Она была надеждой сербского баскетбола, но в 19 лет ей ампутировали ногу
Она считалась одной из самых перспективных баскетболисток Сербии, но ужасная трагедия перевернула всю ее жизнь. Эта история не только о баскетболе. Эта история о храбрости юной девушки, которая смогла пережить личную трагедию, и не сдалась.
* * *
Погода была отличная! 7 сентября 2013 года на улице было тепло и солнечно. Женская баскетбольная команда из Дьора отправилась на товарищеский матч в Шопрон. Расстояние между двумя венгерскими городами составляет всего 93 километра. Автобус должен был находиться в пути не более полутора часов. Клубы «Дьор» и «Шопрон» собирались отыграть спарринг в преддверии нового сезона Евролиги и старта венгерского чемпионата. Обычный сентябрьский день.
Но дело в том, что автобус с баскетболистками «Дьора» никогда не доедет до Шопрона.
Спустя полчаса поездки произошла трагедия. Старенькая «Лада» выехала на встречную полосу, по которой двигался транспорт «Дьора». Чтобы избежать лобового столкновения, водитель клуба успел взять вправо и смягчить контакт. Автобус потерял равновесие и, все же столкнувшись с легковушкой, слетел с трассы на обочину.
Анна Лаклот, игрок «Дьора»:
– Все случилось быстро, но тогда казалось, что все происходит в слоу-моушен. Я чувствовала, что все длится намного дольше, чем было в реальности. Когда я открыла глаза, то все кругом кричали.
Генеральный менеджер клуба Петер Таподи погиб на месте происшествия. Главный тренер «Дьора» Акош Фузи был доставлен вертолетом в клинику, но скончался из-за большой кровопотери. Еще 16 человек, находившихся в том автобусе, получили повреждения разной тяжести.
Одна из баскетболисток, Милица Йованович, вытащила из разбившегося автобуса Наташу Ковачевич в критическом состоянии:
– Я выползала из автобуса и тащила ее на спине. Нужно было выбраться оттуда. Когда мы выползли, а потом встали, именно в тот момент я увидела, что у Наташи отсечена нога.
Санитарная авиация доставила ее в госпиталь. У 19-летней баскетболистки оказались повреждены обе ноги. Медики были вынуждены принять судьбоносное решение. Ковачевич ампутировали левую ногу ниже колена.
Наташа Ковачевич родилась в спортивной семье. Ее отец занимался гандболом, а мама была легендой сербского баскетбола. Ее жизнь точно была бы связана со спортом. Ковачевич выбрала баскетбол, но пошла не в академию клуба, в котором ее мать отыграла большую часть своей профессиональной карьеры. Ковачевич-младшая прошла школу белградского «Партизана». Ходили слухи, что мать баскетболистки частенько попрекали тем, что дочка оказалась в стане принципиальных соперников «Црвены Звезды».
Ковачевич была перспективной баскетболисткой. В 2008 году она подписала свой первый профессиональный контракт с клубом. Им, конечно же, был «Партизан». В сезоне-2008/2009 «Партизан» стал вице-чемпионом Сербии, а Наташе Ковачевич тогда исполнилось 15 лет. В 2010-м баскетболистка перешла в «Вождавац», в котором на молодой талант возлагали огромные надежды. Через два года клуб Ковачевич застал финансовый кризис – команду расформировали. Продолжение карьеры было приятным удивлением. Наташа выбрала «Црвену Звезду».
Она трижды выступала за сборную в возрастной категории до 16 лет. В 2012 году Наташа сыграла за молодежную сборную на чемпионат Европы, завоевав бронзовые медали первенства. Последний раз баскетболистка представляла свою страну в июле 2013-го на чемпионате Европы U-20 и чемпионате мира U-19.
После завершения молодежных чемпионатов в июле 2013-го, Наташе Ковачевич поступило предложение из венгерского «Дьора». «Црвена Звезда» на тот момент была готова предоставить новый контракт для своей баскетболистки, однако перспектива игры в иностранном клубе привлекала Наташу больше. Тогда «Дьор» на постоянной основе играл в еврокубках, поэтому никто не осуждал решение сербки покинуть белградскую команду.
«Дьор» мог стать одной из ступенек, по которым молодая сербская баскетболистка могла подняться на вершину женского баскетбола Европы. Однако та дорога в Шопрон перевернула все в жизни Наташи Ковачевич...
