Что случилось на Гран-при Австрии: главные атаки, обгоны, крэши и быстрые мысли по гонке
Сила команд и перестановки в обоих зачетах.
Гран-при Австрии – домашняя гонка «Ред Булл» на собственной трассе с огромным количеством локальных фанатов и персональных болельщиков Макса Ферстаппена. Действующий чемпион тут часто побеждает – прежде всего из-за особенностей мотора (у производителя команды особая конфигурация турбины, которая позволяет быстрее и эффективнее раскручивать ДВС), а также постоянного лидерства по аэродинамической эффективности шасси – с учетом горного расположения, обилия прямых и небольшого количества быстрых поворотов техника команды здесь всегда выделяется, а пилотажные роботические способности самого Макса позволяют собирать классные круги один за другим, когда остальные ошибаются.
В 2024-м трек пережил мини-революцию: после масштабного скандала с массовыми списаниями кругов и штрафами в 2023-м в ключевые повороты насыпали наконец гравий и дополнили системы видеофиксации ИИ и дополнительными фишками для контроля границ.
Тем не менее, опыт прежних лет помог действующим чемпионам выдать Ферстаппену что-то сбалансированное: Макс взял поул для спринта, затем выиграл и сам спринт, а после его машину еще чуть-чуть подкрутили по собранной информации, и он закусил соперниками и в основной квалификации! Отрыв составил космические для короткой трассы 0,4 секунды, а остальным оставалось разбираться за первый ряд в натужной пилотажной свалке:
Впечатления соперников – «Ферстаппен в другой лиге, но гонка длинная, и произойти может что угодно». Так Норрис даже не стал списывать возможность сражения с Максом на длинной дистанции! «Мерседес» же анонсировал концентрацию на гоночных настройках, но скорее ради сохранения позиции относительно «Феррари», а не рывка к «Макларену». Скудерия тоже заранее признала главным соперником именно «Мерседес» – алая машина выбыла из топов в связи с перегревом тормозов и галопированием, вызванным новыми деталями (их ориентирвали на прижимную силу и слегка нарушили общий баланс).
Потому ключевыми моментами для сюжета гонки вновь виделись старт и его влияние на общую стратегию: в зависимости от отыгранных позиций командам и предполагалось планировать оставшиеся 70 кругов гонки. Особенно с учетом колоссально жарких условий, перегрева покрышек и повышенного износа: даже самый жесткий состав не продержался бы и половины дистанции.
Производитель шин «Пирелли» намерял разницу в скорости между составами «софт» и «медиум» в 0,4 секунды с круга. Разница в износе же – не такая уж большая и только расширяет стратегические опции! Только самый мягкий состав сдает достаточно быстро, а между двумя остальными особой разницы нет – только в рабочем окне и сочетании с настройками машины.
А еще разница в дистанции на торможениях – аж в 3 метра!
Потому все три варианта от «Пирелли» анонсированы с примерно одинаковыми затратами по времени – по симуляциям укладываются в секунду:
Весь вопрос – в исполненении, контроле над износом и возможности вовремя атаковать без потери времени или грамотно защититься. Ведь паровозик DRS после спринта та же «Феррари» назвала главным деструктивным и перегревающим фактором.
А что насчет риска дождя? Он есть, но вероятность выезда сэйфти-кара все же даже выше – и потенциально он мог сыграть огромную роль в стратегии из-за колоссальной экономии времени на пит-стопе.
Но еще более важным и менее заметным фактором называли порывы ветра до 45 км/ч – они могли стоить до четверти всей прижимной силы в быстрых поворотах с учетом перепада высот и развала-схождения колес. С учетом близости гравия в опасных местах любое неудачное стечение обстоятельств могло просто сдуть хорошую гонку.
Очень много факторов для учета и слежения – потому заезд в любом случае не прогнозировался простым! Кто же лучше всех его исполнил?
Ход гонки:
Чжоу отправился на пит-лейн для старта из-за смены настроек в режиме закрытого парка. «Заубер» к самому аэродинамически неэффективному шасси добавил установки с чрезмерным лобовом сопротивлением, что привело к провалу и спринте (их опередил даже Албон с пит-лейн!), и в квалификации, потому команда воспользовалась шансом на эксперименты.
Из-за сочетания температур, стратегии и характеристик шин пелотон вновь выбрал «медиум» в полном составе – кроме как раз Чжоу.
Ферстаппен выдал мегастарт, Норрис свой провалил и едва не сдался Расселлу опять. Пиастри ткнулся с Леклером, затем вылетел на гравий при атаке на Переса. «Феррари» тут же заехала в боксы на замену антикрыла. «Хаасы» взлетели в хвост топ-10.
На 2-м круге Хюлькенберг обогнал Окона и забрал 8-е.
На 3-м круге Хэмилтон обогнал Расселла в битве за 3-е, но Джордж контратаковал с DRS на следующей прямой.
