Болельщик, идущие на смерть приветствуют тебя
Равная защитная финальная серия – это всегда про победу желания и страсти над усталостью, болью и недостатком одаренности или умения. Здесь не важны фамилии и противостояния один в один, они для бедных. Для тех, кто думает, что в баскетбол играет надпись на майке или подпись под контрактом, для тех, кто считает, что перевес в чистом таланте значит больше, чем сыгранность, единство и командный настрой. Если вы в их числе и не хотите меняться, эта серия не для вас. «Данк – хорошо, мозг – плохо» – ваш четкий уровень и потолок, поэтому можете смело закрывать эту вкладку. Она для других людей. It’s time for rocket science.
«Майами» сложно, по-настоящему тяжело. Впервые они встретились с конкурентоспособной командой, которая выходит на паркет в более-менее здоровом состоянии, с наигранными розыгрышами, моделями и с отработанной игрой в защите, с чувством спины партнера. «Бостон» потерял многое в связи с уходом Перкинса, травмой Шака (хоть его роль и переоценена) и повреждением Рондо. Пускай О’Нил-постарше и был мертвее мертвого, но он все равно являлся частью приготовления "Селтикс" к схваткам на новом уровне, элементом, вокруг которого строился подготовительный процесс как на всю дистанцию плей-офф, так и на каждую конкретную серию.
Когда выпадает один из таких механизмов, а у тебя не осталось работающего и понимающего центра, чувствующего систему и ее требования, ты падаешь значительно ниже своего реального уровня. Это отдается обороне, атаке, это помогает сопернику ломать позиционные розыгрыши своей защитой и интенсивностью. Сила «Бостона» не в отрывах, не в «пик-н-ролле», не в именах. Команда не меняла стартовый состав вплоть до этого сезона, она была слаженной, она лучше всех в лиге двигала мяч, забивала за пятьдесят процентов с игры и демонстрировала правильный баскетбол, со своевременными комбинациями, необходимой тактической подготовкой и с отдачей тогда, когда она была по-настоящему нужна. Эта самая сыгранность была разрушена, что при вылете звеньев, на которых лежала нагрузка и ответственность, возложенная в момент приготовления модели для обыгрыша соперника такого ранга, подписало приговор.
«Чикаго» также стало заложником проблем со здоровьем. Серьезная травма Бузера невероятно повлияла на эффективность команды. Во второй игре финала конференции я сидел тихо, уныло вглядываясь в экран плазмы. Тогда стало ясно, что «Буллз» необходимо чудо, чтобы обыграть «Хит». Карлос потерял уверенность в себе, ему было больно, он не был достаточно агрессивным в атаке, он не мог двигаться в защите. Это оборонительная серия, с командной ориентацией на своей половине площадки. Здесь работает не пару игроков даже при элементарной двоечке, здесь нагрузка на пятерых одновременно. И он не мог с ней справиться. «Быки» нуждались в том форварде, который будет приносить им двадцать очков за встречу. Им был жизненно необходим здоровый четвертый номер, который будет достаточно злым, чтобы давить флоридцев в одном из их самых слабых компонентов – ближнем подборе, где вместе с Ноа, он должен был определить исход серии. На таком уровне важно каждое владение, каждый отскок, каждый дополнительный штрафной. Буз пытался царапаться на щите, но он не мог закончить розыгрыш, вбить последний гвоздь.
Он не смотрел в сторону корзины, он двигал мяч, он отдавал передачу ближнему, вместо того, чтобы забивать. Он потерял решительность, это ломало все подготовленные схемы в позиционке. Давление оборонительных редутов «Майами» вынуждало совершать неправильные, неподготовленные броски без ритма, в неподходящие для этого моменты. Проблемы Роуза в плей-офф лежали именно в этом – команда нуждалась в том, чтобы он атаковал корзину в таких случаях. Это была их надежда, иногда она оправдывалась, иногда нет. Но недопустимость того, чтобы один игрок, пусть и Деррик, запускал все вот это при ориентации на коллективизм, похоронила «Чикаго». Нельзя сравнивать действия самого ценного баскетболиста регулярного чемпионата с Айверсоновскими, потому что рисунок «Филадельфии» был создан вокруг вот этих мячей от Аллена, забитых на превосходстве, «быков» же вынудили прибегнуть к такой игре обстоятельства, а не желание главного тренера. Между свистком за двадцать четыре секунды и плохим броском, всегда выбирают последнее и идут драться на щит. Это еще одна основа, но повреждение Бузера не позволило подопечным Тибодо избежать необходимости заниматься такими вещами.
С «Далласом» же все по-другому. «Мавс» – подготовленная разрушающая соперника команда, которая при всем отсутствии «таланта уехавшего на юга», умудрялась быть одной из лучших оборонительных обойм во всей лиге в плей-офф, и при этом – второй по результативности. Техасцы находят свои очки. В отрыве, в умении Мэриона нестандартно обыграть и пройти под корзину, в трехочковом безумии, в гениальном пасе Кидда, в вырванном подборе в нападении от Чендлера или Хэйвуда, в движении мяча, заканчивающегося лишней передачей. Никакой из этих компонентов в отдельности не поможет разбить защиту уровня «Хит», но всего по чуть-чуть и мы уже при равном счете в серии. Ассорти – это не всегда плохо.
