7 мин.

Локомотив (Даугавпилс) или одна история о большой несправедливости

В конце гаревого сезона 2015 года мировую спидвейную общественность разразил один из самых громких скандалов за последние несколько лет. Даугавпилский «Локомотив», одержавший неожиданную для многих победу во второй по значимости польской лиге, не был допущен к участию в сильнейшем на данный момент командном чемпионате – польской Экстралиге. О причинах такого неоднозначного решения и уникальности самого клуба из Латвии пойдет речь в сегодняшнем посте.

Kjrj

Развал Советского Союза, как я уже говорил в предыдущей публикации, сыграл ключевую роль в угасании и постепенном вымирании спидвея на территории России и бывших союзных республик. Но, несмотря на всю сложность сложившейся ситуации, флагман латвийского спидвея «Локомотив» смог выжить и продолжить выступление на гаревых дорожках, радуя многочисленную местную публику. До 2005 года команда принимала участие в командном чемпионате России по спидвею, но экономические условия (перелет во Владивосток не самое дешевое занятие) и постепенная стагнация российского первенства вынудили руководство «Локо» принять решительные меры. Выход из ситуации был найден в результате вхождения латвийского клуба в систему польских чемпионатов, где, например, не первый год уже выступал львовский «СКА». 

За 10 десять лет выступлений в Польше «Локо» поднялся из третьей по силе Лиги во вторую, реконструировал стадион, выстроил грамотную подготовку резерва, но до заветной цели в виде участия в сильнейшем командном первенстве Польши и Мира все-таки было еще достаточно далеко, учитывая то, как выступала команда. Однако, в нынешнем сезоне ситуация изменилась, и команда провела потрясающий сезон, одержав итоговую победу в лиге Nice, и завоевала законную путевку в польскую «Экстралигу». После чего и началась все катавасия, о которой я и хочу, прежде всего, рассказать.

Но пока немного снова отвлекусь и расскажу о уникальности самого Даугавпилса. Второй по численности город Латвии с населением чуть более 100 тысяч живет особой, отличной от большинства прибалтийских городов жизнью. Пожалуй, только дорожные указатели и вывески магазинов свидетельствуют о том, что Вы находитесь в Латвии. В остальном же мы имеем дело с самым русскоязычным городом Латвии, в котором русские занимают более половины национального состава населения, русский язык является основным языком общения в городе и большинство местных СМИ также русскоязычные. Поэтому, просмотр видеоролика, размещенного выше, не должен никого смущать, так как единственный местный телеканал также вещает на русском языке. И даже официальная программка, выпущенная к этапу Чемпионата Мира Гран-При, также была выполнена как вы можете видеть сами на каком языке.

орыв

                      отрывок из официальной программки Гран-При 2013 года

Сам же город целиком и полностью живет спидвеем, а сам «Локомотив» – лицо и визитная карточка города. Да, в Даугавпилсе существовала до 2015 года профессиональная футбольная команда «Даугава», выступавшая в высшей латвийской лиге, но она совершенно не пользовалась популярностью у населения и собирала на трибунах в среднем жалкие пару сотен зрителей. В этом году футбольный клуб был лишен лицензии и прекратил выступление в высшей лиге Латвии. Чего нельзя сказать о спидвее, где посещаемость в среднем составляет 6-7 тысяч, а на решающие гонки и международные соревнования стадион забивается до отказа.

