Мужской спорт: как готовятся к сезону пилоты «Формулы-1»
Уже очень скоро начнется новый, 64-й сезон «Формулы-1». А пока команды наматывают бесчисленные круги на зимних тестах, я предлагаю поглубже взглянуть на процесс подготовки гонщиков к сезону.
Без сомнений, пилоты «Формулы-1» одни из самых развитых в физическом плане спортсменов. Это обусловлено огромными нагрузками, которые они переносят, управляя гоночной машиной. В среднем, сердце гонщика сокращается с частотой в 160-170 ударов в минуту, а при максимальных нагрузках может доходить до 200-220. Многие пилоты признают, что их ошибки нередко вызваны плохой физической формой.
Как в футболе плохая форма влияет на качество игры, так и в автоспорте. Добавьте к этому сумасшедшие перегрузки на протяжении полутора часов, невероятные скорости, которым позавидуют даже Криштиану Роналду с Тео Уолкотом, а так же ошибку ценой в миллионы долларов и десятки рабочих часов механиков.
Перегрузкой называют показатель, обозначающий, во сколько раз силы, действующие на пилотов, превышают его собственный вес. То есть, когда мы говорим, что гонщик испытывает перегрузку в 5g, это значит, что его прижимает к сиденью сила, равная четыреста килограммам!
Для сравнения, длительные перегрузки, которые испытывают обычные люди в разных ситуациях:
Пассажир гражданского самолета при взлете – 1,5g
Космонавты – до 3-4g
Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с – 1,8g
Летчики, выполняющие фигуры высшего пилотажа, испытывают куда большие нагрузки, но важно понимать, что на них обязательно надет специальный защитный костюм. К слову, из авиации в автоспорт перешло очень много терминов.
Рекордное значение перегрузки, после которой человеку удалось выжить, составляет 179g. Не удивительно, что занесенный в Книгу Гиннеса результат, был так же «достигнут» в результате аварии на трассе: в 1977 году, Дэвид Пэрли, врезался в ограждение трассы на скорости 179 км/ч, получив 29 переломов и 3 вывиха (некоторые источники утверждают, что у него 6 раз останавливалось сердце). К счастью, он не просто выжил – уже в 1978 смог вернуться в автоспорт.
Не стоит забывать о невероятной жаре в кокпите болида. Сложнее всего гонщикам приходится в странах вроде Малайзии – за полтора часа они сбрасывают до 4 килограмм веса.
Так что физическое состояние может быть жизненно важным в тяжелых авариях, наравне с другими технологиями, делающими этот невероятно опасный спорт чуточку безопаснее.
На видео, Роберт Кубица, отделался парой ушибов и плохим настроением, пропустив по рекомендации врачей всего один этап. А Фелипе Массе на Гран При Венгрии 2009 в шлем попала пружина, отлетевшая от впереди идущего болида. Несколько дней бразилец провел в коме, но вернулся домой менее, чем через месяц с момента аварии. На следующий сезон Фелипе вновь надел комбинезон «Феррари».
Обычный человек после того едва ли сможет вернуться в столь короткие сроки к нормальной жизни. Поэтому физической форме спортсменов уделяется огромное внимание.
У каждой команды в штабе обязательно есть специалисты по физической подготовке, а у самих гонщиков – собственный тренер. Они разрабатывают для них все: от тренировок до диет, основываясь на сложнейших научных исследованиях и опытах. Именно зимний этап подготовки является самым сложным, ведь в этот период закладывается физическая основа, которую пилот будет использовать и поддерживать в течении всего сезона.
Начинается он обычно уже через месяц после окончания чемпионата, а длятся тренировки в среднем по 4-5 часов в день. Важно поработать над ключевыми группами мышц, такими как шея, поскольку на нее выпадает львиная доля нагрузок при прохождении поворотов. Мышцы спины не менее важны, так как в случае аварии на нее оказывается огромное давление. Повреждение позвоночника может быть фатальным.
В момент аварии перегрузки могут на несколько миллисекунд достигать 100g, поэтому тело должны быть готово на сто процентов. Это вопрос жизни и смерти. Безусловно, здесь на помощь приходят и технические новинки, такие как система HANS, фиксирующая положение головы и шеи.
Учитываются и такие детали, как мышечная масса: слишком большой объем негативно влияет на работу сердца при постоянных нагрузках. Так же влияние оказывает и технический регламент «Формулы-1», устанавливающий минимально допустимый вес машины (вместе с пилотом в полной амуниции). Команды заинтересованы в том, чтобы «вклад» гонщика в эту цифру был как можно меньше.
Естественно, работа идет над всеми группами мышц, я не зря назвал в начале статьи автогонщиков одними из самых развитых в физическом плане спортсменов. Не остаются без внимания руки, ноги, живот, грудь и другие участки тела.
Тренировки проходят не только в тренажерном зале, на самом деле, там проводится меньшая часть работы. Большая часть времени отводится другим видам спорта: футбол, теннис, обычный и горный велосипед, плавание, альпинизм, лыжи и немного бега. Как видите, спектр занятий самый разнообразный, это не только интереснее, но и полезнее. Команды вообще любят зимой выбраться куда-нибудь в горы и, поверьте, это не только мероприятия для спонсоров.
