4 мин.

История с продолжением

Наверное, не стоит обсуждать различия тактик «Торо Россо» и «Ред Булла» в Монце – это уже дело прошлое, или касаться плюсов и минусов Себастьяна Феттеля в сравнении с Марком Уэббером и Дэвидом Култхардом – подождем годик, и все увидим сами, когда пара первых получит равнозначную технику. Что возвращает нас снова к вопросу моторов, их заморозки и развития с целью «повышения надежности или уменьшения затрат на производство», проводимых «Феррари», «Мерседесом» и «БМВ» в то время, как «Рено» и «Тойота» тоже снижают расходы, но только по статье R&D. Это история с продолжением, причем, боюсь, скорой развязки нам не видать.

Как раз во время уик-энда в Монце Флавио Бриаторе продолжил наступление на ренегатов, заручившись поддержкой Макса Мосли: «Я несколько раз встречался с Максом, и до конца сезона вопрос моторов может быть решен». Нормальная формулическая практика: не можешь сам догнать соперников по техническим разработкам, попроси помощи у ФИА – там запретят все, что навыдумывали команды. Здесь, правда, ситуация не слишком простая. Одно дело запретить масс-демпферы или гибкие аэродинамические элементы – снял и порядок. Совсем другое – заставить три топ-команды откатить двигатели на конец прошлого года, в то время как все изменения были одобрены по экономическим причинам или ради повышения надежности. Разрешить сейчас тому же «Рено» догонять? В принципе оно и не запрещено, но, возможно, это либо влечет расходы, которые французам не нравятся, или же в данном направлении мотористы уже вышли на максимум своих возможностей, и для того, чтобы догнать ту же «Феррари», им действительно нужно копнуть глубже, туда, где заморожено. Разморозить моторы для отстающих? Бред, это как выпустить на футбольное поле одну команду в нормальной форме, а другой шнурки на правой-левой бутсах посвязывать…

У Макса Мосли, правда, готов ответ на терзания Бриаторе – стандартные моторы! Да, а вы думали, на стандартном блоке управления двигателем все закончится? Нет, Макс нашел подходящее слово в своем лексиконе – вяжется со всеми мыслимыми элементами болидов. Был бы в кокпите не человек, тоже можно было бы клонировать стандартного семикратного чемпиона Михаэля Шумахера… Иногда кажется, что президент ФИА, разговаривая с журналистами, несет первое, что взбредет ему в голову. Правда, порой мелькает мысль, что он просто смотрит далеко-далеко в будущее, в одну из возможных реальностей. Потому что именно к утопическому плану стандартных двигателей и движется «Формула-1» в последние годы.

Элемент уравнивания есть уже на самой начальной стадии, когда возникло правило одного, а затем и двух уик-эндов: моторы стали на удивление надежны, исключив из неравенства фактор неожиданного схода из-за их отказа. Дальше – заморозка двигателей, предполагавшаяся на десять лет: если кто-то отставал в самом начале десятилетнего цикла, значит, ему в ближайшем будущем вообще ловить нечего. Заметили, скостили заморозку до пяти лет. Но гранды понимают, что даже в том узком пространстве, в котором можно развернуться по правилам, работать нужно, чтобы даже за эти пять лет не отстать. Теперь в аутсайдерах другие, и они требуют шанса подтянуться… И сделать это в принципе можно двумя способами: отменить заморозку и дать им нормально соперничать как раньше, или... купить двигатель помощнее у соседа.

И надо бы, конечно, выбирать первый вариант, но проблема в том, что отменять свои неудачные решения, признавая поражение и недальновидность, вовсе не в духе ФИА. Система обычно работает по-другому – латает те дырки, где белые нитки трещат. Неудачная квалификация? Еще пара итераций в том же направлении, но только не возврат к 12-круговой системе. Ужасные правила сэйфети-кара? Не беда, будем разрабатывать сложную систему оповещения гонщиков и снижения времени на круге со штрафами тем, кто не услышал. Не сомневайтесь, в том случае, если решать будет ФИА (хотя есть все же надежда на ФОТА) аналогично будет и с заморозкой – она никуда не денется, просто еще больше усложнится.

По идее Макса, на предложение стандартных двигателей крупные автопроизводители скажут: «Хочу, чтобы это был мой». Знаю одну такую команду, которая будут держаться за «Ф-1» до последнего – «Феррари» (мысль о том, что президент ФИА думает в одной струе с итальянской командой – отдельная тема). Но взять, например, «Рено». Французы без конкуренции предлагать свой силовой агрегат не будут. С мотором, допустим, «Феррари» не будут выступать не только они, но и все остальные автоконцерны, ведь у них отнимают базу, с которой началось их второе пришествие в «Формулу-1», до коего момента многие долгое время оставались в роли просто моторостроителей.

Что, теоретически, может последовать за двигателями? Мосли намекнул на подвеску и коробку передач. Там где-то между двигателем и КП будет еще один узел, на который команды сейчас вбухивают деньги – пресловутый KERS, якобы спасение для жаждущих обгонов болельщиков. Сейчас все потратятся, а затем стандартизируют – очень умно. Аэродинамика в следующем году также будет ограничена, считается, что все машины станут внешне еще более похожими друг на друга, чем сейчас. В пределе легко получим никому не нужную моносерию, но зато расходы точно упадут. Прямо скажем, у тех, кого действительно сейчас волнуют расходы, они снизятся до нуля. Потому что их в «Ф-1» уже не будет.