Наташа Ковачевич на реабилитации в Белграде
Спустя неделю после операции в Сомбатхее, Наташу Ковачевич перевезли в Белград. На родине она начала долгий процесс реабилитации. Она не любит рассказывать подробности про аварию в Венгрии. В своих интервью баскетболистка делилась, что всегда находилась в сознании: во время автокатастрофы и по дороге в больницу.
– Я лежала на траве, было больно, но я решила не смотреть, что там. У меня не было больших надежд тогда. Я решила, что должна принять все, что меня ожидало. После аварии было много поддержки, позитивной энергии, и именно поэтому я сейчас счастлива, - поделилась Наташа в интервью Радио-телевизија Србије.
История баскетболистки после трагической автокатастрофы распространилась по всему миру. Французские медики вызывались помочь Наташе Ковачевич восстановиться. Она уже тогда говорила, что хочется продолжить играть в баскетбол. Французы разработали для неё специальный протез. Реабилитация, восстановление и сам протез обошлись недешево, но здесь Ковачевич помог весь баскетбольный мир.
В конце концов, она смогла встать на две ноги. И даже играть в свою любимую игру.
В 2014 году ФИБА объявила, что Наташа Ковачевич станет послом ФИБА-Европа. После двух долгих лет реабилитации баскетболистка подписала контракт с «Црвеной Звездой», а в 2015-м вышла на площадку в форме белградской команды. В этом году она стала обладателем Кубка Сербии. Ковачевич завершила свою профессиональную карьеру сразу же после победы в кубковом финале. Однако в баскетболе она все-таки осталась. На протяжении сезона-2016/2017 она возглавляла «Црвену Звезду», являясь директором клуба.
В конце прошлого сезона она оставила свою высокую должность, сконцентрировавшись на выпуске книги и подготовки документальной ленты о трагедии в Венгрии и последующем восстановлении.
– Вначале было сложно, но книга поэтому и называется «Шаги». Я не планировала сразу вернуться на площадку, просто хотела начать ходить. Шаг за шагом. Это результат моего позитивного мышления и того, что я ориентирована на позитивные вещи, – рассказывает о книге экс-баскетболистка.
В ноябре 2017 года на Youtube вышел трейлер документального фильма о Наташе Ковачевич. Кинолента «Прыжок» сейчас находится на стадии постпродакшана.
«Слово «невозможно» придумали люди, которые верят в оправдания, а не дела. Никогда не опускайте руки, верьте в себя, в близких, в то, что даже в самой сложной ситуации хотя бы мизерный шанс на победу, но остается. И если эта вера будет искренней, а ваш труд самоотверженным, поверьте, – вы добьетесь того, чего желаете», – Наташа Ковачевич.
Фото: instagram.com/nacika7
когда я у него спросил (а у водителя руки немного потряхивало и в 8 утра) - как он так решил сделать - он ответил - у меня за спиной - 39 жизней в автобусе - положу автобус на бок - может быть несколько трупов. а так - только один.
Нам в автошколе инструктор акцентировал этот момент. Если полоумный бросается под колеса, то надо думать о тех, кого везешь. Математика действительно простая, хоть и жестокая.
Нам в автошколе инструктор акцентировал этот момент. Если полоумный бросается под колеса, то надо думать о тех, кого везешь. Математика действительно простая, хоть и жестокая."
Что с точки зрения закона будет с водителем?
Если он превышал, то все равно виноват, даже если подрезали - выбрал неверный скоростной режим за пределами ограничений. "
Ну и с фига столько претензий если вас там не было?
Превышения не было 40-45км. Город, перегруженный поток.
"Не держал дистанцию - есть такое правило - задний всегда виноват. Иногда, правда, регистратор спасает."
Ехал по крайней правой. Со второй полосы джип подрезал.
"Его могли подерзать вынужденно. Если перед подрезавшим кто-то тоже резко оттормозился."
Женщина не посмотрела и всё. Не делайте столько выводов из ничего.
"И потом, это только Ваше мнение, что его подрезали. Может, у суда другое мнение".
Конечно, другое. Занесли - вот и другое.
"Может справедливое, а, может, и за деньги."
За деньги.
"Открыли секрет полишинеля - деньги и связи в суде многое решают."
Не открывал. Просто сказал. Что вас так задело?
"Мы до вас как-то и не подозревали, что так бывает. "
Настроение плохое?
