7 случаев, когда финалист конференции НБА получал выбор в топ-3 драфта
«Бостон» даже из плей-офф вылетает в хорошем настроении.
Эти две недели «Селтикс» и их болельщиков – каскад эмоций. Сначала победа в седьмой игре серии против «Уизардс» и выход в финал Востока – всего пять лет спустя с совершенно новым составом, чем в 2012. На следующий день – лотерея драфта, на которой «Бостон» выигрывает первый пик и право выбрать между Фульцем и Боллом. Затем – серия с «Кливлендом», где в каждой следующей игре мы видели совсем не то, что можно было ожидать после предыдущей. Включая даже победу «Бостона» в матче номер три. «Селтикс» вылетели, но постараются вернуться и в следующем году, и потом – когда эра ЛеБрона в НБА начнет постепенно двигаться в сторону заката.
Все потому, что финалист Востока станет еще сильнее в следующем году не благодаря обменам, не благодаря свободным агентам, не благодаря прогрессу собственных игроков, а благодаря... драфту. Мы привыкли, что сильные команды выбирают в 20-х пиках, если еще не успели их обменять – а тут получается, что Эйндж не только собрал за 5 лет новую сильную команду, но и продолжает перестройку «на ходу».
Вспомним и другие случаи, когда финалисту конференции доставался высокий выбор на драфте.
1960 – «Лейкерс»
Кто: финалист Запада Пик: второй Чей пик: свой собственный Кто был выбран: Джерри Уэст
Как пик у них оказался: Ох уж эта древняя НБА из восьми команд, шесть из которых выходят в плей-офф... «Лейкерс» проводили последний сезон в Миннеаполисе и завершили его с потрясающими показателями в 25 побед и 50 поражений. Удивительно, но «Цинциннати» выступили еще хуже, а потому «озерные» проползли в плей-офф с третьей строчки Западного дивизиона. «Детройт», вторая команда Запада, были едва сильнее, а потому «Лейкерс» смогли пройти их в первом раунде и вышли на «Сент-Луис», который они в схожей ситуации обыграли за год до этого и вышли в Финал с отрицательным балансом побед-поражений.
Второй раз чуда не произошло, хотя серия и затянулась до седьмой игры. Через две недели прошел драфт, где «Миннеаполис Лейкерс» получили второй номер драфта.
Что было дальше: «Лейкерс» стоит поблагодарить «Цинциннати» за их провальный сезон еще раз: Оскар Робертсон, главный приз того драфта, достался бы «Цинциннати» в любом случае в качестве «территориального выбора» – он играл за университет Цинциннати. А так «Ройалз» своим главным историческим врагам и путевку в плей-офф выписали, и право выбрать Джерри Уэста в порядке общей очереди оставили.
Владелец Боб Шорт перевез «Лейкерс», на которых перестали ходить болельщики, в солнечную Калифорнию. Там дуэт Уэста и Бэйлора 7 раз выходил в финал НБА и о высоких пиках больше не помышлял (еще дважды Уэст будет играть в плей-офф после завершения карьеры Бэйлора).
В следующий раз выбор в топ-3 будет играть за ЛАЛ в 1979 году, когда пик «Нового Орлеана», отданный в качестве компенсации за 33-летнего свободного агента (такие правила!) Гэйла Гудрича, превратится в Мэджика Джонсона. Своих символов – Уэста, Мэджика, Кобе – «Лейкерс» получали, даже не пропуская плей-офф.
1970 – «Атланта»
Кто: финалист Запада Пик: третий Чей пик: «Сан-Франциско» Кто был выбран: Пит Маравич
Как пик у них оказался: В феврале 1970 года «Уорриорз» шли с показателями 24-31, но этого хватало, чтобы быть в зоне плей-офф, поскольку на Западе лишь «Лейкерс» были сильной командой, да и у тех Уилт отдыхал до старта плей-офф. Одна беда – центровой самих «Уорриорз» Нэйт Термонд, лидер клуба, тоже выбыл из-за травмы до конца сезона. В поисках замены «Сан-Франциско» обратило внимание на Зелмо Бэйти, двукратного участника МВЗ НБА и одного из лучших центровых той эпохи. Зелмо был свободен: он планировал перебежать из НБА в АБА, а потому должен был пропустить сезон по тогдашним рабским законам – игроки становились свободными агентами лишь через год после того, как истекали права старого клуба.