Удивительной характеристикой «Маверикс» выглядит то, что они играют значительно лучше, именно уступая в счете, когда им нужно догонять, и это может считаться странным, но вполне обоснованным замечанием. Между командами существует колоссальная пропасть в психологии. «Майами» выходило плясать и танцевать прошлым летом, обещало ведра титулов. «Даллас» работал в зале над последней возможностью. Игроки флоридцев понимают, что они объективно более талантливы и чувствуют себя свободнее, «бродяги» же скованы тем, что это их лебединая песня, поэтому, когда соперник ставит их к стенке, они осознают, что им некуда отступать. Они начинают агрессивнее действовать в защите, больше дорожить мячом, потому что вынуждены ценить ту возможность, которая им предоставлена, каждую минуту здесь, каждый подбор и каждые два очка в отрыве. Поэтому они прессуют соперника и подопечным Споэльстры зачастую попросту нечем возразить, ведь они….
… играют этой ротацией без году неделю. В этом нет вины главного тренера, ведь важнейшие части восьмерки, его нынешнего сочетания, болели практически весь сезон. Миллер и Хаслем худо-бедно прошли тренировочный лагерь, они почувствовали, как играть в защите, кто что может, но они потеряли возможность развиваться в атаке так, как это делала остальная команда по ходу многомесячного марафона. «Майами» – уникальное сочетание баскетболистов и поэтому те, кто были с коллективом на площадке по ходу чемпионата меньше всего и действуют хуже всех в атаке под давлением: два Майка да Юдонис. «Хит» под активным прессингом вынуждены сбиваться на умение Уэйда и Джеймсом отдать скрытый пас, способность Бибби и Боша оторваться от соперника и на попытку наказать за сдваивание на двух лучших игроках НБА от Чалмерса и того, кто привел Университет Флориды к титулу-2000 в студенческом первенстве.
Это индивидуализм, но не комплекс, поэтому против «зоны» в сочетании с колоссальным давлением это и работает от случая к случаю. Здесь кроются причины того, почему «новая империя зла» глохнет в важные моменты в заключительных четвертях. В следующем сезоне, когда звенья сыграются и притрутся, мы вряд ли увидим и ощутим столь белые пятна, но сейчас это то, с чем вынуждены мириться в верхах «Хит». Здесь необходимо время, а Пэт Райли или Эрик Споэльстра вряд ли являются его властелинами. Надежда на светлые головы лидеров выходит на первый план. Обоснованная, но не совсем правильная.
Большим ударом по флоридцам стал дисбаланс владений между Дуэйном и ЛеБроном. Сочетание таких ритмичных и зависимых от мяча солистов – очень сложное во всех отношениях. Они привыкли руководить атакой команды, выбирать и осуществлять те или иные розыгрыши, ощущать саму игру. По ходу чемпионата, «Хит» все-таки умудрились найти гармонию в их взаимоотношениях на площадке, распределив роли между ними максимально эффективно, позволив им не выпадать так, как они могли бы. Сейчас в финале это ушло в никуда, потерялось в неизвестности.
Уэйд говорит о том, что партнеры доверяют ему больше из-за того, что он уже был в этой обстановке и, в отличие от лучшего игрока Лиги, выходил из нее победителем, поэтому он значительно больше берет на себя. Его даже можно было бы обвинить в эгоизме, если бы это не было оправданно тем, как здорово он выглядит в этой битве. Никогда нельзя забирать мяч у исполнителя такого калибра, если у него откровенно прет и лезет. Это очередная основа, это одна из дорожек к победе. Только вот специфика игры Джеймса заключается в том, что он не может действовать вне розыгрышей, акцентированных на него. Он не играет без мяча. Брайант, Дюрэнт, Пирс, Ману, Дирк и другие могут, он – нет.
Все броски Джеймса – ритмичны, преисполнены чувства, ощущения игры, настроя. «Я буду продолжать действовать так же, как и раньше. Как только я перестану быть агрессивным, я начну вредить своей команде больше, чем помогать ей», – это не ЛеБрон, это Аллен Айверсон, такой же зависимый солист. Если он не получает снаряд, розыгрыши под себя, не угрожает корзине – он теряет все, что у него есть, уверенность в том числе. Да, он старается компенсировать такие недостатки работой в защите, передачами, но это все равно не то, что нужно.
Дуэйн, например, в таких ситуациях отрывается, бегая сквозь заслоны вдоль лицевой, занимает позицию под кольцом, чтобы вырвать подбор, ищет возможность открыться на периметре. Он играл с еще доминировавшим Шаком, с Эдди Джонсом, подающим признаки жизни. Он получил опыт действия в таких ситуациях. В «Кливленде» у Джеймса не было такой возможности, поэтому он немножко теряется. И «Хит» это ощущают.
