6 мин.

Команды выложат $32 млн только за участие в новом сезоне «Ф-1»! Это рекорд всех времен

Президент Международной автомобильной федерации Мохаммед бен Сулайем победно отчитался за 2024-й на Генеральной ассамблее ФИА в Руанде: впервые с 2018-го Федерация завершила финансовый год с прибылью в $2,31 млн.

Новое руководство, пришедшее в 2022-м, начинало путь с дефицита бюджета в $25 млн, но переломило ситуацию – ФИА вновь на операционной самоокупаемости.

«Этот результат – плод наших усилий по реорганизации управления и финансов. Мы унаследовали непростую финансовую ситуацию и работали над сокращением дефицита, чтобы стабилизировать Федерацию. Внедрение мер по сдерживанию расходов и пересмотр доходных стратегий позволили нам выйти на устойчивый финансовый путь, главным приоритетом которого остается поддержка участников», – отметил Бен Сулайем.

Откуда в некоммерческой организации деньги?

Крупнейший источник дохода Федерации – «Формула-1». Только вступительные взносы команд и оплата суперлицензий пилотов принесут ФИА около $32 млн. Без этих платежей невозможно пройти крэш-тесты, омологацию и регистрацию болидов.

Плата за участие в чемпионате складывается из базовой суммы и доплаты за каждый заработанный в прошлом сезоне балл. Причем для обладателя Кубка конструкторов коэффициент выше, чем для остальных команд.

В 2025-м базовая стоимость участия составит $680 203 плюс $8 169 за каждый балл для чемпионской команды и $6 799 для остальных. Суммы индексируются каждый год, затраты на организацию гонок, судейства и контролирующих методов тоже растут из-за инфляции и обязательного повышения зарплат. А еще нужно оплачивать инновационные подходы к слежению за границами трека (дополнительные камеры и ИИ-инструменты), а также работу «удаленной судейской» в Женеве (гоночный аналог футбольного VAR).

Так, «Макларен», заработавший первый с 1998-го года титул, расстанется с $6 115 429 – в два с лишним раза больше их прошлогоднего платежа (было $2 643 487).

Однако до прошлогоднего рекорда «Ред Булл» по очкам (соответственно, и по вступительному взносу) английский коллектив не дотянул.

Перед стартом 2024-го предыдущие чемпионы расстались с $7 445 817. По итогам прошедшего сезона австрийская команда пропустила вперед сразу двух соперников, поэтому перед сезоном-2025 будет радоваться сэкономленным миллионам и заплатит лишь $4 684 814.

В сумме от 10 команд ФИА получит $25 787 663 в качестве взносов за участие в сезоне 2025-го.

«Инфляция» в сравнении с сезоном 2024-го составит почти два миллиона: Федерацию ждет прибавка в заработанных деньгах в размере $1 914 463. Деньги пойдут на «траты на безопасность и медицинское обслуживание» – в 2024-м, по признанию Бен Сулайема, она как раз составила около двух миллионов долларов.

Гонщики тоже приносят доход

Еще $6,1 млн команды принесут ФИА в качестве платы за суперлицензии пилотов. Здесь рост меньше – больше прошлогодних $5,3 млн всего на 800 тысяч.

Дело в индексации: базовая плата за суперлицензию в 2025-м подорожает примерно на 1000 долларов и достигнет $11 900, плюс $2 400 придется заплатить за каждый заработанный в прошлом сезоне балл (лишь на $210 выше прошлогодней цены).

На вершине рейтинга выплат вновь Макс Ферстаппен с $1 073 345, но в сравнении с предыдущими выплатами он сбросил почти $205 тысяч. Макс заработал меньше очков, чем в прошлом сезоне, поэтому, несмотря на возросшие взносы, заплатит меньше – правда, не он, а «Ред Булл», занимающийся подобными выплатами по условиям контракта.

Следом расположился Ландо Норрис: его допуск здорово подорожал, ведь №4 поднялся с 6-го на 2-е место в личном зачете – теперь за участие в сезоне придется заплатить в два раза больше $920 340 (+457 395).

В 2025-м сразу пять пилотов выйдут на стартовую решетку в качестве новичков. Включая Оливера Бермэна. Англичанин впервые сядет за руль болида как боевой пилот, вот только заплатит за свою лицензию вдвое больше остальных дебютантов, так как в 2024-м Оливер успел отличиться в качестве запасного пилота и заработал 7 очков.

Как правило, оплата суперлицензии ложится на плечи команды, а не пилотов, но вообще все зависит от условий сделок. Например, оплата суперлицензии для резервиста может быть его единственным гонораром, а если его делят на несколько команд, то и взносы могут распределить по коллективам. Но мы в таблицах не учитываем запасных, поскольку не все команды заявляют их сразу, и в любом случае у них всегда остается право призвать на роль боевого пилота кого угодно с допуском.

А еще для сданных в аренду юниоров чужой академии взносы тоже может платить головная команда – поэтому точно неизвестно, кто покрывает оплату лицензии для того же Бермэна.

В сумме пилоты команды-чемпиона отдадут ФИА $1,6 млн. На последнем месте два коллектива: «Хаас» и «Рейсинг Буллз»: по $95 700, если за пилотов платит команда.

Рекордные сборы

Общая сумма выходит рекордной, ведь растет количество гонок и спринтов – а значит, и разыгрываемых очков, по числу которых и берут взносы.

И если в 2025-м календарь по сравнению с 2024-м не изменится, то исторические достижения продолжат падать не только из-за индексаций: в 2026-м, например, на стартовой решетке ожидается появление 11-й команды. По последней информации «Дженерал Моторс» заплатит баснословные $450 000 000 в качестве вступительного взноса для «Ф-1», а ФИА расширит пул организаций для базовых сборов – плюс один общий участник Кубка конструкторов и плюс два пилота, которым нужна суперлицензия.

Так что нынешние 32 млн продержатся недолго.

«Этот год стал временем изменений и роста. Мы выстроили более сильную организацию, реорганизовав структуру нашего управления за счет назначения на высокие должности специалистов, которые привнесли богатый профессиональный опыт в Федерацию.

ФИА на верном пути. Сезон-2024 в «Формуле-1» отметился рекордами и высоким уровнем конкуренции. И мы продолжим нашу совместную работу с «Формулой-1» и «Дженерал Моторс» в направлении, которое приведет к появлению на стартовой решетке 11-й команды в 2026-м», – высказался Бен Сулайем.

А вот куда же ФИА тратит заработанные миллионы? Читайте больше о закулисье гонок:

Фото: Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Alessio De Marco/Ipa Sport / Ipa, IMAGO/Edmund So/Global Look Press