Из-за чего в «Формуле-1» проблемы с квалификацией
В автоспорте демократия не работает.
В главных автогонках мира новый кризис: из-за демократического подхода к изменению правил команды и руководство серии никак не могут прийти к согласию по квалификации. При этом все понимают – формат субботней сессии, действовавший в первых Гран-при сезона, провалился.
Почему бы просто не вернуться к старому формату?
Возвращения к прошлогодней схеме определения стартового порядка хотят и гонщики, и команды, и болельщики, но только не владельцы коммерческих прав и Международная автомобильная федерация (ФИА). И поскольку для принятия любого решения в «Формуле-1» нужна единогласная поддержка всех участников, ситуация остается патовой.
Промоутер Берни Экклстоун и президент ФИА Жан Тодт считают, что не вызывавший нареканий прошлогодний формат слишком скучный – при нем гонщики одного гоночного коллектива на стартовой решетке занимают соседние места, лидеры почти всегда располагаются на первых позициях, а затем уверенно контролируют ход воскресного заезда. Как итог – результаты Гран-при, фактически, определяются еще до старта.
Что предлагают Экклстоун и Тодт?
У Берни много идей по улучшению квалификации, хотя ни в одной из них не видно духа спорта. Например, ввести систему «временного балласта», при которой победитель квалификации будет получать почет и всеобщее уважение, а также и прибавку в несколько секунд к своему лучшем кругу (и, следовательно, потерю позиций на стартовой решетке).
Другая идея, выдвинутая совместно Экклстоуном и Тодтом, заключается в суммировании двух лучших попыток в каждом из трех сегментов квалификации. Именно этот вариант они и предложили командам на прошедшем Гран-при Бахрейна.
Какими оказались бы результаты квалификации в Бахрейне при новой системе?
Мы помним, что поул благодаря блестящей финальной попытке в Сахире выиграл Льюис Хэмилтон, однако при новой системе трехкратный чемпион мира оказался бы только третьим – позади Нико Росберга и Себастьяна Феттеля. Все из-за того, что Льюис во время первой попытки допустил ошибку и проехал круг значительно хуже главных конкурентов.
Звучит не так плохо, но почему же команды против?
Потому что новый формат на самом деле ужасен – гонщики вообще перестанут атаковать изо всех сил. Команды быстро подсчитают, с какой скоростью нужно проходить повороты, как использовать систему рекуперации энергии и другие подобные вещи, чтобы сберечь шины на два одинаково быстрых круга. Гонщики больше не будут рисковать – они постараются проезжать свои попытки в одном темпе, словно роботы. И при такой системе Хэмилтон в Бахрейне точно бы не стал пилотировать на грани.
Есть еще один момент – возможно, возникнет ситуация, при которой один из быстрых кругов пилота окажется лучшим во всем пелотоне. Однако второй его круг окажется не столь хорош. Как «Формула-1» будет объяснять зрителям, почему парень, проехавший быстрее всех, не будет стартовать первым?
Наконец, при стабильном прохождении кругов разница между лидерами и остальными станет еще разительнее. Если в обычных условиях аутсайдеры могли надеяться на невиданную удачу, невероятный круг или большую ошибку лидеров, то при формате с усредненным временем у них будет куда меньше шансов соответствовать скорости топ-команд.
Что дальше?
Пока что конюшни требуют у ФИА и Экклстоуна возвращения к прошлогодней квалификации, хотя бы как к временному решению. То есть, они согласны придумать новый увлекательный для зрителей формат, но лишь к концу сезона, а официально внедрить его только в 2017 году.
Однако нет никаких гарантий, что Берни и Жан согласятся. И это значит, что пока стороны не достигнут единого мнения, зрители по-прежнему будут видеть, как битва за поул завершается за три-четыре минуты до взмаха клетчатого флага.
UPD. Судя по последней информации, ФИА и Экклстоун согласились пойти на требование команд вернуться к формату квалификации образца сезона-2015. Изменения вступят в силу уже на Гран-при Китая. Теперь для утверждения возврата изменения должны быть официально одобрены Комиссией «Формулы-1» и Всемирным советом ФИА.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason
1. Усредненное время - отстой, в статье толково описано почему.
2. Нынешняя - полное говно, и 0% за нее в опросе красноречивее некуда. Вообще впервые вижу 0% в опросе, хотя уже проголосовало 38 человек.
3. В прошлогодней меня все устраивало. Она работала уже лет 7, с тех пор как отменили дозаправки и пилоты перестали бензовозить в квалах.
4. 12-круговая мне никогда не нравилась. Команды первые полчаса сидели в боксах, а потом жаловались на траффик. Могу вспомнить только одну эпичную квалу по этой схеме - Маньи-Кур-99, когда шел дождь, все надеялись что подсохнет, а он только сильнее лил. Барик тогда на поуле стоял на скромно Стюарте.
