Лучший гонщик в истории «Формулы-1». Кто он?
Британские ученые выяснили, что это не Шумахер и не Сенна.
Кто лучший?
Ученые Университета Шеффилда провели комплексное исследование с целью выяснить, кто из гонщиков «Формулы-1» лучший за все время существования чемпионата мира. Несмотря на то, что статистически самым успешным в мире является Михаэль Шумахер (7 титулов и 91 победа в Гран-при), английские ученые высчитали, что при исключении влияния техники на результаты гонок лучшим оказывается другая легенда автоспорта – Хуан-Мануэль Фанхио.
Аргентинец участвовал в чемпионате мира в 50-х, и в течение нескольких лет считался практически непобедимым, несмотря на то, что выступал за разные команды. Второе место занял Ален Прост, а третье – Джим Кларк.
Шумахер в этом анализе занял лишь 8 место, но только из-за не слишком удачного возвращения в «Формулу-1» в 2010 году. Если исключить этот период карьеры немца, то он опередит Кларка и займет в рейтинге третью позицию.
В то же время такие пилоты как Найджел Мэнселл, Жиль Вильнев, Марио Андретти и Мика Хаккинен в исследовании названы «переоцененными».
Каким образом проводились вычисления?
Для выявления лучшего гонщика ученые использовали сложные математические формулы. Подробно с методикой исследования можно ознакомиться в этом документе (на английском языке).
Отметим, что выступления оценивались на разных типах трасс и при разной погоде (на стационарных автодромах, на городских, во время дождя), тщательно высчитывалось влияние команды на выступления спортсменов и даже брался в расчет фактор «наследственности» (то есть, насколько успешной была команда до прихода в нее пилота).
Что еще интересного можно узнать из исследования?
Известно, что с быстрой машиной гораздо проще добиться успеха в автогонках, но британские ученые точно выяснили, что влияние машины на итоговый успех примерно в шесть раз выше, чем талант пилота. Кроме того, городские трассы, особенно Монте-Карло – отличный показатель уровня таланта пилота, именно в таких гонках способности пилотов играют наивысшую роль. Также ученые выяснили, что с годами влияние автомобилей на результаты в гонках стало заметно сильнее, чем в первых чемпионатах мира.
Доктор Эндрю Белл, представитель Шеффилдского методологического института:
«Ответить на вопрос о том, кто является величайшим пилотом в истории «Формулы-1», очень трудно, поскольку мы в действительности не знаем – это так талантлив гонщик или у него просто очень хорошая машина. Но вопрос интересует болельщиков давно, и, уверен, будет волновать еще очень долго.
Наша статистическая модель позволяет провести ранжирование и примерно оценить роль команды и гонщика, кроме того, есть несколько поразительных итогов. Например, малоизвестный Кристиан Фиттипальди попал в топ-20, в то время как трехкратный чемпион мира Ники Лауда даже не оказался в списке 100 лучших пилотов. Возможно, если бы эти пилоты выступали за разные команды, их результаты оказались бы иными».
Топ-20 гонщиков по результатам исследования (с 1950 по 2014 годы)
1. Хуан-Мануэль Фанхио
2. Ален Прост
3. Джим Кларк
4. Айртон Сенна
5. Фернандо Алонсо
6. Нельсон Пике
7. Джеки Стюарт
8. Михаэль Шумахер
9. Эмерсон Фиттипальди
10. Себастьян Феттель
11. Кристиан Фиттипальди
12. Льюис Хэмилтон
13. Нико Росберг
14. Грэм Хилл
15. Дэн Герни
16. Джоди Шектер
17. Дженсон Баттон
18. Марк Зурер
19. Дэймон Хилл
20. Луи Розье
Почему к результатам не стоит относиться слишком серьезно
Труд британских ученых, возможно, позволяет оценивать пилотажные умения, но с его помощью нельзя высчитать другой очень важный фактор – влияние спортсмена на скорость и развитие гоночной техники. Представить без этого качества гонщика «Формулы-1» практически невозможно, ведь пилоты не только крутят руль машины и нажимают на педали газа и тормоза, но также дают ценные советы по ее настройке и улучшению.
Например, уже упомянутый Лауда являлся не самым быстрым парнем в пелотоне, но определенно одним из самых умных – отчасти благодаря познаниям австрийца «Феррари» в 70-х сумела преодолеть кризис и вернуться к победам, а спустя десятилетие Ники поучаствовал в возвышении «Макларена».
