4 мин.

Микро-Берни

Именно под такой подпольной кличкой в паддоке годами был известен Дэвид Ричардс. Столь нелестное прозвище закрепилось за англичанином после его планомерных попыток превратить мировое ралли в некое подобие Формулы-1. Фактически, изначально являясь лишь шефом «Продрайва», – неофициального гоночного отделения «Субару», он умудрился сплотить других производителей и, конечно же, возглавить эту маленькую комиссию. Методы начала 80-х некоего владельца «Брэбхема». Одна загвоздка, – Ричардс начал копировать Ф-1 без всякой оглядки на то, чем десятилетиями являлось ралли. Долой длинные допы, долой центры каждого дня в разных городах (нужно ведь скопировать паддок с его шикарными моторхоумами, а его в трех городах одновременно не разместишь...), долой Кению с ее спецификой, долой легендарную «Ночь Тюрини» на Монте-Карло. Главное, – продавать за миллиарды телеправа. А не выходило! Шикарный вид спорта, но не покажешь его впрямую. Отсюда – стадионные супердопы, отсюда множество спорных решений последних лет. А что «Субару» как-то незаметно перестала побеждать... Ну что вы, барину не до этого, у него другие заботы!

Очень символично: Субару на втором плане, босс на первом

А параллельно можно было попробовать еще занять место Берни настоящего. Для этого вначале убедим семью Бенеттон в том, что с командой лучше всего справится именно Ричардс, – большой знаток Ф-1. Убедил. Повозглавлял. Не вышло... Ладно, зайдем по-другому. «Три пятерки» – традиционный спонсор «Субару», а «Лаки Страйк» – БАРа. Значит слетаем за океан на сепаратные переговоры, а потом огорошим создателя команды Крейга Поллока: свободен! Тут теперь другие порулят... С другим создателем команды, Жаком Вильневом, Ричардс тоже разобрался быстро. Вам показалось, что «английский национанализм» Денниса и Хэмильтона отличался явным фаворитизмом против Алонсо? Ну что вы! По сравнению с эпохой совместной работы Ричардса и Баттона в «БАРе» это просто ничто. А Жак? Ну что Жак, зачем он тут, в команде, который без него просто не было бы. Только вот «Хонда», взяв контроль, частично раскусила момент «заимствования результатов», – работают одни, а лавры – другим. И нашего героя деликатно попросили. Уже во второй раз.

-У меня в Продрайве Алонсо станет чемпионом, так ему и передай!

Но бог троицу любит, верно? Гусь и вода, в дверь и в окно, – это все из той же оперы. В момент максимальной веры в финансовое благополучие своего детища, ФИА милостиво объявляет тендер на 12-е и последнее место. Отныне, мол, команду, даже с депозитом, не создашь. Будут только франшизы, как в НХЛ. А что, – принцип известен: «Стюарт» – «Ягуар» – «Ред Булл», «Тиррелл» – «БАР» – «Хонда», «Тоулмен» – «Бенеттон» – «Рено». Про череду «Джордана» даже говорить не хочется... Четкая же фиксация количества франшиз резко повысит для каждой из них рыночную стоимость. Для автогигантов – мелочь, для частников же – манна небесная. Именно поэтому на 12-е место разом быпа подана аж дюжина заявок. Большинство, конечно, фиктивных, – чтобы застолбить место, а потом перепродать подороже какому-нибудь ВАГу, если он все-таки сочтет, что Ле-Ман для «Ауди», Дакар для «Фольксвагена», ралли для «Шкоды» и WTCC для «СЕАТа» – это недостаточно. Но было примерно пять серьезных конкурентов. Разве что уже в момент начала тендера многие в Англии намекали на то, что Мосли и Ричардс уже все решили...

Микро-Парагон Микро-Берни...

Так это или нет, мы уже не узнаем. Но Дэвид действительно выиграл. После чего начал строить завод, а между делом «прикупил» (на чужие в основном средства) у «Форда» «Астон-Мартин». Но к гоночной программе это никакого отношения не имело. А вот единственной мечтой Ричардса было выкупить готовые шасси с моторами у Денниса и Хауга и стать их своеобразным фарм-клубом. То есть, даже изначально ни о каких надеждах на чемпионство речи уже не шло. Выступать ради выступления. Но – не получилось. Формально, причиной окончательного отказа от программы на 2008-й назван Договор Согласия, но он не очень мешал «Торо Россо» ехать на «Ред Буллах», а «Супер-Агури» – на «Хондах»... Так или иначе, но в своем пресс-релизе «Продрайв» оставил лазейку для дебюта в 2009-м, а пока в чемпионате так и останется 11 конюшен. И смысл вышеупомянутого тендера несколько непонятен. Зато Деннис получит не 24-й и 25-й номера, а 22-й и 23-й (хотя не факт, что и так бы не получил, – «Макларен» хоть и исключен из Кубка, но «Продрайв"-то был бы все же абсолютным дебютантом...). А вот чего Деннис не получит, – так это солидной суммы за клиентские шасси. А эти деньги для Рона, особенно на фоне штрафа, пусть и ополовиненного, явно были бы не лишними.