И «Уорриорз» обратились к этому старому клубу Зелмо – «Атланте» – с предложением обмена прав на Бэйти. И «Хоукс» исполнили одну из лучших сделок НБА XX века в два этапа:
в понедельник они получили Уолта Беллами за гроши – «живого» баскетболста, не эфемерные «права на игрока»;
во вторник они отдали права на Зелмо Бэйти, получив за это пик на предстоящем драфте.
А «Уорриорз»... и пролетели мимо всего на свете. Убедить Зелмо подписать контракт не удалось, клуб стал проигрывать один матч за другим и в итоге оказался на самом дне – 30-52 и предпоследнее место в лиге после «Сан-Диего».
Так «Атланта» разменяла неиграющего звездного центрового на играющего, да еще и получила высокий пик на одном из лучших драфтов в истории (6 членов Зала славы баскетбола). С Беллами «Хоукс» смогли занять первую строчку в регулярке Запада и выйти в финал дивизиона, где бесславно были «свипнуты» ЛАЛ (как уже сказано, на Западе была лишь одна сильная команда).
Что было дальше: Под третьим пиком (первые два были разыграны подбрасыванием монетки между худшими командами двух дивизионов – «Детройтом» и «Сан-Диего») «Атланта» взяла легенду студенческого баскетбола – Пита Маравича. Великий баскетбольный романтик провел четыре года в «Хоукс». Как назло, «Атланту» в первый же сезон Маравича поменяли местами с «Детройтом» и перевели на более конкурентный Восток, в итоге Пит не выиграл ни одной серии плей-офф с «Хоукс» (что, впрочем, было лучше, чем вообще ни разу не выйти в плей-офф за 5 лет в «Джаз»).
1980 – «Бостон»
Кто: финалист Востока Пик: первый Чей пик: «Детройта» Кто был выбран: обменян в день драфта на третий пик
Как пик у них оказался: Обычно эта история преподносится в ключе «как «Бостон» всех ограбил», хотя как и в недавней истории с «Нетс», везения там было гораздо больше, чем трезвого расчета. Ред Ауэрбах конфликтовал с владельцем команды Джоном Брауном, угрожал уйти в «Никс», если не уйдет Браун, выжил нерадивого владельца из клуба и восстановил династию. Но пока Браун недолго был у власти, он обменял накопленные Редом для перестройки драфтпики на Боба Макаду.
Макаду в «Бостоне» не прижился, как не прижился и до этого в «Никс». Когда Ред вернул себе все полномочия, он сразу кинулся избавляться от Боба. На наживку в 1979 году клюнул «Детройт», отдавший пик первого раунда. Регресс в игре МакАду продолжался, и на следующий год «Детройт» оказался худшей командой сезона. «Бостон» – напротив – выиграл регулярку с новичком года Лэрри Бердом во главе обновленной команды.
Что было дальше: Удивительно, но даже такой «Бостон» продолжил обновляться. Свалившийся с небес первый номер драфта («Бостон» выиграл подбрасывание монетки у «Юты») не был обменян на звезду, а выгодно реинвестирован. Сошлось много интересов:
Центровой Джо Бэрри Кэрролл, который считался лучшим игроком драфта, не очень хотел в «Селтикс», потому что в старте играл капитан Дэйв Коуэнс, MVP-1973.
Ауэрбаху вообще Кэрролл не нравился как игрок, ему импонировал универсальный Кевин Макхэйл.
Владелец «Голден Стэйт» не хотел увеличивать зарплату своему свободному агенту Роберту Пэришу. «Уорриорз» при этом выбирали третьими на драфте.
Боб Вулф был агентом Кэрролла.
Боб Вулф был агентом Пэриша.
Боб Вулф был агентом Берда и всех лучших спортсменов в Бостоне, от Бобби Орра до Карла Ястремски.
В итоге «Бостон» и «Голден Стэйт» махнулись пиками, а за это ГСВ доплатили Пэришем. Неожиданно осенью в тренировочном лагере объявил о завершении карьеры 31-летний Коуэнс, давно мучившийся от эмоционального истощения. Пэриш попал в старт, Макхэйл стал ключевым игроком скамейки, Берд продолжил зажигать в лиге, а «Бостон» сходу взял титул в 1981, повторил успех в 1984, когда официально родилась «Большая Троица», а затем еще трижды выходил в Финал после перевода Макхэйла в старт (включая титул в 1986).