Смог бы подобного добиться Кристиан Фиттипальди (племянник двухкратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди) с итальянской командой в начале 90-х, если бы в ней оказался? Скорее, его присутствие в этом списке больше похоже на забавный факт, который лишь подтверждает: ученые мало что понимают в гонках, хотя и пытаются.
Фото: globallookpress.com/Panoramic, imago sportfotodienst/
То что отсутствует Лауда или не так высоко стоят те, кто хотелось бы - не личная прихоть исследователей. Они поставили зависимую переменную (успешность) от независимых - тип трассы, условия гонки, погода, качество машины, команда, и так далее. Чем больше таких величин, тем легче увидеть корреляцию - кто побеждал из-за хорошей машины, а кто больше побеждал из-за своего таланта.
При этом сам размер таланта никто не измеряет, измеряется соотношение общей успешности ко всем переменным критериям, то есть условно талантливый гонщик может быть очень низко, потому что в рамках заданных критериев он набрал бы меньше баллов, чем не такой талантливый, но более удачливый и с лучшей машиной.
Брюс Уиллис, Арнольд Шварцнеггер, Сильвестр Сталлоне и Дмитрий Харатьян в фильме "Какого хрена тут делает Дмитрий Харатьян?" (цэ)
утро началось с "футбольных" рыданий админских фанатов барселоны и опросов был или не был гол.
потом подключились баскетболисты, у которых пошло сравнение баскетбола 2016 года и 1996... и у которых у команды с Джорданом единственный шанс подборы в нападении...
вечерело... включились формулисты, которые вывели что Сенна и Шумахер и даже не Прост лучшие...
так сказать подкинули на вентилятор конкретно)
Что касается сравнений... никто не знает как бы Фанхио чувствовал себя в сегодняшних гонках, в какой бы команде оказался? как бы он себя чувствовал в борьбе с равными в 80ые с Пике, Простом, Менселом и Сенной...
Как бы Хемильтон ездил и смог бы из условного Тоулмена выбраться в топ команду в 80ые? или как бы ездил в 50ые... и вообще разрешили бы ему сесть в Ф1...
Сравнивайте пилотов которые хотя бы друг другом боролись, а то понамешали "утюгов", "спиц" и "сигар".
Во-вторых, мем работает, только если ваше образование позволяет относиться к британским ученым свысока:)
PS А теперь серьезно. Я года полтора назад давал наводку на это исследование. Это исследование очень хороший маркер, способен ли человек воспринимать результаты научного исследования, сделанного по методике, не включающей пристрастия исследователей. Математическая модель там понятная, статистический анализ, кто не согласен, идите к авторам и дискутируйте.
Что главное в этом исследовании: вывод о том, что сила машины влияет на результат в шесть раз больше, чем силы пилота. Поэтому, собственно, главный кубок Ф1 называется Кубком конструкторов.
Конечно, в этом исследовании сделан реверанс в сторону пилотов и их почитателей - что пилот де влияет на развитие машины и мотивацию команды, а это не учитывалось. Но реальность такова, что хороший главный конструктор влияет на результат в шесть раз сильнее, чем хороший пилот. В прежние времена конструктор сам мог пилотировать машину хотя бы на тестах, оценить ее. А сейчас телеметрия дает столько информации, что никакой пилот не может дать столько же. Даже сами пилоты оценивают свой пилотаж по телеметрии, что они могут сказать конструкторам нового?
Оффтоп. Я недавно видел статью об исследованиях применения роботизированных снайперских винтовок в США. Обычный стрелок на винтовке с баллистическим вычислителем и прочими приспособлениями в разы побил топ-снайпера. Именно техника, а не скилл, в технических областях действительно имеет решающий характер.
Но 95% "местного населения" его гонок просто не видели и, соответственно, голосовали за "новое поколение" - Шумахера.
Хотя для меня лучшим является Сенна.
в заслугу этим учёным можно поставить то, что они пытались максимально убрать "фактор машины". Но всё равно есть много вещей, которые сложно учесть (как тут писали, там не учтено влияние пилота на развитие машины).
______________________________________________________
Расскажи это Фанхио, ага.
Он, между прочим, выиграл практически половину гонок в которых стартовал, в те времена, когда болиды являлись хреновоуправляемыми чудовищами и чуть ли не каждая серьёзная авария заканчивалась чьей нибудь смертью.