Бывший мойщик машин – самый высокооплачиваемый босс «Ф-1»: чем он так хорош?
Финансовый мир «Формулы-1» становится все более открытым благодаря внедрению потолка расходов.
В нем предусмотрены исключения для трех членов команды с самыми высокими гонорарами, и многие организации с базами в Британии теперь предпочитают отображать их в отчетах для простоты учета. Потому можно хотя бы примерно представлять, сколько зарабатывают топы.
И по результатам отчетности 2024-го в финансовых документах гоночного «Макларена» обнаружилась интересная деталь: оказывается, босс всей организации Зак Браун (на фото ниже) заработал 35 млн евро!
Причем на 6 млн евро гонорара пришлись 29 млн евро комиссионных за сделки – больше никто в «Ф-1» не работает по такой схеме, а ближайший конкурент Кристиан Хорнер зарабатывает в «Ред Булл» только 12 млн (есть еще Тото Вольфф из «Мерседеса» с предположительным гонораром в 15+ млн, но его учитывать некорректно: австриец держит треть акций команды и получает дивиденды).
Как и за что конкретно он заработал такие деньги?
2024-й вообще вышел особенным для «Макларена»: первый Кубок конструкторов с 1998-го, борьба за личный титул и более-менее значительная прибыль в 20+ млн для гоночного подразделения.
Последнее важно для всего автобренда: ветка суперкаров до сих пор убыточна и едва выбирается из долгов – еще в 2023-м операционный убыток составил более $350 млн. Только с 2019-го основной акционер бахрейнский Mumtalakat вложил в компанию $1,7 млрд – не считая докапитализаций, кредитов, займов и параллельной финансовой помощи.
У гоночной команды 2023-й стал первым годом с прибылью за десятилетие (и то всего на $9 млн), а в 2022-м все подразделение Racing из команд «Ф-1», «Индикара», «Формулы Е» и Extreme E тоже выдавало операционный убыток в $11,5 млн – и после инвестиций, выплат процентов и административных трат убыток составил 74 млн при обороте в 418 млн.
Из всех этих проблем ее и вытаскивает босс гоночной структуры – его зовут Зак Браун, он в «Макларене» с 2016-го рулит соответствующим подразделением.
В конце 2020-го американец получил еще больше свободы: тогда от группы компаний отделили всю Racing, продав частному американскому фонду MSP Sports Capital 33% акций за $235 млн. Общая оценка команды составила 711 млн – остальное осталось под контролем Group и госфонда Бахрейна.
Зак Браун формально стал боссом, но продолжал отчитываться перед СЕО всей структуры. Прибыль уходила акционерам и основной структуре на покрытие ее потерь, а шеф как раз тогда и получил опцион на комиссию за все сделки в случае вывода подразделения из убытков.
Именно Зак пролоббировал такой ход – и для получения быстрых денег, и ради большей свободы, и для спокойствия персонала.
«Мы были на грани, – признавался он. – Платили по всем счетам, но находились в месяцах – в небольшом количестве месяцев – от… Мы знали, что закончим сезон, но оказались в ситуации, когда без денежных вливаний рисковали не начать [2021-й] год.
Я всегда был уверен, что акционеры такого не допустят. Но также было очевидно, что инвестиции необходимы. Я мог засыпать по ночам, зная, что [акционеры] поддержат нас, если придется. Но в то же время шел уже девятый иннинг, если пользоваться бейсбольными терминами, когда подоспел запасной питчер.
Мы оказались в сложной ситуации, когда гоночная команда показывала какие-то результаты, но я хорошо знал о сложностях финансовой обстановки на уровне всей группы. Она прорывалась и на гоночную ветвь.
Я не хотел, чтобы гоночная команда теряла импульс и концентрацию, вязла в беспокойствах насчет вещей за пределами контроля. Потому на мои плечи выпал этот груз, на плечи моей менеджерской команды. Мы постоянно рассуждали: «Как мы можем сохранить импульс, энтузиазм, страсть и продолжать в том же духе, поскольку знаем, что впереди надвигается шторм?»
Иногда работа команды лидеров заключается в том, чтобы придумать средства изоляции. Чтобы только мы беспокоились о тех вещах, о которых они не могут беспокоиться.