Да сажают за все что не попадя. И НЕ сажают, когда сбивают те, кто у власти.
Если давно не были в инете - почитайте, хоть что-нибудь.
По несколько случаев за год.
Никакое видео не помогает.
Машину оформляют в угон задним числом или еще как-то и всё.
А камеры не показывают того, кто был за рулем. Универсальная отмазка.
Я в целом имел ввиду немного другое... понятно, что с автобусом все проще.
Что делать обычному человеку едущему в машине (более того, без пассажиров).
Ему врезаться, улетать в дерево или в кювет?
Что ему грозит, особенно если случай (ттт) смертельный?
Просто для того, чтобы делать выводы по какому либо делу надо знать все обстоятельства. Схему ДТП, заключение экспертов и так далее.
А не просто " меня признали виноватым, все куплено", просрали все полимеры и так далее.
Я не знаю еще такого случая, чтобы проигравшая сторона не утверждала, что судья был пристратен и ангажирован в чужую сторону. Иногда это правда, чаще всего - нет.
Я вам указал на голословность Вашего утверждения.
Вы спросили про случай "сферически в вакууме". То есть едет транспортное средство, ничего не нарушает, ему наперерез выскакивает человек, столкновение, выскочивший погибает.
Я вам ответил, что в таком случае проводится следственный эксперимент. На его основании выносится вердикт, виновен водитель или нет. Если столкновения избежать было невозможно или это было связано с риском для жизни самого водителя, то водитель признается невиновным.
Вы вместо этого стали приводить непонятно что, какое-то мутное дело, обстоятельства которого нам совершенно неизвестны, в качестве контраргумента.
И в конце концов открыли нам мудрую истину - у кого много денег и влияния - у того вероятность выиграть в суде больше. Спасибо, Кэп.
Я вам на это указал, вы меня стали обвинять в плохом настроении и так далее.
Вы для чего спрашивали про пешехода? Чтобы пожалится на несправедливые российские суды?
Мы сочувствуем, конечно, вашему папе, но в следующий раз пишите прямо.
" Мой родственник побывал в ДТП, его признали виноватым, все куплено, навальный, спаси нас. "
Я вам открою истину, так не только у нас, так во всем мире. "Рази можно спроть барина свару заводить? Ведь в бараний рог согнет. С сильным не борись, с богатым не судись..." Актуально и в США, Европе, Канаде, Африке, Австралии и т.д.
Но водителю в случае того, если под колеса ему бросается пешеход, не надо думать о том, что это может быть Боря Ротенберг или внебрачный сын Кабаевой. Ему нужно исходя из предположения, что это обычный человек, пытаться его спасти, а если это невозможно, то спасти себя-пассажиров.
Ну я вспомнил, что правильное могут и не вынести. Только и всего.
В том случае было все слишком очевидно, чтобы что-то отрицать или выдумывать.
Я просто усомнился в том, что все уж так просто выносится в пользу потерпевшего (т.е. водителя).
Причем здесь Навальный, я, честно говоря, вообще не понял.
Я должен что-то по этому поводу прокомментировать?
Просто в последнее время (в том числе у нас в городе) участились случаи выбегания людей под колеса. Ни с того, ни с сего.
Ну вот меня и заинтересовал этот вопрос.
Не знаю, с чем связан этот пофигизм, но люди стали, такое ощущение, что безмозглые.
Я еще могу понять, когда это дети или молодые люди, что взять с поколения ЕГЭ, но когда под колеса кидаются 50-70 летние...
Особенно это странно выглядит на пешеходных переходах, люди вообще не смотрят куда и зачем идут.
Просто кидаются под машины и всё.
Понятно, что на пешеходном будет виноват водитель, просто с моей точки зрения, а какая нафиг разница будет пострадавшему? Ведь можно и без ног остаться. Неужели если водителя накажут пострадавшему пешеходу будет легче...
Впрочем, это лишь мои наблюдения. Как оно у вас или где-то еще - не знаю.
Это просто пояснение откуда возникла заинтересованность.
Однако, я писал нормально, а вы лично ко мне претензии предъявляли с каким-то домыслами по ситуации.
Вы зомбоящик давно смотрели? А 50-70 летние сутками у телевизоров. Вот мозг и отказывает. Шутки шутками, все смеются, но на самом деле информационное пространство нынче очень агрессивное и просто разлагает и оболванивает личности. Человек выпадает из социума, привыкает сидеть дома, а потом уже плохо отличает реальность от сериала. Включает "бессмертие" и марш-марш по прямой.
