшнего «Денвера» Йокич стал бы отличным «пивот-центром» в сороковые.
Толстый серб превращается в звезду НБА
Джеймс Харден – НБА до изобретения счетчика 24 секунд
В первые годы НБА баскетбол оставался очень простым, даже банальным. «Столлинг» из 1920-х лишь немного модифицировался, команде лишь нужно было довести мяч до лучшего игрока в его «удобной точке». И разыгрывающий мог 5 минут стучать мячом, пока все остальные игроки вяло перемещались в поисках открытых зон или фола.
Представляете, как бы играл Харден, если бы не был ограничен временем на атаку?
Конечно, ему бы не позволили делать такие пробежки – в те годы судьи очень строго смотрели на ведение мяча. Но он отлично вписался бы в медленный баскетбол начала 1950-х. И если вас клонит в сон от игр «Хьюстона», то вы можете ощутить родство с теми несчастными, кто приходил на игры НБА 65-70 лет назад.
Кемба Уокер – 1950-е после изобретения счетчика 24 секунд
Главное событие в истории баскетбола – его изобретение в 1891 году. На втором месте – переизобретение в 1954 году. Генменеджер «Сиракьюз Нешеналс» Лео Феррис и владелец клуба Дэнни Биасоне решили проблему медленного баскетбола, представив миру счетчик, отсчитывающий время на атаку. Оно теперь равнялось 24 секундам, и акцент в игре смещался от центровых-левиафанов к резвым защитникам. Не к таким быстрым, как Кемба Уокер, конечно. Таких просто не было еще.
Майкл Джордан скоро заплатит своему игроку 200 млн
Расселл Уэстбрук – сезон-1961/62
Пика скорости новый баскетбол достиг через 8 лет после изобретения счетчика. Это был великий сезон для тех, кто любит запредельную статистику. Лучшие игроки лиги набивали сумасшедшие цифры.
Уилт собрал свою знаменитую сотню на древнем стадионе в пенсильванской глуши;
Оскар Робертсон сделал трипл-дабл в среднем (и Уэстбрук два сезона назад повторил это);
шесть человек преодолели отметку в 30 очков за игру (Уилт – так вообще 50);
Элджин Бэйлор установил рекорд финалов по очкам в одной игре (61), а Билл Расселл – по подборам (40).
Только не говорите, что Расс отказался бы играть в ту высокооктановую эпоху, где от тебя даже не требуют чемпионства (оно все равно достанется «Бостону»).
Джоэл Эмбиид – стык 1960-х и 1970-х
Золотой век центровых. С 1965-го по 1974-й все 10 призов MVP сезона и все 10 чемпионских титулов собрали у себя Билл Расселл (1 статуэтка, 4 перстня), Уилт Чемберлен (3+2), Уиллис Рид (1+2), Карим Абдул-Джаббар (3+1), Дэйв Коуэнс (1+1) и Уэс Ансельд (1+0). В большинстве команд центровым был будущий член Зала славы.
Эмбиид словно явился к нам из той славной поры, когда баскетбол был игрой действительно высоких людей, и возрождает эту архаичную позицию в современном спорте.
Пол Джордж – слияние лиг в 1976-м
Менее крупные игроки могли соревноваться с бигменами только в одном случае – если переведут свою игру в вертикальное измерение. Именно этому была посвящена декада 1970-х. В веселой Американской Баскетбольной Ассоциации появились те, кто бросил вызов академичному баскетболу НБА: Джулиус Ирвинг, Дэвид Томпсон, Джордж Гервин. Они не бегали по паркету, они парили и взлетали с данками и фингерролами под самые своды стадионов. Их полеты были не символом мощи и агрессии, как у Леброна, а пластики и грации.
В 2010-е только один игрок в статусе безоговорочного топ-10 НБА согласился участвовать в конкурсе данков – Пол Джордж в 2014-м. После перелома ноги Пол стал осторожнее. Когда-то один из лидеров лиги по данкам снизил норму в два раза, переключившись на трехочковые. Но и они тоже появились в АБА задолго до НБА, так что той эпохе современный Джордж подходит не меньше, чем Джордж пятилетней давности.
Кевин Дюрэнт – ранние 1980-е
До 1980-х лучшими игроками НБА признавались либо центровые – от Майкана до Карима – либо разыгрывающие в качестве исключения. И вдруг в первой половине 80-х позиции между «единичкой» и «пятеркой» стали формироваться в самодостаточные, влиятельные отрасли баскетбола. Легкие форварды были в центре этого движения – Джулиус Ирвинг и позднее Лэрри Берд стали первыми форвардами-MVP.