Например, они беспокоятся о вещах, на которые я не могу повлиять – о том, что происходит в гараже. У меня полное доверие в этом смысле: о чем бы они там ни беспокоились, они в теме и решат все. И они должны сохранять такое же полное доверие ко мне: я и моя менеджерская команда решим все, о чем им не стоит беспокоиться».
Зак Браун не рулит «Маклареном» на треке – потому и зарабатывает столько
Да, Зака не совсем корректно называть «боссом «Макларена» в «Ф-1». Он возглавляет все гоночное подразделение, а командой в главной серии мира управляет итальянский инженер Андреа Стелла.
Браун отвечает за общую деятельность в «Ф-1», «Индикаре», «Формуле Е», Extreme E и новом проекте в гонках на выносливость.
Повседневные операционные процессы отданы руководителям непосредственно веток, а Зак обеспечивает финансирование, заключает сделки, согласовывает контракты и инвестиции. Он не просто так называет себя «скорее рекламщиком и продажником».
«Я не пилотирую болид, не проектирую его, так что это полностью заслуга членов команды. Мой вклад состоит в том, чтобы расставить нужных людей по нужным местам и помочь им достичь успеха. Моя работа – построить величайшую команду «Формулы-1», – выражал он мантру-девиз при каждом вопросе о подходе.
И манера ведения дел у него соответствующая – жесткая и американская, где nothing personal, just business. Он акула: способен высадить Дэна Риккардо из болида, если увидит гонщика получше, постоянно подначивает соперников через прессу для дестабилизации и вообще цепляется за малейшую возможность сэкономить или продвинуть «Макларен».
Причем речь не только про «Ф-1»: американская профильная пресса в «Индикаре» (например, Indystar) часто размазывает Брауна за манеру вести дела.
Например, за то, как он «кинул» штат Индиана на строительство с нуля футуристичной базы, предпочтя уже существующую бывшую базу «Андретти» (та как раз пыталась попасть в «Ф-1»). А после срыва контракта с чемпионом Алексом Палоу выкатил ему судебный иск на 30+ млн, включая в запросы даже попытки стребовать компенсации за недостатки бонусов от спонсоров и повышения зарплат другим пилотам...
И это помимо высаживаний травмированных пилотов без второго шанса, сложных отношений с обитателями паддока и попытками сманить спонсоров у всех подряд.
При этом, например, во время реструктуризации компании «Андретти» под заявку «Кадиллак» на приход в «Ф-1» Браун обнаружился в акционерах одной из связанных структур с долей в 10% (SPAC для поглощения других компаний, основанный еще в 2020-м и привлекший капитал на 250 млн – предположительно для сорвавшейся покупки «Заубера»). Тот же человек через прессу требовал с «Андретти» взноса в 700 млн за вступление в «Ф-1».
Вот и по части спонсорства и сделок для команд «Макларена» Браун работает не менее активно.
У каждого подразделения свой генеральный партнер (в электричках – саудовский госфонд Neom и Минобороны Британии одновременно, в «Индикаре» – гигантский производитель электрокомпонентов Arrow из США, у симрейсеров – Logitech), а список партнеров команды «Ф-1» потребуется очень долго мотать…
Да, Браун так хорош, что на одном болиде сочетает брендинги продуктов Cisco, Amazon и Google. Видимо, за черный пояс по переговорам он и договорился на комиссию при последнем продлении контракта до 2030-го – и набежало на 29 млн.
К чести Зака, даже с учетом персональных выплат его вотчина все равно осталась прибыльной. Еще в 2023-м она составила свыше 20 млн.
Причем Браун не просто дожимает что есть, а разрабатывает новые рынки.
Он и запустил ту самую зрительскую «революцию Netflix» в США и по всему миру: поскольку первым ухватился за шанс спродюссировать документалку про команду на стриминге.
Речь шла о далеком 2017-м, Amazon только-только открывал видеоплощадку. Браун выдал карт-бланш команде стриминга во главе с продюсером фильма «Сенна» на доступ в боксы Стоффеля Вандорна для фиксации абсолютно всех аспектов гоночной жизни «Макларена». Итог – документалка, которая и вдохновила создателей того самого хита Drive To Survive.
Мало? В тот же год он отправил на завоевание Америки Фернандо Алонсо – договорился с «Андретти» об аренде и брендинге машины для «500 миль Индианаполиса». Испанец даже лидировал и взял титул «лучшего новичка», и за ним следил весь мир!
