3 мин.

Свет в конце пит-стопа

Как сказал Стефано Доменикали, светофор – тот же «леденец», и красный свет на нем означает (как везде), что движение запрещено. Впрочем, главный момент состоит в другом: и обычным, и электронным в конечном итоге ими управляет человек. Только в первом случае он стоит один перед машиной со всем грузом ответственности на плечах, глазами, разбегающимися от количества копошащихся перед ним человек, и должен внимательно сосчитать четыре поднятых руки, удостовериться в окончании заправки и затем выпустить болид в бой. Со светофором эти обязанности логично распределились между двумя командами – тех механиков, которые вовлечены в смену резины, и тех, кто несет на себе шланг дозаправщика. Когда эта система впервые появилась перед боксами «Феррари», сообщалось, что сигналы на светофор поступали автоматически от датчиков, которые были замечены на домкратах, и предположительно использовались на гайковертах и заправщике. Позже появилась информация, что командуют на этих этапах все же люди: механики, поднимающие машину (что логично, поскольку они наблюдают строго за своими двумя колесами), и босс заправочной команды. Именно они нажимают кнопки на своих передатчиках по окончании работы.

Вопрос о том, кто же, собрав все сигналы, жмет последнюю кнопку, включая зеленый свет, для меня лично остался открытым, но предположу, что эта команда приходит с мостика, скорее всего, от гоночного инженера остановившегося пилота, который кроме всего прочего должен удостовериться, что на пит-лейн чисто, дабы избежать опасного выезда из боксов, что случился вчера с Фелипе Массой.

Плюсы такой системы очевидны: скорость, с которой человек визуально может собирать информацию, уступают электронике, даже если ее активируют три разных человека – в конце, концов, они все могут сделать это параллельно. Степень ошибок из-за невнимательности главного механика снижается – отвечающие за свои участки работники находятся к ним ближе, если не вовсе в контакте, как в случае с заправщиком, а значит, уменьшается риск выпустить машину в тот момент, когда ей все еще прикручивают какое-нибудь заднее колесо. Опять же, ног на пути болида в случае чего меньше… Минусы, правда, найти не менее легко. Для начала, повышается количество хрупких человеческих звеньев, в которых может произойти сбой (три или даже четыре, вместо одного), электроника может выйти из строя с той же степенью вероятности, с которой ломаются сами болиды, и наконец, если бы позитивные стороны светофора перевешивали негативные, за год команды побогаче уже обзавелись бы модным девайсом.

Честно говоря, вчера после двух подряд ошибок на пит-стопе «алых» закралась было мысль, что с электроникой что-то не в порядке, но когда в кадр попал «светофор» Кими, на котором горели красный и оранжевый, стало ясно, что винить специфическую систему «Феррари» не в чем. Точно так же, как иногда торопятся механики, держащие леденец перед болидом, мог ошибиться и тот, кто выпускал лидера гонки Массу. Другой вопрос, конечно, с безопасностью в случае с Райкконеном. Рванул бы финн, если бы перед ним висел не светофор с маленькими огоньками, а стоял человек с внушительных размеров шлагбаумом? Не привык ли Кими, как все мы, водители, к смене сигналов светофора до такой степени, что после загоревшегося оранжевого (желтого в нашем понимании), уже предвидел, что вот-вот должен быть зеленый, и попытался, как говорят, попасть в сигнал? Особенно когда ситуация напряженная – параллельный пит-стоп с соперником… Ситуация изменилась – шланг не смогли извлечь, а Кими уже на инстинктах понесся.

В общем, все за то, что система по сути безвредна, и как обычно напортачили люди. И все же остаются еще вопросы: есть ли выигрыш от наворотов, насколько он существенен, и почему такими «светофорами» не спешат обвешаться другие участники?