На 6-м круге Сайнс опередил Хэмилтона – и выбрался на 4-е.
На 11-м круге Магнуссен и Риккардо открыли окно пит-стопов.
На 13-м круге Перес сообщил о повреждении бокового понтона – судя по всему, из-за контакта с Пиастри.
На 14-м круге Албон обогнал Леклера в битве за 18-е – итог контакта с Пиастри.
\
На 18-м круге Леклер заехал на новый пит-стоп – по сути первый для Шарля. Выехал фактически в круге за Ферстаппеном.
На 20-м круге пелотон пришел к мысли, что самый жесткий «хард» работает плохо и «включить» его очень трудно – Норрису передали, что его стратегия с «медиумом» предположительно даст преимущество.
На 20-м круге Окон все же взял именно «хард» на пит-стопе.
На 22-м круге Хэмилтон и Перес тоже заехали в боксы – и тоже получили «хард». Льюис вернулся 6-м, а Серхио не повезло – он вернулся за «Хаасами» 9-м. Зато №44 получил 5 секунд штрафа за пересечение белой линии на въезде из-за избыточной поворачиваемости.
Расселл и Сайнс последовали на 23-м круге – Джордж получил новый состав «медиума» и вернулся 4-м!
На 24-м круге Ферстаппен и Норрис тоже побывали в боксах – вернулись тоже на «харде». Без остановок оставались только Пиастри в лидерах и Чжоу. Макс и Ландо чуть не столкнулись из-за потенциально небезопасного выпуска от чемпионской команды:
На 26-м круге Пиастри тоже заехал в боксы за «хардом» – вернулся 6-м. Параллельно Перес пробился на 8-е.
На 28-м круге Перес обогнал и Хюлькенберга в битве за 7-е.
Алонсо получил 10 секунд штрафа за выбивание Чжоу.
На 30-м круге Леклеру передали, что финиш в топ-10 с его темпом еще рассчитывается – даже без сэйфти-кара. Шарль ехал 18-м.
На 33-м круге Пересу прилетели 5 секунд штрафа за превышение скорости на пит-лейн.
На 34-м круге Леклер вновь заехал в боксы и получил новый состав «медиума». Ферстаппена оставили без штрафа за инцидент на пит-лейн.
На 35-м круге Гасли и Окон синхронно атаковали Алонсо – Эстебану удалось, затем последовал Пьер, и лидировавшая французская команда выдавила вторую с трека!
На 40-м круге Магнуссен открыл вторую волну пит-стопов в топ-10.
На 41-м круге Хюлькенберг тоже побывал в боксах.
На 41-м круге Гасли наконец нашел способ объехать напарника – очень смелой и рискованной атакой по внешней траектории в сантиметрах от гравия.
После череды пит-стопов Гасли оторвался от Окона на 3 секунды, а от болида Эстебана отвалился карбоновый кусок от атаки поребрика.
На 47-м круге Расселл побывал на второй остановке и получил «хард».
На 48-м круге в боксы заехал Сайнс – получил «медиум» и выбрался позади Расселла.
На 48-м круге Ферстаппен пожаловался, что больше не «может удерживать их позади», а параллельно Пиастри обогнал Хэмилтона и поднялся на 3-е.
На 52-м круге синхронный пит-стоп Ферстаппена и Норриса, а также следом в боксы заехал и Пиастри – лидеры сохранили первые два места, Оскар вернулся позади Расселла. Перес тоже побывал в боксах и вернулся 10-м – после «Хаасов» и Риккардо. У чемпионов вышел очень долгий пит-стоп, сожравший 4 из 7 секунд преимущества Макса.
На 53-м круге Ферстаппен ошибся в трафике и подпустил к себе Норриса в зону DRS!
На 54-м круге Хэмилтон побывал в боксах и вернулся 6-м.
Норрис попытался атаковать – но Ферстаппен отбился благодаря смещению на торможении.
На 59-м круге Норрис получил предупреждние за срезку трека – и тут же попытался атаковать Ферстаппена. Вылетел за пределы трассы и вернул позицию.
На 63-м круге Норрис вновь атаковал Ферстаппена и выдавил Макса с трека – тот сохранил себе позицию.
На 64-м круге Норрис вновь атаковал Ферстаппена – и они столкнулись! Оба получили по проколу, Ландо параллельно получил 5 секунд за срезку. Расселл вышел в лидеры, Сайнс оказался вторым, Пиастри – третьим!
На 65-м круге Ферстаппен вернулся 5-м, Норрис сошел, а на трассе включился режим виртуального сэйфти-кара для очистки от обломков. Максу выдали 10 секунд штрафа за крэш с Норрисом. Пиастри перепрыгнул Сайнса на 2-е.
Определяющий момент:
Джордж Расселл в итоге довел гонку до победы! У «Макларена» все-таки второе место Оскара Пиастри, «Феррари» внезапно заполучила третье, у «Хааса» много очков!