Так что неспроста теперь 47% из всех спонсоров команды (31) базируются или ведут активный бизнес именно в Америке, а спикеры «Макларена» в каждом релизе о подписании сделки повторяют: наша фанбаза в США продолжает расширяться.
Благодаря в том числе и его усилиям операционный убыток всей группы сократился до 19 млн в 2024-м. Отчет по гоночной ветке еще не публиковался, но ожидается не менее 40 млн.
А кто такой Зак Браун и откуда он взялся?
Американский менеджер справедливо называет себя «продажником».
Да, он – гонщик с детства, у него коллекция гоночных машин на пару сотен миллионов (с болидами «Ф-1», «Индикара» и прочими спорткарами), личная команда в гонках на выносливость United Autosport…
Но все-таки разбогател он на гоночном маркетинге – куда пришел через попытки найти спонсоров на персональную карьеру. Он безуспешно пробовался в Европе и американских минорах, мыл машины на заправке для оплаты заездов и беспокоился из-за аварий (просто не смог бы покрыть любой ущерб), пока не пришло осознание: спонсорские сделки с более именитыми и быстрыми гонщиками, чем он сам, будут более выгодными.
Так в 1995 году появилась Just Marketing International (JMI), в дальнейшем ставшая самой большой маркетинговой компанией в мире автоспорта. Но путь начинался с малого.
«Я начинал со сделок на 50 000 долларов, затем перешел к сделкам на 300 000, а после появились контракты на пару миллионов.
В 1998-м я осознал, что не то, чтобы не могу найти спонсоров. Но я не способен найти их для Зака Брауна, поскольку такой гонщик не нужен ни LG, ни UPS – им нужна суперзвезда. Так что я и начал заниматься поиском финансовых партнеров для других».
Уже через три года «Индикар» и JMI заключили многомиллионную сделку, а затем усилиями Брауна в NASCAR вернулись алкогольные спонсоры – и это после 58-летнего простоя!
С ведущими американскими сериями подписывалось по десятку соглашений в год. Наступила и очередь «Ф-1»: первой сделкой стал контракт между Hilton и «Маклареном». Сеть отелей со столетней историей остается партнером британской команды и сегодня.
Секрет успеха от бывшего мойщика машин: «Я не представлял конкретные команды. Гоночные коллективы обращались к корпорациям, а те не понимали разницу между ними и за что они платят.
Я мог объяснить, что спонсору даст сделка с «Маклареном» или «Уильямсом». Моими клиентами не были команды – скорее, компании вроде Johnnie Walker, UBS, Lenovo, Martini. Я разбираюсь в автоспорте, и это резонировало с желанием корпораций, которые хотели в нем участвовать. Мне доверяли, потому что в гонках я провел всю жизнь».
В 2013-м Браун продал JMI спортивному подразделению британской компании Chime Communications за 70 млн фунтов (около 100 млн долларов) и стал его руководителем.
Практически в то же время Браун помог «Макларену» оформить крупный контракт с Johnnie Walker, а позже подключил к автоспорту гигантов Verizon, UPS и LG – с корейской компанией «Формула-1» заключила соглашение на $250 млн.
С этого времени Зака начали называть гуру автоспортивного маркетинга, его компания JMI оказалась крупнейшим игроком на рынке, а в друзьях американца стал числиться промоутер «Ф-1» Берни Экклстоун.
В 2016 году Браун перешел на работу в «Макларен», хотя его уже тогда называли будущим шефом всей коммерческой части «Ф-1» – и контракт с английской командой рассматривался как испытание: справится ли перед повышением?
Зак точно справился – но теперь проведет в оранжевом еще минимум 5 лет.
Что еще почитать о величии «Макларена»?
«Макларен» – лучшая команда «Формулы-1», 26 лет спустя! Вот весь путь со времен Хаккинена
Наследие Риккардо в «Ф-1» грандиозно – великий буст доходов. Его еще предстоит осознать
Forbes выкатил топ зарплат гонщиков «Ф-1» за год. Есть вопросы
Все деньги команд «Ф-1»: каждая правда теперь прибыльна? Бюджеты – от $150 до 700 млн
«Макларен» рвет «Ф-1» только из-за перестройки завода? Он просто успел первым?
«Макларен» – вновь лидер «Ф-1» спустя 10 лет! Как он вернулся и почему так долго тонул?
Фото: Joan Cros/Global Look Press; Gettyimages.ru/Clive Mason, Chris Graythen