«Детройт» восстановился от такого грабежа за 5 лет, «Голден Стэйту» понадобилось гораздо больше.
1982 – «Лейкерс»
Кто: чемпион Пик: первый Чей пик: «Кливленда» Кто был выбран: Джеймс Уорти
Как пик у них оказался: Подвинься, Дональд Стерлинг, ты не худший владелец клуба в истории. Это право принадлежит Теду Степиену из «Кливленда» 1980-х. Он тоже прославился скандалами на расовой почве, пулеметными увольнениями тренеров, постоянными поражениями своей команды и отвратительным менеджментом. Настоящая легенда – любого владельца/генменеджера, который безжалостно пачками скидывает в обменах драфтпики, принято называть «степиеном». Если Тед и не добрался до высот Герострата в превращении своего имени в нарицательное, то был близок, как никто.
Впрочем, грешить на одного Степиена неправильно – пики в 1979 (№5), в 1980 (№9), в 1981 (№4) и в 1983 (№3) «Кливленд» успел слить еще до прихода нового собственника. Но Степиен продолжил это замечательное дело, слив все оставшиеся пики в 1982-1986. Это было настолько ужасно, что после ухода жуткого владельца из «Кэвс» лига сжалилась и подарила клубу дополнительные пики на драфтах 1985 и 1986 годов. Серьезно, он настолько навредил своему клубу, что остальные команды решили помочь восстановить руины.
Особняком в «коллекции» Степиена стоит выбор на драфте 1982 года. Первым же своим действием в клубе в 1980 году Степиен отправил этот пик в «Лейкерс» в обмен на глубокого запасного форварда Дона Форда, который через два года закончит карьеру. И пока Форд ее заканчивал, собранный из запчастей «Кливленд» валился на дно, набрав всего 15 побед с четырьмя разными тренерами в сезоне-1981/82. Первый пик драфта и Джеймс Уорти, лучший игрок Мартовского безумия NCAA, добро пожаловать в Лос-Анджелес.
Что было дальше:
Итак, за четыре года (1979-1982) «Лейкерс» с Каримом Абдул-Джаббаром дважды выбирали под первым номером. В первый сезон Уорти ЛАЛ проиграли финал «Филадельфии», зато затем пара Мэджик-Уорти выиграет еще три титула, поиграет еще в трех финалах и окончательно оформится в главную династию 1980-х и самую влюбляющую в себя команду в истории баскетбола (не считая разве что «Дрим-тим» и того китайского клуба, где играл Марбери).
На другом полюсе мира НБА находится правило, запрещающее клубам обменивать пики на двух будущих драфтах подряд. Оно официально называется «правило Степиена».
1986 – «Селтикс»
Кто: чемпион Пик: второй Чей пик: «Сиэтла» Кто был выбран: Лен Байас
Как пик у них оказался: Джеральд Хендерсон не был звездой, но он был стартовым защитником команды-чемпиона, да еще и своим перехватом спас вторую игру в семиматчевой финальной серии 1984 года, переведя ее в овертайм.
Возможно, это выступление в финале и помутило рассудок Джеральда, устроившего летом забастовку из-за контракта. Торговаться с Ауэрбахом – гиблое дело, и вскоре Хендерсона отправили в «Сиэтл». В «Бостоне» все равно уже созрел Дэнни Эйндж на той же позиции, Ауэрбах проводил предсезонку вместо тренера Кей Си Джонса, увидел прогресс Эйнджа и твердо решил переводить его в старт. За ограниченно свободного агента Хендерсона он к тому же выручил пик первого раунда-86.
«Сиэтл»-84 был плейоффной командой, но после этого сезона они расстались со своим лидером Гасом Уильямсом, потому что – парадокс – посчитали его слишком дорогим. Хендерсон не смог его заменить, и постепенно «Соникс» стали сползать. Они не были на дне – но всего два года, в 1985 и 1986, лотерея была устроена так, что все команды, не попавшие в плей-офф, имели равные шансы на любой номер с 1 по 7.