Или голову в смартфон и дорогу не вижу.
Плюс во многих европейских странах приоритет пешеходам. Человек привыкает и не пугается уже там, где такого правила нет.
Вот и получается все в комплексе.
Ну... как сказать. Если фоновая работа ящика, на Новый год, когда нахожусь 2 часа у родственников - это называется "смотрел", то вот 2 часа раз в год "смотрю".
А так с 2002 года не смотрю телик.
Если что-то лично мне интересно - качаю с инета. Но это я выбираю, а не за меня.
Кроме того, когда слышу эти потоки адской рекламы, я даже удивляюсь, ну как люди ее до сих пор выносят. Я ее еще тогда терпеть не мог. Вот где зомбирование идет.
"Шутки шутками, все смеются, но на самом деле "
Да какие уж тут шутки... смеются идиоты... в смысле: по этому поводу.
"Или голову в смартфон и дорогу не вижу. "
Да, это жуткий пз.дец. Особенно, когда вижу это с детьми.
Они же пример подают (кроме того, что рискуют жизнями детей). Дети потом также ходят.
У них, видимо, в голове нет понимания того, что машина - это самокат. За 30см он не остановится. Это тонна (и более) веса. А тем более зимой.
Недавно чуть не цепанул женщину на обочине. Хорошо, бл.ть, увидел белые сапоги.
А сама в черном. И стоит на проезжей части почти. В падлу в снегу ножки заморать.
Д.ра, бл.ть.
Дорога узкая после снега, итак жмешься к встречным машинам, хорошо по встречке никого не было. Сбить может и не сбил бы, но по ногам проехался бы.
"Плюс во многих европейских странах приоритет пешеходам. Человек привыкает и не пугается уже там, где такого правила нет. "
Я этого никогда не пойму. А увижу своих детей с таким настроением - подзатыльник точно получат.
Какая разница ГДЕ ты переходишь. Надо смотреть внимательно на дорогу и все контролировать. А уже потом переходить. Пешеходный по сути НИЧЕГО не меняет. Кроме того, что если я подойду к нему, то машины остановятся. А там, где его нет, в 90% - нет.
Но это никак не влияет на мое решение переходить. Оно возникает ТОЛЬКО когда машины ДАЛЕКО.
Или их нет вообще.
Хуже то, что большинство не осознает, что пешеходный на светофоре НЕ имеет приоритета у светофора.
У нас есть завод. Там вечно выходят 40-55 летние. Так просто в наглую перебегают, переходят на зеленый свет для машин. Типа там же пешеходный переход. Звездец.
И ночью... когда встречные фары слепят стоять даже рядом с дорогой НЕ безопасно.
Водитель с ближним светом, просто не видит, что находится в 30метрах впереди. Пока фары это место не осветят. А улиц с плохим освещением или без него в каждом городе полно.
Ну... как сказать. Если фоновая работа ящика, на Новый год, когда нахожусь 2 часа у родственников - это называется "смотрел", то вот 2 часа раз в год "смотрю".
А так с 2002 года не смотрю телик.
Если что-то лично мне интересно - качаю с инета. Но это я выбираю, а не за меня.
Кроме того, когда слышу эти потоки адской рекламы, я даже удивляюсь, ну как люди ее до сих пор выносят. Я ее еще тогда терпеть не мог. Вот где зомбирование идет.
"Шутки шутками, все смеются, но на самом деле "
Да какие уж тут шутки... смеются идиоты... в смысле: по этому поводу.
"Или голову в смартфон и дорогу не вижу. "
Да, это жуткий пз.дец. Особенно, когда вижу это с детьми.
Они же пример подают (кроме того, что рискуют жизнями детей). Дети потом также ходят.
У них, видимо, в голове нет понимания того, что машина - это НЕ самокат. За 30см она не остановится. Это тонна (и более) веса. А тем более зимой.
Недавно чуть не цепанул женщину на обочине. Хорошо, бл.ть, увидел белые сапоги.
А сама в черном. И стоит на проезжей части почти. В падлу в снегу ножки заморать.
Д.ра, бл.ть.
Дорога узкая после снега, итак жмешься к встречным машинам, хорошо по встречке никого не было. Сбить может и не сбил бы, но по ногам проехался бы.
