Квята убрали из «Ред Булл». Что случилось?
Квят официально переведен в «Торо Россо».
Что происходит?
В «Ред Булл» очень недовольны итогами Гран-при России: Квят выбил не только Феттеля, но также испортил гонку себе и напарнику, Даниэлю Риккардо. В результате команда не досчиталась ценных очков, а главные соперники – «Уильямс» и «Феррари» – укрепили позиции в Кубке конструкторов.
Единственным человеком из всей гоночной системы «Ред Булл», кто хорошо выглядел в Сочи, стал Макс Ферстаппен, выступающий за молодежную «Торо Россо» – по ходу заезда он занимал шестую позицию и претендовал на солидные зачетные баллы, но сошел по вине техники.
Сильные выступления Макса вынуждают руководство «Ред Булл» всерьез задумываться о будущем голландца – не исключено, что это потенциальный чемпион мира, которого нельзя долго держать в средней команде. Если топы вроде «Феррари» и «Мерседеса» вздумают заполучить Ферстаппена, ни один контракт не удержит его за рулем машины, не способной претендовать на победы и подиумы.
Так почему бы не предоставить Максу быстрый болид? Конечно, «Ред Булл» RB12 хорош не на всех типах трасс, но на большинстве автодромов способен помочь гонщику дотянуться до подиумных мест. Разумеется, Ферстаппена можно усадить за руль «Ред Булл» и в следующем году, но раз Даниил Квят выступает неровно и даже нервно, почему бы не поменять пилотов прямо сейчас?
Это вообще законно?
Да, потому что «Ред Булл» и «Торо Россо» принадлежат одному владельцу – Дитриху Матешицу, а гонщики обеих конюшен подписывают контракты именно с «Ред Булл». Руководитель старшей команды Кристиан Хорнер объяснил, как все устроено:
«У «Ред Булл» есть четыре гонщика, два из которых одолжены «Торо Россо». У всех пилотов абсолютно одинаковые контракты, поэтому в любой момент времени мы можем поменять все, как захотим».
Интересно, что эта ремарка была сделана Хорнером еще до этапа в Сочи – во время уик-энда в Китае.
Замены в «Формуле-1» – нормальное явление?
Команды иногда меняют пилотов по ходу сезона – из-за слабых результатов или нехватки денег, – но очень редко бывает так, чтобы замена была временной. Интересно, что в 2005 году «Ред Булл», впервые начавший выступать в «Формуле-1» собственной командой, держал в составе сразу трех боевых пилотов: один выступал постоянно, а два других сменяли друг друга через несколько этапов. В итоге от подобной практики руководство отказалось – в стрессовых условиях, когда каждая гонка могла стать последней, спортсмены выступали ниже своего уровня.
Но нынешняя история необычная.
Почему в замене для «Ред Булл» есть смысл
Замена несет двойной эффект. Во-первых, «Ред Булл» получит шанс оценить Ферстаппена и понять, насколько молодой пилот готов к выступлениям на топ-уровне. Во-вторых, Квят за рулем «Торо Россо» не будет подвергаться высокому давлению и сможет вернуть уверенность в своих силах.
Команда не намерена совсем избавляться от Даниила – слишком много сил и средств она в него вложила. Лучший вариант: дать Квяту возможность реабилитироваться, а затем уже смотреть, как все будет складываться. Кроме того, благодаря обмену можно оценить уровень Карлоса Сайнса-младшего, второго гонщика «Торо Россо», а также самих машин «быков».
Согласно первым предположениям, «Ред Булл» хотел обменять гонщиков ненадолго – только на Гран-при Испании. Но гонщикам требуется время на адаптацию к технике: привыкать к новому болиду нужно не только Ферстаппену, но и Квяту. Худшим эффектом мог стать провал обоих спортсменов, в результате которого позиции «Ред Булл» и «Торо Россо» серьезно пострадали бы в Кубке конструкторов.
Поэтому более логичной выглядела замена на несколько этапов или вовсе до конца года – именно так руководство «Ред Булл» и поступило.
Что в итоге?
Ферстаппен получил то, о чем давно мечтал – статус пилота главной команды «Ред Булл» и возможность бороться за самые высокие позиции. Руководство же, продвинув своего юного пилота, постарается заключить с ним долгосрочное соглашение и тем самым не дать конкурентам возможность перехватить талантливого гонщика.
Сложнее оценить дальнейшую судьбу Квята – с одной стороны, «Ред Булл» верит в Даниила и считает его талантливым гонщиком, но итоговое решение также говорит о том, что Марко и Хорнер посчитали ошибкой ранний перевод спортсмена на высший уровень. Крест на карьере Квята еще не поставлен, но вернуться в «Ред Булл» ему будет сложно. Необходимо взять себя в руки и начать выигрывать у нового напарника, Карлоса Сайнса-младшего. И лишь затем думать о возвращении.
