«Ты такой дурак!» «Ред Булл» осаживает Ферстаппена в гонках – и после финиша все смеются
Гран-при Венгрии – точка большого внутреннего перелома для «Ред Булл»: Ферстаппен откровенно психует на команду, как никогда раньше, и даже всегда строгий советник компании по автоспорту Гельмут Марко открыто говорит: «Нам срочно нужен летний перерыв».
Макс был недоволен балансом тормозов («Я сдвинул баланс тормозов назад на 5 кликов назад и она все равно ******** не поворачивает. Невероятно!»), а после и стратегией на гонку («Впечатляет, как мы позволяем себя подрезать и просто ******** мою гонку»).
Особенно его задело замечание о том, что он слишком быстро начал ехать на новой резине и поставил ее под угрозу ранней деградации. Макс слова не выбирал.
«Нет, не надо мне сейчас нести эту ********. Вы, ребята, дали мне эту ******** стратегию, ясно? Я пытаюсь спасти то, что осталось. Ради всего ********».
Когда чемпион спровоцировал столкновение с Льюисом Хэмилтоном, то сразу поспешил обвинить во всем британца. Гоночный инженер Ферстаппена не оценил.
«Он [Хэмилтон] смещался на торможении», – заявил Макс по радио.
«Я не буду обсуждать это по радио. Это ребячество», – ответил пилоту Джанпьеро Ламбьязе.
Босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер сразу анонсировал разговор с пилотом с глазу на глаз, а также встал на защиту гоночного инженера Макса Джанпьеро Ламбьязе − его не так поняли.
«Макс был расстроен, и это можно понять. У него довольно прямолинейное общение с инженером, но они обсудят это между собой. Все видят, что нам нужно добиться от машины большей скорости, и все в команде много работают над этим. Мы все обсудим с Максом за закрытыми дверями. Втом эпизоде Джанпьеро имел в виду не Макса. Его слова относились к другим [«Мерседесу»], которые жаловались по радио и требовали штраф. Я не думаю, что слова Джанпьеро относились к Максу. Стюарды тоже слушают радиопереговоры, поэтому вполне логично, что другие требуют штрафов. Макс и Джанпьеро работают вместе уже восемь лет. Да, есть вещи, которые мы могли сделать лучше в гонке, но мы поговорим об этом в команде».
Советник «Ред Булл» по автоспорту Гельмут Марко в традиционной колонке для австрийского Speedweek (входит в спортивную империю конгломерата) тоже высказался однозначно: «Одна вещь вела к другой, эмоции нарастали, с комментариями, которые оказались неуместными, скажем вежливо так, и от гоночного инженера, и также от Макса».
Комментатор и бывший пилот «Формулы-1» Мартин Брандл тоже не согласился с претензиями Макса:
«Ферстаппен не должен был обращаться с командой так, как это он сделал. Макс в ярости посчитал, что его команда провела пит-стоп слишком поздно, ведь он потерял позицию по отношению к Хэмилтону. Многочисленные запикивания потребовались для радиопереговоров Макса, когда он ругал своего многострадального инженера и друга Джанпьеро Ламбьязе и команду, которая дала ему каждую из побед и три – скоро, вероятно, четыре – чемпионства.
Я всегда говорю, что нельзя выбирать черты, которые тебе нравятся в спортивных деятелях мирового уровня – детали идут в комплекте и способствуют достижению успеха. Я большой фанат Макса как гонщика и как человека и восторгаюсь его талантом, но жаль, что он так относится к команде. Его наследие должно быть более спортивным, но теперь мы знаем, какими двумя словами и всего лишь семью буквами он бы ответил на данное заявление», – написал эксперт Sky Sports в своей колонке.
Однако Макс ответил на недовольство однозначно:
«Я не считаю, что должен извиняться. Я думаю, нам нужно лучше выполнять свою работу. Не знаю, почему люди считают, что нельзя быть яростным по радио. Это спорт. Если кому-то это не нравится, то он может остаться дома».
По сети даже ходят вырезки из видео для нидерландского Viaplay, где его слова переводят как «мы должны лучше работать, а то вдруг в команде не все хотят выиграть титул», или для австрийского ORF1: «Да ребят с пит-уолл вообще нет, когда они нужны. У них там вся информация, но, может, если бы установить ее мне в болид, я бы смог все делать сам». И сразу же появились новые инсайды BBC о том, что Макс все-таки сохраняет возможности ухода – оттуда и возникли вопросы: не доломались ли отношения «Ред Булл» и их чемпиона?