И начался расцвет забивных легких форвардов. Бернард Кинг, Эдриан Дэнтли, Алекс Инглиш, Доминик Уилкинс, Джеймс Уорти, всевозможные Вандевейи, Агуайры, Шорты – каждая уважающая себя команда пыталась найти третьего номера с неограниченным арсеналом атакующих умений. А Дюрэнт – комбинация лучших качеств каждого из них.
Стефен Карри – первый трехочковый бум конца 1980-х
Хотя трехочковый бросок ввели в НБА еще в 1979 году (а в АБА и до того в АБЛ еще в 60-е), он еще долго был непонятной ненужной хренатенью. Лэрри Берд за карьеру выбросил трехочковых столько, сколько научившийся им лишь позавчера Брук Лопес выбрасывает за одну четверть (окей, здесь я чуть-чуть преувеличил).
Но если в сезоне-85/86 выполняли всего 3,3 дальних броска за игру, то уже в 88/89 эта цифра выросла вдвое. Появились звезды, строящие свою игру на дальнем броске – Реджи Миллер, Марк Прайс. Появился самый ранний прототип Стефа Карри – Майкл Адамс.
Ах да, и еще в 1986 году в лиге дебютировал Уорделл Стефен Карри-старший.
Блэйк Гриффин – первая половина 1990-х
Первые 100 лет баскетбол был спортом тощих людей. Широкоплечие культуристы шли в хоккей, американский футбол, даже в бейсбол, а типичными баскетбольными силуэтами были Карим Абдул-Джаббар или Джерри Уэст. Бодибилдеры вроде Уилта и «шкафы» вроде Мозеса были исключением из правил.
В поздние 80-е и особенно ранние 90-е культура «железа» проникла в баскетбол. Больше всего от этого выиграла позиция тяжелого форварда, которая на самом деле стала тяжелой. Карл Мэлоун и Шон Кемп – самые яркие примеры «мускульной» НБА. Они же – самые очевидные ролевые модели для Блэйка Гриффина. В «булли-боле» ранних 90-х Гриффин смотрелся бы очень органично.
Демар Дерозан – 1994–1997
Трехочковый перестал быть девиацией. Но и обыденностью не стал, хотя все сразу понимали, что 3 больше 2. Причина: Майкл Джордан не любил трехочковые, а моду в НБА задавал именно он. Но в 1993 году Майк перешел в бейсбольные трендсеттеры. Но без Джордана лига теряет популярность. Как ее вернуть? Повысить зрелищность. Как? Раскрыть защиты. Как? Стимулировать больше дальних бросков. Как? Эээ…
В 1994 года лига подвинула трехочковую дугу ближе к кольцу – если раньше она была на дистанции в 23 фута и 9 дюймов от центра корзины, то теперь по всей длине радиус равнялся 22 футам – как в углах площадки. Демар Дерозан прекрасно бросает дальние средние, что если бы за них давали не 2 очка, а сразу 3?
В 1997 году эксперимент прекратили и вернули прежний вид трехочковой.
Кайл Лаури – вторая половина 1990-х
В 90-е в НБА прошла вторая волна «улицизации», через 25 лет после первой. Стритбольная культура стала вновь проникать в профессиональный баскетбол. По какой-то причине в такой среде хорошо себя почувствовали игроки самых скромных габаритов, даже те, в чьем игровом стиле не было ничего от баскетбола улиц. Да, еще раньше лигу удивили Спад Уэбб и Маггси Богс, но именно с середины 90-х маленькие защитники стали считаться полноправными звездами: Тим Хардуэй, Дэйна Бэррос, Аллен Айверсон.
Лаури – самая низкорослая звезда сегодняшней НБА (судя по общим фотографиям, он чуть ниже Кембы), и если в какие-то годы это могло стать препятствием в его карьере, то только не в предлокаутной НБА 90-х. Хотя это не явилось препятствием и в послелокаутной НБА 10-х.
Кавай Ленард – первая половина 2000-х
В НБА было много великих оборонительных игроков – от Билла Расселла до Уолта Фрэйзера до Майкла Купера до Денниса Родмана до Дикембе Мутомбо и далее. Но была одна особенная великая оборонительная эра – начало 00-х. Четыре самых низкорезультативных сезона в истории НБА в эпоху 24 секунд (не считая короткого локаутного 1999-го) прошли именно в 2000–2004 годах – от 93,4 очка за игру до 95,5. Спасибо снятию запрета на зонную (сонную?) защиту.