И хотя первый пик достался вечно везучему Пэту Уильямсу (4 первых номера за карьеру: 1986, 1992, 1993, 2004, плюс именно он выменял пик, ставший первым в 1975), второй выбор для Ауэрбаха был равноценнен первому – он не был заинтересован в центровом Брэде Догерти, который уйдет под первым номером, он хотел получить Лена Байаса, атлетичного форварда, который к тому же несколько раз участвовал в его летнем баскетбольном лагере. Байас был выбором «Бостона» на драфте-86.
Что было дальше: На следующий день после драфта Лен Байас умер от передозировки кокаина.
«Бостон» вышел в финал-87 без Байаса, но так окончательно и не оправился от этой трагедии. Макхэйлу пришлось играть плейофф 1987 года на сломанной ноге, Берд тоже старел и едва мог терпеть боль в спине, Пэришу уже тогда было почти 40. Вместо молодой и перспективной звездочки «Селтикс» получили удар в челюсть.
Когда «Большая Троица» ушла со сцены, команду на свои плечи взвалил восходящий Реджи Льюис – но в 1993 году и он неожиданно скончался от остановки сердца. Команда, которую должны были вести к новым высотам Байас и Льюис, осталась ни с чем. На целое десятилетие наступили темные времена для «Селтикс».
2003 – «Детройт»
Кто: финалист Востока Пик: второй Чей пик: «Мемфиса» Кто был выбран: Дарко Миличич
Как пик у них оказался: За 30 лет между двумя «джекпотами» «Бостона» всего один раз финалисту конференции попался такой высокий пик: команд стало больше, выборы на драфте стали регулярно защищать, клубы стали лучше управлять своими активами. И этот единственный случай за 30 лет настолько отвратителен, что даже и вспоминать не хочется. Все участники истории хотели бы забыть, что тогда происходило. Но мы им сейчас напомним.
В 1997 году «Гриззлис» готовились к своему второму сезону в НБА и решил усилиться ветеранами. Выбор пал на 35-летнего Отиса Торпа, игравшего тогда в «Детройте». Взамен Торпа отдали защищенный пик первого раунда, но «Гриззлис» никак не удавалось вылезти со дна и закрыть свой долг перед «Пистонс» – с 1998 по 2002 они не выбирали выше шестого номера.
И вот наступает 2003 год. Защита пика к этому моменту падает до топ-1. Это означает, что пик останется у «Мемфиса», только если будет первым. Все, что ниже, уходит в «Детройт». У «Гриззлис» лишь шестые шансы на первый пик после «Кливленда», «Денвера», «Торонто», «Майами» и «Клипперс», а потому все в клубе уже смирились с потерей этого пика.
И вот наступает церемония лотереи драфта. Заместитель коммиссионера НБА Расс Граник начинает вскрывать конверты в обратном порядке. Сначала – с 14 по 4. «Мемфиса» среди них нет. Рекламная пауза. Болельщики «Мемфиса» начинают нервничать, менеджеры вообще в предобморочном состоянии.
Как вы помните, это был драфт ЛеБрона Джеймса.
Глубокий вдох. У «Мемфиса» либо ЛеБрон, либо ничего.
Вскрывается конверт с третьим пиком. «Денвер».
Остается два конверта.
А дальше вы знаете.
Что было дальше:
В ретроспективе пиков мы проследовали от Джерри Уэста к Джерри Уэсту – именно он был президентом «Гриззлис» в 2003 году и представлял свой клуб на лотерее. Трудно представить эмоции Джерри в тот момент, когда Расс Граник достал логотип с медведем из конверта с цифрой «2». Так же трудно представить его отношение к ЛеБрону, который уплыл из его «Мемфиса» в 2003 и который разгромил его «Уорриорз» (где Джерри Уэст работает консультантом последние шесть лет) в 2016.
Но второй пик не принес счастья и «Детройту». Клубу, который собирался обогнать «Нетс» и «Пэйсерс» в гонке за звание лучшего на Востоке, не нужны были новички. Нужно было закрыть проблемную позицию атакующего бигмена в старте – Мемо Окур был, конечно, неплох, но скоро становился свободным агентом, а у «Детройта» не было полных прав, чтобы удержать его.
Разумнее всего было бы обменять этот пик, но Джо Дюмарс решил иначе – уж очень его офису понравились умения Дарко Миличича в 10 минутах нарезки на видеокассете, вырученной на сербском рынке в каком-то из детройтских гетто. Джо оставил пик и выбрал 18-летнего Дарко вместо Кармело, Боша или Уэйда.