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Mark Thompson, Clive Mason, Dan Istitene
Так можно каждый год пилотов менять. Они хотят, чтобы у них школьники за год-два в формуле сразу становились топ-пилотами? Даже при условии, что у них есть потенциал для этого (а это далеко не всегда так, хотя в системе Ред Булла, конечно, у большинства хороший потенциал).
В общем, я считаю, что быкам надо как-то притормозить с этой текучкой и попытаться из того, что есть, выращивать топовых пилотов. А дальше уже смотреть - если человек пару-тройку лет ездит и явно не тянет на топ - обратно в ТР или в утиль, если там на подходе юное дарование. Если прогрессирует постепенно - пусть дальше растёт. А они хотят прям конвейер сделать с юными Шумахерами. Только одного не учли - даже если у вас лучшая в мире программа подготовки молодых пилотов и вы запускаете в формулу самых талантливых и перспективных, во-первых, не все из них смогут реализовать свой талант, а во-вторых, практически никто из них, будь он трижды талант, не поедет гениально сразу. А так менять шило на мыло можно до бесконечности.
Это я скорее не столько к Квяту или Ферстаппену, сколько вообще к их кадровой политике.
Квят провалил этап. Факт. Судя по тому, что медиум заменили на софт только Риккьярдо, на евяте крест был поставлен еще по ходу гран при. Лично я такую политику концерна рассматриваю как неадекватно эмоциональную.
Теперь более глобально.
Игра на понижение ведется с гонщиком, ставшим ЛУЧШИМ после стабильно первого Росберга и безоговорочно лучшим по мнению специалистов и болельщиков всего 2 недели назад. Позиция концерна выглядит еще менее адекватно.
И еще более глобально.
Вы - Матешиц. Или Хорнер. Без особой разницы. У вас есть незаурядный, но странноватый Квят и есть абсолютно фантастический по своему потенциалу Ферстаппен. Возможно, потенциально сильнейший гонщик всего пелотона. Чего вы ждете? Да только одного: первой серьезной ошибки Квята, чтобы их ротировать.
Решение-то, оказывается, созрело давно... просто не хотели обижать парня, который в прошлом сезоне опередил по очкам напарника... А сейчас и Ферзь нормально выступил, и Квят нормально провалился... Вот и повод...
И то, что он сядет за руль более быстрой машины только быстрее убедит в этом руководство быков.
1) Даня не борется за титул даже близко. Если бы его меняли в ситуации, когда он на что-то претендует - это было бы неадекватное решение. А так - хозяин барин.
2) РБР не берет деньги за выступления. Они не держат рента-драйверов. Они охотники за талантами. за их пилотами стоят в очередь куча команд. Они дали ему шанс. Сейчас мешать из говном могут только отъявленные мудаки.
3) "папаша подсуетился"... Наверное папаша подсуетился и помог Максу на ТР уже два раза быть в шаге от подиума. У Дани 2 подиума на РБ. В обоих случаях напарник был ниже только по причине технических проблем, в которых он сам, напарник, не был виноват. Даня постоянно проигрывает напарнику. Победа по очкам (при равном количестве сходов) не иллюстративна, поскольку Дэн сходил, претендуя на большие очки, а Даня 1 раз не стартовал (мы тупо не знаем на что бы он претендовал), а второй сход был за пределами очковой зоны. Счет в квалификациях...
У РБР вопрос - зачем дальше сохранять статус кво? сейчас поменять местами, пусть Макс привыкает в этом сезоне, в следующем уже будет жестко спрашивать. Квят хуже Рикардо, это очевидно. Зачем ждать еще?
Ф1 - не детский сад, а жестокий бизнес. Это позволяет контракт? значит это честно. Все остальное сопли.
«Серьезно? Одна плохая гонка – и вот уже от Квята избавляются. А как же подиум в предыдущем Гран-при?» – написал Баттон на своей странице в «твиттере» и добавил хэштег «короткая память».
По мне, так причина одна и она на поверхности - папик поставил ультиматум Марко, мол либо сейчас, либо подписываем контракт с Мерседесом.
Не хочу казаться глором, но искренне буду желать неудач старшим быкам и их новой паре. Ибо со свиньями надо по-свински.
Сезон - 13. Малайзия. Феттель нарушает приказ из боксов и обгоняет шедшего к победе Уэббера. Никаких санкций в отношении немца не происходит, Марк Уэббер заканчивает сезон 3-м позади Феттеля и Алонсо и покидает РБ и Формулу-1.
Сезон - 14. Теперь уже ситуация в команде выворачивается наизнанку: РБ явно отлает предпочтение Дэну Риккиардо, он становится 3-м после Мерседесов, а Феттель уступает ещё и Боттасу. Оскорбленный сменой отношения к себе в РБ Феттель уходит в Феррари.
