6 мин.

Виновные невиновны

Преступление

Рон Деннис после шестичасового слушания в Париже заявил, что наказание соответствует преступлению. То есть, нет наказания = нет преступления. Было бы все так просто – нечего бы и обсуждать. Но на самом деле, между левой и правой частью равенства находится прописанное в пресс-релизе признание вины «Макларена» в хранении конфиденциальной информации «Феррари» и нарушении, таким образом, пункта 151с Международного спортивного кода. И это обвинение, на мой взгляд, мало вяжется с отсутствием преступления и наказания.

Несмотря на сухость этого первого предложения в вердикте ФИА, оно все-таки несет в себе важную информацию. Нет, давно никто не сомневался, что досье итальянской конюшни было не рекламным буклетом из Маранелло, и в квартире высокопоставленного сотрудника «Макларена» ему находиться не дóлжно было. Но главное послание здесь состоит в том, что Федерация фактически возложила ответственность на всю команду за то, что в ее рядах завелся недобросовестный сотрудник. Впрочем, как мы ранее выяснили, в регламенте явным текстом прописана подобная ответственность.

Но вот (может, не самый корректный) пример из прошлого: Михаэль Шумахер, как сотрудник «Феррари», таранит на Гран-при Европы-97 Жака Вильнева, но признается виновным и ответственным он один – команда сохраняет все очки и второе место в Кубке конструкторов.

Нынешнее же решение создает прецедент: если в будущем команда попытается прикинуться, что какой-то из ее механиков по собственной инициативе что-то учудил (скажем, снял фильтр со шланга заправочного оборудования, как было в «Бенеттоне» в 1994-м), то отвертеться она уже не должна.

Доказательства

Как известно, ФИА не собирает Всемирный совет на пустом месте и не рассматривает дела без серьезных доказательств. Но, как мы узнали по итогам прошедшего вчера заседания, фактуры оказалось недостаточно, чтобы доказать использование конфиденциальной информации. Причем, заметьте, в пресс-релизе не говорится об использовании данных в конструкции болидов MP4-22, а стоит обтекаемая формулировка: для вмешательства в чемпионат «Формулы-1».

Те утечки, которые появлялись в прессе в последние дни перед Советом, как раз предполагали, что на руках у «Феррари» очень сильные факты. Например, по информации Guardian, юристы итальянской конюшни основывались на трех электронных посланиях Найджела Степни Майку Кафлану, в которых описывались (1) конструкция крепления днища с помощью пружины, (2) рассекатель на заднем антикрыле и (3) чертеж тормозной системы задних колес болида F2007. Далее адвокаты утверждали, что, например, письмо, повествующее о днище, было показано Мартину Уитмаршу, который перенаправил Кафлана к Падди Лоуву. Соответственно, именно Майк нарисовал тот рисунок, который впоследствие Лоув использовал в запросе в ФИА о легальности системы крепления днища на «Феррари».

Но «Макларен», по-видимому, отменно подготовился к ответам на вопросы. На самом деле, а попробуй докажи, что гении конюшни не сами догадались о настоящей функции той пружины. Ведь письмо Лоува в ФИА было очень хитрым – оно не указывало в обвинительном тоне прямо на «Феррари» (и, кстати, замешан был также «БМВ-Заубер»), а испрашивало разрешения использовать такую конструкцию на автомобиле «Макларен». Вот мы такое придумали – можно? Ах, нельзя, ну и ладно.

Говорят, провал «Феррари» после первых гонок сезона напрямую связан с ужесточением тестов на легальность днища. Но опять же – как докажешь?

Наказание

Третье предложение самое короткое и для многих самое разочаровывающее. Наказания не будет. Понятно, что «Феррари» просто в бешенстве от подобного исхода. И многие, я в их числе, чувствуют противоречие этого пункта с самым первым – с признанием «Макларена» виновным.

А может, остальным командам тоже хочется посмотреть чертежи «Феррари»? Не использовать, просто заглянуть! Флавио Бриаторе так прямо и сказал: «Мне бы хотелось узнать распределение массы на болиде «Феррари»…» Получается, что хранить и читать в свое удовольствие теперь может любая команда. Главное, читать осторожно и не путать потом в процессе конструирования свои идеи с чужими. Опасный прецедент, на мой взгляд…

Но с другой стороны, ведь не первый такой! Вон есть доказанный факт использования программного обеспечения «Феррари» в «Тойоте», суды вынесли решения, но ФИА вообще не вмешивалась в процесс. Или вот: во время скандала с клиентскими шасси «Спайкер» умудрился раздобыть чертежи «Ред Булла» из конструкторского бюро «Торо Россо» – для доказательства того, что и так понятно: STR2 это клон RB3. Вопиющий факт кражи, или шпионажа, но снова ноль реакции со стороны Федерации. Так если «Тойота» и «Спайкер» никак не наказаны, с чего вдруг штрафовать «Макларен»?

Или, например, как его наказать? Влепить штраф на несколько миллионов, чтобы другим неповадно было? Или снять десяток, а может и другой очков? Или на несколько гонок дисквалифицировать – а на сколько тогда?

На самом деле, ФИА оказалась в очень затруднительном положении. Какое бы решение ни принял Совет, недовольных были бы толпы. Собственно, и фанаты «Феррари», наверняка, не хотят, чтобы их команда выиграла за отсутствием соперника, и поклонники «Макларена» всегда готовы обвинить оппонентов в победе в чемпионате неспортивными методами. На мой взгляд, ФИА приняла единственно правильное решение (во всех голосовалках я тискала именно этот пункт) – не вмешиваться в борьбу в чемпионате. Попахивает шкурно-денежным интересом, ведь борьба-то идет нешуточная, зрители на это шоу клюют с радостью.

Лазейка

Если присмотреться внимательно, в действительности «Макларен» понес наказание, и состоит оно в том, что команда отныне и до конца 2008 года, находится на испытательном сроке. Если в будущем «Феррари» найдет дополнительные доказательства – а она будет их искать, можете не сомневаться, именно для этого и пригласили Лорда Стивенса, расследовавшего смерть Леди Ди – то ФИА оставила открытой дверцу для дальнейшего рассмотрения дела и вынесения нового решения.

У меня возникло стойкое ощущение, что федерация поспешила с этим слушанием, чтобы слегка остудить страсти и взаимные обвинения. За противоречивым вердиктом, наверное, скрывается следующая логика: мы признали вину, чтобы оставить дело открытым. Мы не будем торопиться с наказанием, посмотрим, как пройдут судебные слушания в Италии и Великобритании. Это займет время, да и некоторые элементы из досье «Феррари» могут быть актуальны в следующем году, поэтому испытательный срок будет достаточно длинным. Когда появятся новые факты, мы примем окончательное решение.

Действительно, кто его знает, что нароют в судах. Может, вскроется какой-нибудь невероятный сценарий, что это Жан Тодт послал по почте пакет для Кафлана дабы убить сразу двух зайцев: подставить и впоследствии уволить неугодного Степни и накрыть дисквалификацией «Макларен». А тех уже, увы, наказали! Шучу, разумеется.

Виновники

Вот, на мой взгляд, что должно было быть в вердикте ФИА вместо первого пункта – указание личной (!) вины Найджела Степни и Майка Кафлана. Эти двое согласно решению Совета должны быть на длительный срок отстранены от участия в международных мотоспортивных состязаниях и приглашены ответчиками в ФИА.

И после этого дело можно было бы закрыть и, в конце концов, сосредоточиться на спортивной борьбе в чемпионате. Но пока, как мне кажется, история далека от финала.