Но вернемся к проблеме, озвученной в самом начале поста. Как оказалось, победа «Локомотива» совершенно не входила в планы руководства польской мотофедерации и почти сразу же поползли слухи о том, что клуб могут не допустить к участию в Экстралиге. И спустя менее чем через неделю после встречи руководств клуба и лиги озвученная угроза стала реальностью. Привожу комментарий самого клуба по итогам встречи: «Мы предложили сделать изменения в регламенте на 2016 год, на что получили решительный отказ польской стороны. Владимир Рыбников (прим. президент команды) попросил обосновать причины отказа и назвать имена конкретных людей, которые против изменения правил в регламенте. К сожалению, польские коллеги сразу не смогли четко сформулировать основные причины отказа. Нам указали с десяток причин и сказали, что собрание клубов Экстралиги уже проголосовало против нашего присутсвия в лиге. Но уже при ответе на следующий наш вопрос, мы услышали, что никакого собрания не было и не будет. Одной из главных причин далее называлась незаинтересованность главных спонсоров лиги в рекламе на территории Латвии. И если лига не учтет мнение спонсоров, то все клубы лиги могут потерять большие деньги. Таким образом, по их словам, наше участие в Экстралиге дестабилизирует финансовое положение всей лиги. В этот момент мы поняли, что польская сторона явно оказалась не готова к нашей победе в лиге Nice и просто не хочет что-либо менять в комфортной и стабильной для себя на данный момент обстановке». Ситуация мягко говоря абсурдная.

Еще более бредовую причину отказа озвучил глава польского мотосоюза Витковски, который видит в участии двух латвийских юниоров (прим. 2 юниора требование регламента) угрозу развития польского спидвея. В целом же участие «Локомотива» было бы возможно только в том случае, если клуб выполнит следующие все условия:

  1. В каждой команде - участнице Экстралиги должно быть два польских взрослых гонщика и два польских юниора.

  2. Компания, управляющая клубом, должна быть зарегистрирована в Польше.

  3. Матчи лиги могут проходить только на территории Польши.

Мнение же простых польских болельщиков кардинально отличалось от позиции негативно настроенных спортивных функционеров. Яркий тому пример результат опроса на главном спортивном портале Польши sportowefakty.pl, в котором приняло участие почти 9000 человек. Результаты говорят сами за себя. Но как известно мнение простых смертных мало кому интересно.

лпром

В итоге, что клубу ничего не оставалось, кроме как отказаться от выступления в Экстралиге при текущих «нереальных» условиях и сохранить прописку в лиге NICE, несмотря на дополнительные финансовые гарантии со стороны латвийского Правительства. Клуб существует для болельщиков, а выступать на чужбине и еще в непонятно каком составе занятие унизительное, что руководство «Локо» прекрасно это осознавало. В тоже самое время руководители клуба намерены продолжить вести переговоры со спонсорами и иными стейкхолдерами "Экстралиги", чтобы в будущем избежать подобной некрасивой ситуации с полькой стороны.

трибуны

     Трибуны стадиона "Локомотив" приветствуют любимую команду

А пока предлагаю клубу обратиться к опыту в других видов спорта, где выступление в высшем дивизионе зарубежной команды явление не новое, и принять его на вооружение.

Если говорить о всеми любимом футболе, то помимо мало кому известных клубов из Андорры и Сан-Марино, обитающих в пучинах испанских и итальянских дивизионов, наиболее яркими представителями являются «Вадуц» из Лихтенштейна и «Монако» из одноименного княжества, выступающие уже много лет в высших лигах Швейцарии и Франции соответственно. Причем, никаких угроз в участии иностранных коллективов в национальном первенстве местные футбольные федерации, конечно же, не видят.

Еще более интересную ситуацию можно наблюдать в высшем австрийском дивизионе по хоккею с шайбой. Eishockey лига объединила под свои знамёна команды из Австрии, Италии, Венгрии, Словении и даже ….. Чехии. И это я ничего не говорю про многочисленные североамериканские лиги, где интеграция США и Канады достигла максимально возможных высот.  

вадцу

 

Подытоживая все вышесказанное, хочу отметить, что спорт всегда объединял людей, укреплял дружбу между народами, общественное признание спортивных успехов было неоспоримо. Но последние тенденции, которые мы наблюдаем, пожалуй, начиная с двух золотых медалей в парном фигурном катании на ОИ-2002, наводят на мысль, что все чаще и чаще обыкновенный человеческий эгоизм и высокомерие становятся символами современного спорта, убивая на корню все ранее озвученные ценности. Но признать и исправить сделанные ошибки еще не поздно.

 

С верой в самое лучшее,

Крохин Алексей

 

Фото: lokomotiv.lv, sportowefakty.pl, www.vaterland.li

   

vc