Сезон - 15. К немалому удивлению многих напарником нового лидера РБ Дэна Риккиардо становится Квят. В сезоне - 14 за рулем Торо Россо Квят набрал 8 очков против 22 Верня, но француз покинул Ф-1 , а наш гонщик получил повышение. Однако сезон-15 оба гонщика откатали ровно 95:92 в пользу Квята и подиумы были у обоих.
Сезон - 16. В первых четырех гонках РБ Квят берет 1 подиум, но Риккиардо первые 3 гонки заканчивает на 4-х местах, то есть австралиец выглядит стабильнее и увереннее. Но всё равно, ссылка Квята прямо с подиума в "первый дивизион" выглядит совершенно удивительно. Вряд ли руководство РБ так уж переживало, что Феттель не набрал очки в Сочи.
Конфликт обоих Ферстаппенов с Торо Россо существует, об этом можно догадаться хотя бы по переговорам, доступным во время трансляций, по тону общения Макса с мостиком, что-то можно услышать от Мартина Брандла по Скаю. Там действительно есть проблема. По преобладающему сегодня мнению Макс Ферстаппен - будущий чемпион Ф-1. (Далеко не факт, что это так) И если передержать его на вторых ролях, он уйдет в Феррари и добывать чемпионство будет уже для них. То есть, РБ пытается удержать в своих рядах будущего чемпиона.
Людям, двигающим карьеру Квята должно быть ясно, что Даниила из РБ надо забирать. Квят - хороший гонщик, но перспектив в системе РБ него, похоже, нет. При разумном менеджменте он может сделать хорошую карьеру в Заубере, Уильямсе или Хаасе.
Неудачные дни бывают у всех, просто у Дани в Сочи он вышел ну очень-очень неудачным.
Для меня Нобл - это лучший новостной журналист в "Формуле-1", я читаю его материалы с 2009 года и за это время не помню ни одного случая публикации ложной информации.
Поэтому если Нобл пишет, что "Ред Булл" рассматривает вариант с заменой Квята, я в 99,9% случаев поверю, что "Ред Булл" действительно рассматривает такой вариант.
Это вовсе не значит, что на Гран-при Испании произойдет рокировка, но нужно отнестись к информации серьезно. Потому что журналист с отменной репутацией не будет писать слухи только из-за того, что у одного гонщика папа на кого-то там давит.
Если же посмотреть на ситуацию отвлеченно-цинично, то руководство быков можно понять - Ферс выглядит более перспективным вариантом, во всяком случае, пока. Позиции Риккьярдо тоже весьма крепки, при этом его вряд ли сманит "Феррари" по причине наличия в оной Феттеля.
С другой стороны, для Квята всё сложилось обидно, но не так уж плохо. Во-первых, у Дани теперь уже полная определённость с будущим: совершенно ясно, что в ТР в 2017-м он не останется, шансы вернуться в РБ минимальны (хотя полностью исключать их тоже нельзя), значит, надо заранее подыскивать варианты. Во-вторых, в этом плане очень здорово, что у него сейчас есть далеко не худшая машина в пелотоне и возможность показать себя во всей красе потенциальным работодателям. В каком-то смысле быки поступили с Квятом даже более порядочно, чем с тем же Вернем. По меркам Ф1, конечно - всё-таки "клуб пираний", а не детская песочница.
Альтернатива - оказаться в "Ред Булле" в подвешенном состоянии, а в итоге остаться в конце года без контракта, без машины и без команды - выглядела бы, по-моему, куда хуже.
Рэд Булл сделал худшую вещь из возможных
В общем жестокое и смелое решение со стороны РБ, но вполне в их духе.
Можно посмотреть на это и с другой стороны. Если представить, что РБ с Марко изначально планировали посадить в 2017-м году, когда машина возможно будет более конкурентноспособной, в Ред Булл Макса, заменив им Квята, то перевод Дани сейчас в ТР, выглядит не так уж и плохо. А такое вполне вероятно, если не посадить Макса в РБ в 2017-м, он скорее всего уйдет к конкурентам. И если б Даня весь сезон ездил в РБ, стабильно уступая Рикьярдо, и где-нибудь в декабре объявят, что Макс переходит в РБ, а Квят отправляется на мороз, то у Дани просто не было бы даже времени найти себе менеджера, договориться с кем-то еще, денег собрать. Да и на фоне Сайнца легче смотреться хорошим гонщиком, чем в паре с Риком. Так что все в Даниных руках.
Ну и опять же, какой результат они надеются увидеть за 1 уик-энд? К болиду надо привыкать. Что, если и Квят и истеричка на пару налажают? Что именно это отразит?