Отношения не сломаются – ведь в «Ред Булл» годами так общаются по радио и за кадром
На самом деле не переживайте – это их фирменная фишка.
Гоночный инженер Макса Ферстаппена в «Ред Булл» Джанпьеро Ламбьязе в «Формуле-1» уже девятнадцать лет. За это время он работал с такими гонщиками как Джанкарло Физикелла, Витантонио Лиуцци, Пол ди Реста, Серхио Перес и Даниил Квят. В «Ред Булл» он пришел после длительных и тщательных интервью с Себастьяном Феттелем – четырехкратный искал себе нового инженера и подобрал ДжиПи из десятка вариантов, но пока команда оформляла трансфер, сам ушел в «Феррари».
Потому «Джейсон Стэйтем «Ред Булл» сперва достался Квяту, а потом уже Ферстаппену.
Кажется, что взаимодействие с Максом требует от Джанпьеро максимального спокойствия, тактичности и точности, так как любое неправильное, по мнению Ферстаппена, слово может его неслабо завести. При этом сам действующий чемпион мира не раз отмечал, насколько точен и прямолинеен во время задействования радио Ламбьязе.
«[С Ферстаппеном] мы никогда не ссоримся. Иногда больше часа-двух после гонки занимает процесс остывания – чтобы мы снова могли собраться вместе. Когда тела обоих полны адреналина, иногда нужно дать себе немного времени прежде, чем ты скажешь вещи, о которых пожалеешь, − рассказывал в одном из немногих интервью Джанпьеро Ламбьязе. − И также есть моменты, когда я думаю: мог бы передать их лучше. У Макса тоже есть такое. Мы можем здорово расходиться во мнениях, но по вечерам или на следующий день все вновь в порядке».
Переговоры между Ферстаппеном и Ламбьязе (по крайней мере те, которые попадают в эфир) − это всегда игра на повышение ставок и каждый раз она получается яркой.
На Гран-при Бельгии прошлого года второй пилот «Ред Булл» Серхио Перес оказался в боксах раньше, чем Макс Ферстаппен. Это озадачило чемпиона, вынужденно состоялся сеанс радиосвязи.
ДжиПи: Пожалуйста, Макс, не забывай использовать голову.
Макс: Мы оба делаем это [пит-стоп], или что?
ДжиПи: Ты − просто следуешь моим инструкциям.
Макс: Нет, я хочу знать, что делают обе машины.
ДжиПи: Макс, пожалуйста, следуй моим инструкциям и доверяй им. Спасибо тебе.
По итогу Ферстаппен хоть и выехал за Пересом, но благодаря более свежим шинам спокойно обошел его на трассе. Спустя двадцать кругов Макс получил указание больше следить за износом, а также напоминание о «работе головой».
ДжиПи: Ты использовал много ресурса шин на круге выезда из боксов. Не уверен, что это осмысленно.
Макс: молчит.
ДжиПи: На последнем отрезке наблюдался серьезный износ. Я бы посоветовал тебе пользоваться головой чуть активнее.
Макс: А еще я могу атаковать сильнее, и мы сделаем еще один пит-стоп? Немного тренировок?
ДжиПи: Нет, не в этот раз.
Перфекционизм Ферстаппена проявился во время квалификации гонки в «Спа». Макс прошел в Q3 на тоненького, с десятой позиции, что для него было практически равно поражению. ДжиПи пришлось объяснять пилоту план, который они используют и почему произошло то, что произошло. К чести чемпиона, он извинился.
Макс после Q2: Я ##### должен был ехать на два быстрых круга подряд, как говорил. Ааах...
ДжиПи: Но ты прошел дальше, Макс.
Макс после Q2: Дааа, да мне #####, если я прошел на 10-й! Это все ####### исполнение.
ДжиПи: Окей, так трек был бы на 2 секунды быстрее на твоем последнем круге, а ты остался бы с разряженным аккумулятором. Как бы тогда все прошло? Но давай, скажи мне, что хочешь на Q3, и мы все сделаем. Составы, топливо, план выезда.
Макс после Q3 c лучшим временем: Воу, вот это отрыв! Воу. Ну хотя бы Q3 прошел хорошо. ДжиПи, извини за то, что я был… Что я так взъелся.
ДжиПи: Медленно начинаю к этому привыкать, Макс.
В сентябре 2023 года во время последнего сегмента квалификации Макс Ферстаппен довольно спокойно шел на поул-позицию. Однако, как рассказал после руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер, для гоночного инженера Макса Ферстаппена этого было мало. Он начал заводить гонщика и ставить ему определенные рамки − и это сработало.