Очередной «Мистер Замок» в череде великих защищающихся НБА Кавай Ленард просто обязан был появиться в ту эру, когда защита периметра становилась важнее защиты кольца. Но он появился значительно позже, в более яркой НБА, и продолжает выигрывать матчи своей защитой даже в объевшемся каких-то ускоряющих наркотиков 2018-м. Тем ценнее его статус элитного защитника.
Дэмиан Лиллард – вторая половина 2000-х
Когда руководство лиги устало смотреть на падение рейтингов усыпляющего защитного баскетбола, оно придумало убрать основной элемент персональной защиты – хэндчекинг. С 2004 года защитник больше не мог поддерживать рукой соперника при опеке. Всякое касание считается фолом.
Это ускорило игру и дало массу преимуществ тем шустрикам, которые обладали «тройной угрозой»: могли бросить дальний бросок с ведения (опекун теперь не стоит стеной перед лицом), пройти под кольцо (опекун теперь не может приклеиться уже на первом шаге), найти передачей партнера (которые становились более открытыми). Стив Нэш, ранее очень недооцененный разыгрывающий, сразу взял две статуэтки MVP после запрета на хэндчекинг. Дэмиан Лиллард тоже много знает про недооцененность…
Леброн Джеймс – 2010-е
Леброн – человек, который бы гармонично смотрелся в любую баскетбольную эру. С трехочковыми или без, рядом с высокими разыгрывающими или низкорослыми центровыми, с плотной защитной или медленной атакой, при доминировании «больших» или в скоростном баскетболе.
Леброн теперь еще пуляет с центра площадки
Но нынешнее десятилетие стало его собственной эпохой в реальности. Он 8 раз подряд играл в финалах, взял 3 из своих 4 наград MVP, ни разу не выпадал из первой символической пятерки сезона. Во всех видах спорта, во всех сферах общества, во все времена было немного подобных случаев доминирования одного человека на протяжении столь долгого периода времени.
Яннис Адетокумбо – 2020-е
Баскетболист будущего лучше всего будет смотреться в баскетболе будущего. Размытие привычных позиций и функций, игра за счет пространства, а не мяча, зашкаливающий атлетизм, помноженный на командные взаимодействия, – все это будет отличительной чертой следующего десятилетия. И отличительной чертой баскетбола Янниса.
У греческого фрика первый нормальный тренер в карьере. И уже страшно
Следующая баскетбольная эпоха будет еще интереснее нынешней. Как это и было всегда.
А в какую эпоху вы хотели бы переместить Леброна, Карри или других звезд НБА? Поделитесь своими сравнениями в комментариях.
Фото: Gettyimages.ru/Kevork Djansezian, Kevin C. Cox, Lachlan Cunningham, Chris Graythen, Harry How, Al Bello, Maddie Meyer; globallookpress.com/Brian Rothmuller/Icon Sportswire; REUTERS/Winslow Townson-USA TODAY Sports, Jeff Swinger-USA TODAY Sports, Soobum Im-USA TODAY Sports, Dan Hamilton-USA TODAY Sports, David Richard-USA TODAY Sports
Но если взять талант в вакууме, предположить, что условный Уилт с его заложенными природой умениями и данными родился бы не в 30-е, а 80-е/90-е, учился баскетболу на каких-то примерах, а не сам впервые создавал эти самые примеры, то ответ будет такой: все бы заиграли.
У Майкана была бы коррекция зрения и лучшая физика, он начал бы заниматься спортом на 10 раньше, чем в реальности, и наверняка был бы семифутером. Уилт обучился бы трехочковому как нефиг делать, наверняка даже попытался бы лидировать в лиге по числу трех. Расселл стал бы центровым-Каваем. Мэджик сразу бы пришел в лигу с броском, Берд пришел бы раньше, был бы здоровее, а своими снайперскими талантами просто размазал бы лигу. И так далее.
Игроки каждого следующего поколоения лучше своих предшественников не потому, что они какие-то более особенные. Просто у них лучше условия для роста. Благодаря той самой "стартовой позиции".
Но это, во-первых, не так просто, как на словах, а во-вторых еще сложнее с точки зрения лицензий на изображения. Мы не можем просто так кроить взятые в легальных фотобанках изображения на свой вкус.