Снова вместе?
2008: Дэвид Култхард на «Макларен-Мерседесе»! Как бы парадоксально это не звучало, друзья, такой вариант событий вполне возможен. Думаете «Феррари», разочаровавшись в Райкконене, купит на его место Хэмильтона? Вряд ли. Или Алонсо, устав от повышенного внимания к Льюису, сам попросится обратно к Флавио? Тоже не думаю. Так как же Култхард окажется в «Макларене», спросите вы? Неужели - простым тестером после 14 лет карьеры? Да нет... Проблема в том, что я намеренно написал в самой первой фразе НА «Макларен-Мерседесе», а не В «Макларене». На машине, а не в команде. Думаете, разницы нет? Есть, еще как есть...
Спросите у Фрэнка Уильямса и Коллина Коллеса, сколько машин выходит в этом году на старт каждой гонки у «Ред Булла» и «Хонды» и на каких болидах выступают «Торо Россо» и «Супер Агури» и вы получите весьма эмоциональные ответы по поводу смысла слова «Конструкторы» и духа «Договора Согласия». И ведь речь идет о 2007-м, когда такие игры с шасси, по крайней мере, официально, еще запрещены. А со следующего года пресловутый «Договор», который никто в глаза не видел, но старина Стоддарт регулярно грозился обнародовать (и едва не сделал это на памятном заседании суда в Мельбурне), меняется. И выступать на целиком купленных у конкурентов болидах сможет любая команда.
И тут, - барабанная дробь, - как раз есть такая команда! Вернее - будет! Вы еще не забыли о тендере Макса Мосли, где с десяток претендентов присылали свои досье, а выиграл Дэвид Ричардс и его «Продрайв»? А ведь ничего не изменилось. «Берни от ралли» продолжает достраивать свою новую базу, а его команда официально считается 12-й в календаре-2008. Больше того, регулярно обещает раскрыть подробности, но так этого пока и не делает (многие ждут объявления на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне). Впрочем, есть элементы, заставляющие задуматься. Ведь совсем недавно Ричардс сотоварищи купил «Астон Мартин», наладивший наконец-то выпуск современных и надежных машин, но надоевший «Форду».
Казалось бы, - сам бог велел. «Бритиш Рэйсинг Грин возвращается-2». То, что благополучно провалил тот же «Форд» с «Ягуаром», должно получиться у настоящей гоночной структуры. И потом, что уж душой кривить, - какое имя! Может и не «Феррари», но уж точно, - не «Спайкер»! «Астон Мартин», - звучит гордо! Однако, Ричардс как раз по этому вопросу вышел из добровольного обета молчания и сказал, что его гоночная структура категорически НЕ будет называться «Астон Мартин» и иметь какой-либо связи с легендарной маркой. По крайней мере, - несколько первых лет. Почему? Да потому, что Дэвид хочет покупать болид, а не строить его целиком самостоятельно. Занятие это хлопотное, а успех далеко не гарантирован, - кому как не ему знать, - опыт «Бенеттона» еще не стерся в памяти.
Теперь берем «Макларен». Проект японцев из «ДирексИВ» и Жана Алези провалился, но мотивация осталась. И потом, - конкуренты активно продают моторы, а «Мерседес» пока отмалчивался. Но, если раньше это еще можно было мотивировать желанием сосредоточиться на главной команде, то теперь, когда регламент заморожен и агрегаты стали достаточно надежными, вкладывать деньги и силы в их совершенствование практически не надо. Самое время снимать дивиденды с предыдущей работы и зарабатывать деньги на продажах-поставках. Но тут Хауг полностью согласен с Деннисом. Он не хочет просто продавать, как «Рено» «Ред Буллу», «Тойота» «Уильямсу» или «Феррари» «Спайкеру» и «Торо Россо». Он хочет еще и иметь контроль над клиентом, своего рода дочернюю команду, подобно «Хонде» и «Супер Агури».
Если Ричардс пойдет на такой тип взаимоотношений. то мы получим «Продрайв» с болидами «Макларен-Мерседес». Хотя, конечно, вряд ли они будут называться именно так. Это позволит Рону разместить своего тестера Гэри Пэффета в кресле боевого пилота, а Ричардсу - сыграть на патриотических чувствах. Для усиления же эффекта на роль дядьки-наставника, блестяще освоенную у Матешица, берется Дэвид Култхард. И вот шотландец оказывается за рулем знакомого болида. Знакомого - мягко сказано. Девять сезонов, с 96-го по 2004-й, 150 Гран-при из 216-ти, 12 побед из своих 13-ти, 51 подиум из 61-го, 412 очков из 517-ти были добыты Култхардом именно в «Макларене»! Однако, нельзя сказать, что все было безоблачно. Вплоть до взлета Серебрянных стрел в 98-м Деннис никак не вмешивался во взаимоотношения пилотов. Дэвид с Микой выступали на равных, порой жестко, вплоть до контакта, как в Эшториле, соперничая.
Но, стоило машине «поехать», как шотландца пару раз поставили на место и, несмотря на хорошую мину при плохой игре, в дальнейшем он фактически был при Хаккинене вторым номером. Еще более удивительно, что он, несмотря на опыт и стаж вы команде, продолжил оставаться таковым и при едва пришедшем в команду Райкконене! А под конец был и вовсе заменен на Монтойю. Что из этого вышло - известно. Култхард, правда, умудрился сохранить бесконфликтную позицию до самого конца, не повторяя не только модель Ирвайна, но и даже куда более мягкий вариант Баррикелло. Именно поэтому Деннис с Хаугом были бы рады видеть сейчас Дэвида в дочерней команде.
Но вот хочет ли этого Култхард? Скорее всего - нет. Совсем неслучайно, стоило появиться этим слухам, как он тут же заявил в прессе, что реального прогресса «Ред Булла» стоит ждать в 2008-м. Напомню, что в начале сезона большинство уже провожало Дэвида на пенсию в октябре-2007. Но он в очередной раз доказал, что не Льюцци или Клиен были слабы, а сам он - очень силен. Ведь Уэббер - пилот другого калибра. Но трасса опять на стороне шотландца. После пары смазанных гонок он провел два шикарных Гран-при подряд и с удовольствием ожидает теперь свою любимую трассу в Монако. Машина Ньюи постепенно начинает работать, команда прекрасно организована, а ему в ней комфортно, - зачем уходить?
Конечно, пример «Супер Агури» показывает, что клиентские машины могут ехать не хуже, а то и лучше заводских. То есть формально в следующем году Култхард мог бы вновь бороться чуть ли не за титул. Но Деннис и Хауг вряд ли допустят такой вариант с «Продрайвом». Скорее это будет напоминать «Заубер», «Феррари» и «Ф-2003 Джанни Аньелли»... Култхард это понимает. Но, в любом случае приятно, что в таком возрасте он еще востребован и даже в случае разрыва с «Ред Буллом» еще остаются запасные варианты. Причем, - судя по возможному болиду, - далеко не худшие!