Во многом гонку опредило списание круга Оскара Пиастри в квалификации: потому он стартовал в пелотоне, выбил Переса и Леклера, дал шанс середнякам и не вмешивался в сражение Норриса и Ферстаппена. И, конечно, одна заминка на пит-стопе теперь способна решить судьбу даже не самой событийной гонки.
Однако Макс даже со штрафом и проколом выше напарника!
Итоги и быстрые мысли о Гран-при Австрии: Ферстаппен вновь ошибается, о доминировании «Ред Булл» нет и речи, «Ф-1» нереально плотная
Расчет «Макларена» на гонку оказался все же верным, и доминирования «Ред Булл» все-таки нет: Ферстаппену пришлось сражаться и с машиной (опять проблемы с седьмой передачей), и с шинами. В итоге Максу вместо спокойного распределения ресурсов вновь приходится кипятиться и упираться – и внезапно оказывается, что теперь точности пилотажа без столкновений у нидерландца хватает просто на большее количество кругов, а не парочку, как раньше. Однако если давить на него последовательно всю гонку, а затем атаковать несколько раз подряд – он вновь может допустить серьезный просчет.
«Макларен» же действительно в игре и способен выдавать то самое давление – а большего от них трудно требовать. В схватку возвращаются и «Мерседес» с «Феррари» (которые сейчас просто воспользовались шансом) – тогда остаток сезона действительно пройдет для «Ред Булл» намного менее комфортно. Титул отдавать пока рано – как и в общем зачете, так и в Кубке консукторов.
Хоть Макс и даже нарастил преимущество в общем зачете из-за неудач главных конкурентов:
Пиастри же почти достал Переса, а рывки Хюлькенберга и Риккардо запросто могут определить облик битвы середняков вплоть до финиша сезона!
Ведь в Кубке конструкторов «Хаас» вновь 7-й с колоссальным заделом, «РБ» тоже здорово оторвалась, а соперники тонут почти без шансов:
Кстати, фикс для трека сработал: пилоты сходу платили большую цену за ошибки (Хэмилтон и Леклер так повредили болиды), произошло всего 7 списаний в спринте, лишь пара снятий кругов в квале, один пострадавший в гонке (Норрис). Огромный прогресс.
А еще «Ф-1» получила грандиозное доказательство сработавшей идеи более равных правил, потолка расходов и ограничения времени на развитие болидов – самый плотный первый сегмент квалификации в истории с момента появления формата трех сегментов. Все 20 машин уложились в 0,8 секунды – а ведь еще в 2000-х секунда преимущества у №1 считалась обычным делом!
Следующая остановка – в Великобритании 5-7 июля. А чем вам запомнилась Австрия?
Что еще почитать о Гран-при Австрии?
Что случилось в спринте: Норрис вырвал лидерство и тут же сдал два места одним фэйлом
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Австрии: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Гран-При Австрии: интересные факты о трассе от нашего блогера
ИИ захватит автоспорт? Уже инструмент инженеров, пилотов и судей «Ф-1», до болидов – всего шаг
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose
Команда Спортс.ру вы сума сошли с таким количеством рекламы, статья тормозит при промотке, читать невозможно!!
Остановитесь!!!
Извините, что не в тему
Чисто бороться он не может, это аксиома уже.
Сколько криков то развели на столкновение Норриса и Ферстаппена…
А по факту, ну да было касание колесами, сколько раз видели более жесткую борьбу колесо в колесо? Да миллион раз. Да даже борьба Росберга и Хэмилтона за победу в Мерседесе в этом же повороте была куда жестче.
Тем более траектория поворота подразумевает смещение влево, чтобы зайти в поворот.
Признали Макса виноватым, дали 10 секунд? Ну как бы на большее не тянет этот контакт.
Ну и Ландо как бы тоже с вопросами. Особенно какого «ангелочка» из него лепят местные юзеры.
Во-первых, куда там по внешней лез Норрис? На что рассчитывал?
Во-вторых, за круг до этого в этом же повороте Ландо просто выдавил Макса за пределы трассы. Это видимо норм.
В-третьих, первый обгон был с нарушением пределов трассы, на штраф за пределы трассы Норрис наездил и как он собирался обгонять с внешней? Снова с нарушением пределов трассы?
Первый вопрос разобран Энтони ещё в субботу. Ландо и Макс по-разному проходят третий поворот, причём Ландо когда срезает - задевает внутреннюю сосиску, и это убивает его разгон к четвертому. В воскресенье выводов не сделал.
Почему по внешней в третий заходил - тоже понятно и тоже разбирали - за счёт раннего выхода и дрс обогнать до четвертого. На апексе третьего устраивать краш Ландо и не собирался.
Смотрите, короче, весь уикенд. Трансляции по субботам за час, а в воскресенье - за полтора до начала гонки.
Все же не в каждой гонке такое происходит.
Он же был, этот абзац, да? Не могло же не быть 🤨