Отдельной статьи заслуживает питание гонщиков. Регулируется абсолютно все – сколько и что потребляет пилот, проводится множество проверок, взвешиваний, ведь организм каждого человека индивидуален, а те или иные показатели меняются в зависимости от климата, в котором в данный момент проходит Гран При.
В частности, очень важен расход и потребление жидкости: подготовка к старту начинается за 5-7 дней. Я уже упоминал Гран При Малайзии в тропическом климате – в день гонки пилоты выпивают до пяти литров воды, которые практически полностью выходят с потом! Первое, о чем думает даже победитель, это не шампанское и кубок, а бутылка свежей воды.
Правильное питание тоже влияет на физическую форму и итоговый результат. Специалисты подбирают пищу с прицелом на укрепление мышц, их выносливость, скорость реакции, общий запас сил.
Поэтому еда, замедляющая обмен веществ и, тем самым, ухудшающая перечисленные выше компоненты, полностью исключена: это любая жирная и тяжелая пища. В ход идут макаронные изделия, так любимая многими паста, а так же овощи, рыба, немного мяса.
Что именно будет есть гонщик утром, днем и вечером – определяется его тренером, но, как правило, мясные изделия идут под вечер, а более легкая пища утром, но овощи присутствуют в любом случае.
Юрген Клинсманн, легендарный футболист и тренер сборной Германии, был впечатлен работой специалистов «Формулы-1»:
«Я был поражен, когда изучил методику занятий гонщиков Формулы 1. Их учебный режим на порядок насыщенней, чем у моих футболистов. Я думаю, что мы можем почерпнуть что-либо полезное из этого, в особенности их дисциплину и концентрацию перед выполнением поставленной задачи»
И действительно, Себастьян Феттель, недавно выигравший третий титул подряд, тренируется 35 часов в неделю, в то время как для профессиональных футболистов эта норма составляет порядка 10 часов.
Благодаря исследованиям огромного числа ученых, специалистов и тренеров, каждый пилот «Формулы-1» проходит очень сложный курс физической подготовки, разработанных лично для него диет и тестов, чтобы быть готовым уже через двадцать два дня выйти на старт Гран При Австралии в наилучшей форме.
А ведь многие даже не догадываются обо всем этом считая пилотов какими-то "недоспортсменами"
Все-таки Ф1 для меня мир достаточно небольшой, закрытый, пилотов-участников меньше, чем в одной футбольной команде, все по-своему близки и интересны. Пожалуй, это и есть для меня главное отличие мира футбола и автоспорта.
некоторые активно практикуют бильярд, боулинг и кёрлинг
За статью спасибо)
Ну а текст хороший, познавательный. Ждал здесь чего-нибудь про ф-1. Единственное, мне как дилетанту было бы интереснее почитать про новые болиды человеческим языком, потому что в этом вообще ничего не понимаю.))
П.С. Желаю на конкурсе пройти как можно дальше и проиграть только мне в финале)).
Дэвид Пэрли, врезался в ограждение трассы на скорости 108 mph, что составляет 173,8 км/ч.
И перегрузка была 179,08G после того, как скорость автомобиля со 173,8 км/ч упала до нуля за пол метра.
На втором круге гонки машина Лауды сорвалась с трассы, предположительно из-за неисправной задней подвески, ударилась в ограждение и вылетела обратно на трассу, где оказалась на пути ехавшего сзади Бретта Лунгера, который на высокой скорости врезался в машину Лауды. Обе машины загорелись, но Лунгер смог быстро выбраться из своей машины, а Лауда оказался зажат между обломками. Лунгер, а также подъехавшие к месту аварии немного позже Артуро Мерцарио и Гай Эдвардс пытались достать Лауду из горящей машины, но смогли это сделать не сразу, и Лауда получил обширные ожоги головы и, кроме того, некоторое время вынужден был вдыхать токсичные продукты горения. Хотя он был в сознании и даже пытался встать после того, как его извлекли из машины, позже в больнице Ники впал в кому, и врачи сомневались в том, что он выживет.
Однако Лауда не только выжил, но и вернулся в гонки спустя всего шесть недель после аварии, пропустив только две гонки. После аварии у него осталось множество шрамов на голове, и он постоянно ходил в красной кепке Parmalat, которая стала одним из узнаваемых прессой и публикой атрибутов. Лауда сделал только одну пластическую операцию, чтобы полностью восстановить веки глаз, а остальные повреждения, по его словам, не очень тяготили его.
В первой же гонке после возвращения, Гран-при Италии, Лауда выступил достаточно хорошо и занял четвёртое место. Но в двух гонках в отсутствие Лауды пилот Макларена Джеймс Хант смог сократить отставание в чемпионате, а затем выиграл ещё две гонки — Гран-при Канады и США — и перед последней гонкой сезона, Гран-при Японии, отставал от Лауды лишь на три очка. В Японии Лауда квалифицировался третьим, всего на одну позицию ниже Ханта, однако гонка началась при очень сильном дожде. После двух кругов Лауда остановил свою машину и выбыл из гонки, объяснив, что продолжать её в таких условиях было слишком опасно. Джеймс Хант лидировал в течение большинства кругов, затем проколол колесо и откатился назад, но смог вновь прорваться наверх и закончил гонку на третьем месте. В результате Хант выиграл чемпионат, опередив Ники Лауду всего на одно очко.