В первые два сезона с Миличичем «Пистонс» выиграли титул в 2004 и вернулись в финал в 2005; в период с 2003 по 2008 они доходили минимум до финала конференции пять раз подряд. И все же каким был бы потолок этой команды, если бы вместо Миличича Дюмарс остановил свой выбор на ком-то другом!
А может быть, с Бошем или Энтони не было бы обмена Шиди Уоллеса в дедлайн-2004 и не было бы чемпионства.
Жизнь не видеоигра, и просимулировать разные сценарии мы не можем. А хотелось бы.
2017 – «Бостон»
Кто: финалист Востока Пик: первый Чей пик: «Бруклина» Кто будет выбран: ?
Как пик у них оказался: Обмен с «Нетс» продолжает одаривать «Бостон». Поначалу казалось, что «Бостон» получил бесполезные вещи – ужасный контракт Джеральда Уоллеса, пару истекающих, 17-й пик в 2014, потраченный на Джеймса Янга, какие-то будущие пики, которые должны оказаться в таком же диапазоне.
Затем удача и правильная работа с активами стала приносить пользу.
Летом 2014 года ЛеБрон возвращался в «Кливленд», нужна была команда, которая поможет «Кэвс» освободить место на максимальный контракт для Короля. Потолок зарплат еще не подскочил, поэтому таких клубов с пустой платежкой было мало. А у Эйнджа осталось торговое исключение на 10 млн от обмена с «Нетс» – и на него он принял контракты Зеллера, Маркуса Торнтона и пик «Кэвс». Через полгода Торнтон и пик уехали в «Финикс». В обратном направлении приехал Айзейя Томас.
Затем «Бруклин» начал заваливаться, выкупать своих стареющих звезд, менять тренеров и менеджеров. Пик-2016 оказался третьим, и под ним «Бостон» выбрал Джейлена Брауна, вполне достойно показавшего себя в прошедшем финале Востока. К слову, за последние 40 лет на такой стадии играл только один баскетболист моложе 20-летнего Брауна – это был Кобе (а за всю историю НБА таких игроков два – Кобе и Дэррил Доукинс).
Наконец, «Бруклин» ушел в термоядерный взрыв состава, новый менеджмент стал строить команду с нуля, не угадал с подписаниями в первый сезон, и «Нетс» стали худшей командой лиги. У «Бостона» было право обменяться пиками на драфте-17, и он этим правом воспользовался. Лотерея дала «Селтикс» первый номер вместо двадцать седьмого и пятьдесят седьмого.
Что будет дальше: Дэнни Эйндж может обменять пик, но вряд ли станет это делать. Вероятнее всего, мы увидим Маркелла Фульца в зеленой форме – да и 20-й номер как раз свободен. «Селтикс» слишком далеки от «Кливленда», чтобы уже сейчас отдавать молодежь за чужих звезд, которые могут уйти из команды раньше, чем ЛеБрон прервет свою серию финалов. Уж лучше регулярно выступать в плей-офф благодаря нынешнему костяку и давать в этих играх практику Смарту, Брауну, Фульцу (или кому-то другому, кого Эйндж в припадке выберет под первым номером) – такого опыта они не наберутся, играя в «сливных» клубах. В плейофф же они могут ощутить вживую, что такое камбэки с 0-2, что такое Седьмая игра, что такое ЛеБрон, playoffs-style. У «Бостона» есть роскошь развивать топовую баскетбольную молодежь на следующие пять-шесть лет в самых боевых условиях.
А еще у «Бостона» есть пик «Бруклина» в 2018 году. ¯\_(ツ)_/¯
Посмотрим, повторится ли сценарий через год.
Фото: en.wikipedia.org/The Monticola, Frank Bryan; flickr.com/cityofbostonarchives/Mayor Raymond L. Flynn; Gettyimages.ru/Mike Powell/Allsport; en.wikipedia.org; REUTERS/Mike Segar; Gettyimages.ru/Oleg Nikishin/Epsilon
По прибыльности Нетс пока еще не в топ-7, а скорее в боттом-7, что для команды из Нью-Йорка, в общем-то, нонсенс.
Какая пафосная фраза получилась - и не придерешься :) Хотя тот же Дежонте Мюррей всего на месяц старше Брауна, и тоже в этом году играл в финале конференции.
Вот это просто попадос...