«Думаю, сегодня мы стали свидетелями чего-то особенного. Когда будете пересматривать последний круг на волшебной доске Энта (Дэвидсона, репортера Sky Sports – Sports.ru), просто обратите внимание на пятый поворот. Этот первый сектор получился невероятно мощным.
Перед последней попыткой ДжиПи начал заводить его [Макса]: «Давай доведем до 28 секунд [т.е. выйдем из минуты и 29 секунд]». Я сказал Джи-Пи: «Я бы хотел в конце круга увидеть на болиде все четыре колеса».
Первая попытка выглядела достаточно хорошо, чтобы со всем покончить, но затем он [Ферстаппен] снова проехал быстрее. Сегодня все его круги были впечатляющими. Просто умопомрачительное выступление».
Ферстаппен, как и хотел Ламбьязе, вышел из 1.29, и привез второму месту практически 0,6 с.
Во время гонки все также прошло как по маслу: первое место с преимуществом в 19,4 с над Ландо Норрисом, досрочный Кубок конструкторов для «Ред Булл» и побитый рекорд Михаэля Шумахера по количеству побед с поула подряд − 13.
Спустя всего месяц на Гран-при США между Максом и Джанпьеро вспыхнул огонь. Уикенд сразу пошел на по плану лидера сезона, так как в квалификации Ферстаппен был лишь шестым. Пришлось прорываться вперед и постоянно быть в курсе отрывов от соперников. Чемпион вел борьбу с Льюисом Хэмилтоном и на финише опередил его всего на две секунды.
С каждым кругом второй половины гонки казалось, что в какой-то момент пилот «Ред Булл» остановит машину в районе стартовой прямой, вылезет из болида и пойдет в рукопашную разбираться с командным мостиком. Ферстаппен был недоволен буквально всем − тормозами, потом всей машиной и тем, когда именно решал включаться по радио Джанпьеро Ламбьязе.
34-й круг
Макс: Дружище, эти тормоза такие ##### сложные по сравнению со вчерашними, что за кусок #####.
ДжиПи: Понял.
41-й круг
ДжиПи: Для информации: потеря времени по отношению к Чеко – 39,4. Торможение – 11-12-20.
Макс: Да, я знаю, но тормоза просто #####.
ДжиПи: Да, я ж и говорю: просто информация.
46-й круг
ДжиПи: Такой же темп, что и у Хэмилтона.
Макс: Пожалуйста! Никаких разговоров! Я в зоне торможения!
ДжиПи: Понял, Макс.
54-й круг
ДжиПи: Отрыв 3,6.
Макс: Прекрати болтать в зонах торможения, мужик, #####!
После гонки Ферстаппен оправдывался, что на самом деле он общался с гоночным инженером вполне вежливо, а на его болиде действительно были проблемы, которые сильно мешали.
«Я просто не чувствовал тормоза. Заблокировал передние колеса, попытался поправить баланс и заблокировал задние. В моей карьере в «Ф-1» у меня обычно никогда не возникало проблем с тормозами, а сегодня эта проблема определенно существовала. Разумеется, когда ты не чувствуешь уверенности на торможениях на такой трассе, ты теряешь ощущение и начинаешь ошибаться. Я ощутил себя не слишком уверенно, поэтому вежливо попросил со мной пока не говорить. Вы смеетесь, но вообще-то я сперва сказал «пожалуйста»!
В «Ред Булл» еще и ставят на безумства Макса
На Гран-при Бахрейна этого года Гельмут Марко и Джанпьеро Ламбьязе умудрились поспорить на итоговое место Ферстаппена в квалификации. Советник «Ред Булл» считал, что Макс возьмет поул, а гоночный инженер чемпиона, что нет.
«Мне так жаль, ДжиПи», – произнес Макс Ферстаппен, когда стал первым в квалификации..
Советник команды Гельмут Марко объяснил, что Ламбьязе проспорил ему 50 евро, поставив на то, что Макс не выиграет поул.
«Макс получит половину от моего выигрыша, у него жесткая позиция в переговорах. Мы поспорили просто ради забавы. Это поднимает дух и чувство борьбы», – заявил Марко в интервью ServusTV.
А незадолго до Гран-при Великобритании Макс Ферстаппен и Джанпьеро Ламбьязе устроили традиционный заезд на симуляторе: с 2024-го правила сменили, и за рулем теперь гоночный инженер чемпиона. Сам Макс теперь руководит процессом, комментирует и дает оценку кругу, но именно тогда сделал неожиданное признание о «Сильверстоуне» прошлого сезона.
Макс: Помнишь то пари? Год, в котором мы поспорили, что я открою DRS во время проезда первого поворота, а я сказал, что собираюсь проехать так на полную на первом же круге?