Однако не стоит делать из такого положения вещей настоящую трагедию. Уникальность «Майами» как команды в том, что в случае если Уэйд заглохнет, мяч возьмет другой чувак и начнет фестивалить, заставив вас, как поклонника их соперника, задать один простой вопрос: так что же лучше вообще, один монстр или другой? Ничего. Это убийственная смесь, то из-за чего их критиковали за решение объединиться, за заговор. It′s look like a cheating.
Дэвид Стерн в последнее время начинает убеждать болельщика в том, что у него есть остатки сердца. Фантастический подарок обнищавшему «Кливленду» на лотерее драфта, включение Арвидаса Сабониса в Зал Славы НБА именно за заслуги, не превращение финалов Востока и всея лиги в конкурс штрафных бросков (пара из Флориды в первых двух раундах выходила на линию 19 раз в среднем за матч – фатальный показатель для командно-защитной серии)… «Вот, что с людьми делает перспектива локаута», подумалось мне.
«Мавс» проделали уникальную работу. Они умудрились сделать так, чтобы талант, мощь и атлетизм в сочетании с актерским мастерством не убивал их с «charity stripe» так, как это делал Дуэйн Уэйд пять лет назад. Подопечные Карлайла работают, чтобы оставаться в игре. Они не вырываются вперед, они стараются контролировать отрыв в счете. Может возникнуть впечатление, что «Майами» доминирует в этой серии, потому что всегда впереди, ведь подопечные Споэльстры реально владеют инициативой, но руководит схваткой тот, кто решает исход в концовках, в самые важные моменты. «Даллас» здесь выглядит значительно симпатичнее из-за давления в защите и правильных розыгрышей в атаке.
Шутки ради, вы заметили, что практически все трехочковые Новицки в важнейших сериях с «Лейкерс» и «Хит»», командами, которые талантливее и сильнее «Маверикс» именно в аспекте кадрового потенциала, совершаются из свободных положений?!! Они открытые, они правильные по темпу, они своевременны. Это рука тренера, это разыгрывающий, это взаимодействия команды в целом как механизма. Все знают, что его нельзя оставлять, все это осознают, чувствуют и видят, понимают, что они подвергают себя опасности, особенно в решающие моменты, но раз за разом «Даллас» находит подобные возможности. Это весь рисунок игры «бродяг» сквозь один эпизод: Кидд не набирает очков, у него нет фантастических показателей по передачам, но он задает тон, подбирает правильный ритм, использует верные комбинации, принимает грамотные решения. Это влияние на положение вещей без какой-либо угрозы в атаке от тебя лично, без статистической эффективности. Это опыт тридцативосьмилетнего игрока, который нельзя купить за час в эфире ESPN.
Мне нравится эта серия, я люблю ее. За вязкие матчи, за тактику, за то, что скрыто под занавеской («Мавс» – эдакий оплот уходящей эры Джексона, Адельмана, Слоуна, Ларри Брауна, «Сперс», «Лейкерс», Шака, Кобе, Данкана и многих-многих других), поэтому я получаю от нее искреннее удовольствие. Сложно сказать, кто выиграет чемпионат, ведь в коллективно-ориентированной защитной серии, все решают мелочи или комбинации из частичек. Лишний штрафной, подбор, два очка в отрыве, перехват или заступ – все имеет колоссальное значение.
В схватке с более высоким темпом, с наличием свободного пространства индивидуальные качества игроков реально важны, там стоит уделять внимание персональной опеке того или иного баскетболиста. Здесь же на первую строчку выходит реакция на подстраховку. Масса разнообразных «матч-апов» не имеет под собой ощутимой почвы, это не стритбол, не «ран-н-ган». Здесь стоит уделить внимание умению отдать грамотную изощренную передачу во время сдваивания, отработке движения мяча по периметру, наказанию трехочковым или неожиданным скрытым пасом. Это решает исход. Поэтому каждый конкретный розыгрыш в концовке той или иной финальной встречи имеет все шансы на то, чтобы определит победителя. Одно-два решения, которые соперник и поклонник не сможет предсказать или предотвратить. Это придает схватке особенный шарм, словно кричащий нам во все горло: "Болельщик, идущие на смерть приветствуют тебя!"
Бузер такой и в Юте был, тут не в травме дело, которая в начале года была. лучше бы брал пример с Хаслема.
у Мавс не было дисижена они не плясали и не обещали кучу титулов, а пахали в зале.... можно подумать что Хит не пахали, а все лето тусили под лозунгом yes we did.
ну и Брон далеко не Айверсон. он и без мяча много пользы приносит. да он действительно теряет этот ритм, но даже без него он гораздо лучше чем обычный ролевой игрок
Один спорный стилистический момент: «с Эдди Джонсом, подающим подобные признаки». Какие признаки и кому подает Эдди Джонс?