5. Очень интересный формат, отличен для ТВ и ты реально можешь наблюдать за всеми пилотами и их кругом. Действовала в начале 00-х. Единственное, она несправедлива с точки зрения условий на трассе, которые могут значительно меняться в течении часа. Я даже не про дождь говорю, это понятно, а про держак и банально температуру полотна. Хотя сюрпризов из-за этого больше, что хорошо. Но и у пилотов нет возможности отыграться за смазанный круг.
6. Ничего лучшего и в голову не лезет.
Я вот еще что скажу - и это совершенно очевидно.
Дайте же наконец безлимит на квалификацию по шинам.
Ни или не безлимит, а по 3-4 комплекта на сегмент (больше там все равно не успеть) и вернитесь к предыдущим правилам.
На каком комплекте пилот лучшее время поставил - тот ему и оставляем в гонку, остальные - забираем.
И все. Пилоты будут атаковать, т.к. не будет смысла экономить резину.
Ведь прямо скажем - претензии-то не к тому, что квалификация выставляет пилотов на решетке в порядке их силы - так и должно быть -а к тому, что они половину времени в боксах сидят, т.к. иначе не на чем ездить будет в гонке. Что есть глупость, а не экономия.
Проблема того, что пилоты в квале выстраиваются по их силам - это вообще-то не проблема квалификации, а проблема того, что машины четко разбиты на группы по силам. И ее надо решать совсем не форматом квалификации, а изменениями регламента или чем-то в этом духе.
Что с того, что квала станет интереснее, если гонки не станут?
А вот простая возможность попробовать 3-4 раза выдать крутой круг вполне может дать результат (уж точно больше, чем 1-2 круга в прошлом году, который в свою очередь на порядок лучше нынешнего в плане квалификации - а тогда, напомню, красные были слабее относительно мерсов).
Плюсы: Показывают по ТВ абсолютно всех участников гран-при(спонсоры команд в восторге),При нынешней плотности результатов Манор и Заубер смогут квалифицироваться в первой десятке. Из за разного веса машин на старте-борьбы будет, хоть отбавляй.
Минусы:Теряется значимость Поул Позишн(да и по... на это)
Всех на жесткую резину, бенза на 25 кругов в баки, и вперёд! Три круга прогрева, дальше - педаль в пол и попёрли. По итогам каждого круга, самый медленный - в гараж. Разбил болид - досвидос, считай что выбыл этим кругом.
В 1 час времени уложатся с запасом и газовать будут как милые, до самых красных светофоров.
Проблема Ф1 в этом сезоне в том, что там постоянно хотят что-то менять, вместо того, чтобы уменьшить ограничения и дать всему время. Хватило небольшой поблажки в области доработки двигателей, и ситуация в гонках уже изменилась к лучшему. Добавили простор для тактических схем с шинами, ограничили помощь пилотам при стартах и во время гонки - и мы уже стали свидетелями двух весьма интересных гонок. В квалификации нынче разница между 1 и 11 пилотом меньше, чем в 1997 между 1 и 3 !!! Если правила опять исковеркают к 2017 или 2018 году - мы получим тот же эффект - доминирование одной команды, которая сможет лучше всех интерпретировать правила. То, как Ф1 с упорством наступает на те же самые грабли наводит на мысль, что в руководстве давно уже возобладал абсолютный маразм. При всем уважении к Берни и его заслугам - старый ишак уже не тянет.
Траффик? Не, не слышал. Как ты предлагаешь разместить 22 болида на трассе, чтобы никто друг другу не мешал? Самым медленным может оказатся самый быстрый, который догонит и упрется в медленного, и проедет еще медленнее, потому что в квала не гонка, это там не сильно неважно как, главное обогнать, в квале любое лишнее телодвижение, это потеря времени на круге. Проще лотерею устроить.
Весь вопрос в том, что есть квалификация? Это определение кто быстрее, и расстановка в соответствии с этим на решетке, или шоу, призванное устроить другое шоу в гонке?. Лично для меня первое. Я хочу видеть спорт, с минимум элементов шоу, и никак не наоборот. Причем я в курсе, что это технический, командный вид спорта, а значит всегда у кого-то что-то будет лучше, что равных возможностей у всех пилотов не будет. Это и отличает Ф1 от моносерии. За это и смотрю. Проблема Ф1 не в спортивном регламенте, оставьте его в покое. Спортивный регламент не изменит расклад сил, всё что он сделает,будет искусственным. Я готов смотреть как самовозит Мерс, это Ф1, они не первые и не последние. Чего я категорические не готов принять, так это победу какого-нибудь Манора, не потому что они быстрее или лучше с шинами работают, а потому что теперь у нас шоу, и может победить кто угодно. Это не Ф1.