ДжиПи: Помню.
Макс: На самом деле, я был немного напуган... Я думал, что не могу проиграть пари, так что придется ехать на пределе... Меня чуть не развернуло.
ДжиПи: Ты такой дурак.
Так что не беспокойтесь за их отношения: они вместе уже девять лет, совершенно разные по характеру, но нашли точки соприкосновения и даже могут отдыхать вместе во время небольшого перерыва в гонках. Гонщик «Ред Булл» признает большой вклад гоночного инженера в его победы.
«Иногда итальянская сторона моего гоночного инженера (Джанпьеро Ламбьязе) дает о себе знать – и мне это нравится, – рассказывал Ферстаппен в интервью британскому Channel еще в 2022-м. – Он немного раздражается, приходит в ярость – я люблю это. Он должен отчитывать меня, а я – его. Немногие это ценят, но я с самого начала говорил, что именно так мне и нравится работать. Потом мы можем посмеяться. Если он вдруг перестанет критиковать меня, я упущу незаметные детали, которые могли бы привести меня к успеху. Я требую, чтобы он мне все говорил.
«Развитие отношений занимает время, но теперь ДжиПи сразу знает, что поменять в машине, когда я жалуюсь на недостаточную или избыточную поворачиваемость, – пояснил Макс в одном из выпусков подкаста Talking Bull. − Вот почему я против замен гоночных инженеров или спецов по данным. Они создают основу твоих выступлений, и чем дольше вы вместе – тем лучше».
«Люди плохо понимают, какие у нас отношения. Мы оба хотим лучшего, поэтому когда я на адреналине повышаю голос или говорю что-то жесткое. Он тоже хочет лучшего, потому если бы я в ответ на недовольное замечание услышал бы просто обычное «Принял» (Copy that – стандартный ответ гоночного инженера), я бы сразу «Какого хера происходит?!» Я научился у ДжиПи пониманию инженерной части машины, с точки зрения механики, экономии шин. И быть немного спокойнее».
А еще в том же подкасте Ламбьязе признал: Макс станет последним его протеже в «Ф-1». Пока Ферстаппен будет гонять за «Ред Булл», Джанпьеро – вообще-то глава всех гоночных инженеров команды, часть штаба по настройке и стратегии – все равно остался переговорщиком с чемпионом как раз из-за сложившихся личных отношений. Потому он надеется, что Макс доработает контракт как минимум до 2028-го – а если после уйдет, то это станет последним сезоном ДжиПи в нынешней роли. Только тогда мы больше не услышим его споров с Ферстаппеном.
Пара матерных комментариев чемпиона точно не развалит их отношения с командой. А вот больше не доминирующий болид – проблема посерьезнее.
Что еще почитать про Макса Ферстаппена?
Дорога ярости Ферстаппена: материт команду, болид и соперников. Психует без побед в «Ф-1»!
Ферстаппен выбрал топ-10 побед в «Ф-1»! И признал проблемы со зрением после крэша с Хэмилтоном
Ферстаппену дали побыть собой на вью: не уважает пижамы, мечтает убрать звезд #### из «Ф-1»
Cколько же претензий летит Ферстаппену! Разобрали все по пунктам
Ей-Богу фанат Ферстаппена это просто воплощение понятия ’лицемерие’)
Макс заблокировал колёса по тому, что он не вписывался в поворот.
А в чём собственно убийственность манёвра Хэмильтона? Пройти поворот на оптимальной скорости, в этом ?
Лететь в поворот на скорости, которая значительно превышает необходимую скорость для оптимального прохождения поворота и потом экстремально тормозить, с блокировкой колёс , это нормально.
То есть когда оставляют место справа от болида, согласно требований регламента, это для вас что то из ряда вон выходящее?
Тогда какого рожна Макс скулил что его выдавливают?
Место оставили плохо, не оставили тоже плохо.
Вы уж как нибудь определитесь.
Мерседес в правом повороте поехал направо, ибо никто не мог предположить, что кому то придёт в голову в правом повороте нестись прямо СЛОМЯ ГОЛОВУ.
Так что вопрос остаётся открытым - С какой целью Макс в правом повороте нёсся сломя голову прямо?
Все в правом повороте поворачивают направо, и только Макс несётся сломя голову прямо.
Просто зрители воспринимают всё вне контекста и чересчур, что ли, со стороны - с чашкой кофе и бутербродом, возмущаясь "как же так можно разговаривать с людьми?!", забывая, что борьба, жара, адреналин там на трассе накаляют все и всех