"Плюс во многих европейских странах приоритет пешеходам. Человек привыкает и не пугается уже там, где такого правила нет. "
Я этого никогда не пойму. А увижу своих детей с таким настроением - подзатыльник точно получат.
Какая разница ГДЕ ты переходишь. Надо смотреть внимательно на дорогу и все контролировать. А уже потом переходить. Пешеходный по сути НИЧЕГО не меняет. Кроме того, что если я подойду к нему, то машины остановятся. А там, где его нет, в 90% - нет.
Но это никак не влияет на мое решение переходить. Оно возникает ТОЛЬКО когда машины ДАЛЕКО.
Или их нет вообще.
Хуже то, что большинство не осознает, что пешеходный на светофоре НЕ имеет приоритета у светофора.
У нас есть завод. Там вечно выходят 40-55 летние. Так просто в наглую перебегают, переходят на зеленый свет для машин. Типа там же пешеходный переход. Звездец.
И ночью... когда встречные фары слепят стоять даже рядом с дорогой НЕ безопасно.
Водитель с ближним светом, просто не видит, что находится в 30метрах впереди. Пока фары это место не осветят. А улиц с плохим освещением или без него в каждом городе полно.
Хотя отвечать тебе, согласен, глупый поступок)
Нет и никакого. Что там машина. Позавчера - автобусом еду. Автобус с горки. Разогнался. Зимой. Дуре - студенческого возраста - надо перейти. Пропустить автобус - это не по-королевски. Лезет под колеса. Водила по тормозам. Уже не матерится даже.
Вчера - еду. Автобусом. На том же самом месте, только может в 50 метрах ниже по горке. Уже школьница старших классов наверно. Ну, или первокурсница, так не определишь. Та же картина. Под колеса. Ей надо и все тут.
И, ЧСХ, даже не смотрят на автобус. Он им должен. И все едущие в нем, которые летают друг на друга по салону, тоже должны.
Это воспитание.
"У нас есть завод. Там вечно выходят 40-55 летние. Так просто в наглую перебегают, переходят на зеленый свет для машин. Типа там же пешеходный переход. Звездец. "
Это уже диагноз. Завод, 50 лет, дети выращены, замуж поотданы. Уже многим все равно. И скорей после смены за заветной поллитрой. Какой там светофор... Я бы вообще знак ставил. Что-нибудь типа "завод-магазин через дорогу". Снизить скорость до 30. А переход надо убрать. Здесь он вреден. Хоть подземный поставь, все равно будут ходить сверху, как и когда захотят.
Это воспитание. "
Не знаю, что такое ЧСХ - но со всем согласен. Это уже не лечится.
Причем, когда это у поколения ЕГЭ - я это еще понимаю. Но в последнее время кажется, что этим можно заразиться...
Им и, правда, кажется, что все должны.
Причем это впервые появилось среди моих заказчиков лет 13-15 назад. Даже может чуть раньше.
Где-то в начале 2000-х.
Когда объясняешь человеку, а он не понимает, что ему НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.
А сейчас этим страдают даже 30-летние. Ну казалось бы... мозги же должны быть какие-то...
Но их нет. Они такими уже выросли.
Когда смотрю иногда объявления: дети. 18-20 лет. Ищут зарплату по 30 тыс.
При том, что у нас средняя 15-18 где-то. Ну люди на заводах, с квалификацией и большим стажем получают в районе 30-35.
Но ДЕТИ! И реально ведь рассчитывают на зарплату такую.
А за обычные 15 и работать не пойдут. Лучше дома сидеть, чем зарабатывать.
У них ЧСВ просто зашкаливает.
"А переход надо убрать. Здесь он вреден. "
У нас знаки ставятся в России кому и как нравится. А не где надо. Как и полосы на дорогах рисуются, видимо, по пьяни.
Светофоры с неправильным секундомером.
Когда надо 60-90сек. Ставят 25. Никто (5-6 машин) и тронуться не успевает и проехать, а уже красный. А там одностороннее движение (по светофору). Такое узкое бутылочное горлышко под железной дорогой.
Ни 2 полосы, ни сверху построить, видимо, нереально.
Хотелось бы верить. Глядя на ситуации... складывается ощущение, что все будет так, кто больше "заплатит".
Вспоминаю историю отца, когда его подрезали и было это на видео снято.
Но признали виноватым его (в суде).
Так что я бы не стал так уж однозначно быть уверенным, что невиновному ничего не грозит.
У нас сажают и не за такое.