Почему не крутит стартер: что делать, если щелкает реле
Представьте, вы садитесь в свой автомобиль, поворачиваете ключ зажигания, но вместо привычного рокота мотора слышите лишь тишину. Знакомо? В такой ситуации велика вероятность, что проблема кроется в стартере. Эта важная деталь отвечает за то, чтобы с нужной силой прокрутить коленвал двигателя внутреннего сгорания, запуская его работу. Но почему же стартер может барахлить? Разберемся в причинах, которые могут привести к неполадкам как на горячую, так и на холодную.
Можно ли ехать с повреждениями после ДТП
Составляющие стартера и симптомы поломки
Если машина не заводится, не спешите винить аккумулятор. Возможно, проблема кроется в стартере. Давайте разберемся, как он работает и какие неполадки могут привести к его поломке. Устройство:
· Втягивающее реле: маленький, но важный помощник, который соединяет стартер с шестерней маховика и подает на него ток.
· Бендикс: шестерня на валу стартера, которая с помощью обгонной муфты зацепляется с маховиком двигателя.
· Реле блокировки: предотвращает запуск стартера при работающем двигателе.
· Реле разгрузки: снижает напряжение на стартере, защищая его от перегрева.
Стартер работает в связке с другими деталями. Аккумулятор обеспечивает стартер необходимой энергией, зажигание подает сигнал на втягивающее реле, активируя стартер, заземление замыкает цепь, обеспечивая ток, и так далее. Какие симптомы при запуске ДВС должны вас насторожить:
· Щелчки есть, но двигатель не крутится. Проблема, скорее всего, в тяговом реле или бендиксе.
· Тишина при повороте ключа. Возможно, виноваты аккумулятор, замок зажигания или втягивающее реле.
· Двигатель крутится слабо. Слабый аккумулятор, окисленные клеммы, проблемы с массой.
Первым делом проверьте аккумулятор, убедитесь, что он заряжен, а клеммы в хорошем состоянии. Также осмотрите стартер на предмет повреждений и подтеков. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к автоэлектрику.
Почему стартер щелкает, но не крутит двигатель?
Если двигатель упорно не заводится, но стартер работает, проблема может быть не только в нем. Давайте разберемся, какие неполадки могут привести к такому сценарию, а также, что можно сделать с поломкой.
Неисправность аккумулятора
· Разряженная батарея: это самая распространенная причина. Если аккумулятор разряжен, он не может обеспечить достаточный ток для вращения стартера. Проверьте напряжение аккумулятора с помощью вольтметра. Если оно ниже 12 вольт, зарядите или замените АКБ.
· Коррозия на клеммах аккумулятора: коррозия может препятствовать подаче тока от аккумулятора к стартеру. Очистите клеммы аккумулятора и зажимы кабелей от коррозии.
· Неисправность ячейки аккумулятора: одна или несколько ячеек аккумулятора могут быть неисправны, что препятствует его работе. Замените аккумулятор.
Проблемы со стартером
· Неисправность втягивающего реле: деталь переключает стартер на питание от аккумулятора и заводит шестерню бендикса в сцепление с зубчатым венцом маховика. Если реле неисправно, оно щелкает, но не подает питание на стартер. Проверьте реле, заменив его на заведомо исправное.
· Износ щеток стартера: щетки стартера со временем изнашиваются и не могут обеспечить достаточный ток для вращения двигателя. Замените их при поломке.
· Заедание стартера: механические части могут заедать, что препятствует его вращению. Попробуйте простучать по корпусу стартера молотком, чтобы освободить заедание. Если это не поможет, стартер нужно будет разобрать и отремонтировать или заменить.
Проблемы с замком зажигания
Замок зажигания подает сигнал на стартер при повороте ключа. Если замок неисправен, он не передать импульс, даже если ключ повернут. Проверьте замок зажигания, заменив его на заведомо исправное.
Проблемы с проводкой
· Поврежденная проводка: провода, ведущие к аккумулятору, стартеру и замку зажигания, могут быть повреждены. Осмотрите их на предмет признаков дефектов, таких как трещины, потертости или коррозия. Замените поврежденные провода.
· Плохой контакт: слабый контакт в соединениях между аккумулятором, стартером, замком зажигания и другими компонентами препятствует подаче тока. Для устранения проблемы проверьте все соединения и очистите их от коррозии.
Неисправности системы безопасности
Некоторые автомобили оснащены иммобилайзером, который препятствует запуску двигателя без правильного ключа или брелока. Если система иммобилайзера неисправна, она не позволит стартеру работать. Проверьте систему иммобилайзера с помощью диагностического сканера на СТО.
Проблемы с нейтралкой
Автоматическая коробка передач имеет датчик нейтралки, который сообщает компьютеру автомобиля, когда коробка передач находится в нейтральном положении. Если датчик сломан, система управления препятствует работе стартера. Продиагностировать датчик можно в сервисном центре.
Механические проблемы с двигателем
В редких случаях двигатель может заклинить, что препятствует его вращению стартером. Это может быть вызвано серьезной механической неисправностью, такой как сломанный шатун или поршень. Если вы подозреваете, что двигатель заклинил, вам необходимо обратиться к квалифицированному механику.
Также проблемы могут возникать при проблемах с электроникой, неисправностях модуля управления двигателем, поломке сердечника в реле, износе зубцов бендикса и иных. Иногда неполадки возникают, если происходит короткое замыкание в обмотках стартера, что приводит к его блокировке. В этом случае стартер будет издавать жужжащий звук, но не вращаться.
При появлении тревожных симптомов осмотрите стартер на предмет подтеков, следов горения, люфтов. Проверьте аккумулятор, клеммы, проводку, попробуйте постучать по реле. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к автоэлектрику. Он проведет точную диагностику и определит причину поломки. Регулярное обслуживание стартера поможет продлить его срок службы. Не игнорируйте первые признаки неисправности – чем раньше вы обратитесь к эксперту, тем меньше будет проблем.
Какие проблемы могут быть с самим стартером
Существует ряд действий, которые могут привести к поломке стартера. К ним относятся неправильная эксплуатация, например, попытки завести двигатель с разряженным аккумулятором, запуск авто с толкача, чрезмерно длительные попытки запуска ДВС.
Также для стартера характерен естественный износ щеток, коллектора, втягивающего реле, бендикса и других деталей стартера. Проблему может вызвать попадание в стартер грязи, воды или масла. Иногда возникает заводской брак или механические повреждения в результате удара или ДТП. Какие же неисправности могут возникнуть в стартере:
· Износ опорных втулок якоря приводит к появлению люфта, дребезжанию и заклиниванию якоря.
· Повреждения втягивающей муфты и ее вилки, муфта не срабатывает или пробуксовывает, не происходит зацепления с маховиком.
· Обгоревшая питающая шина вызывает оплавление изоляции и короткое замыкание.
· Износ щеток сокращает ресурс работы стартера, приводит к появлению искрения и нестабильной работе.
· Выгоревшие ламели коллектора нарушают токопроводность, вызывают искрение и снижение мощности.
· Проблемы с обмоткой – обрыв или замыкание витков обмотки приводит к выходу из строя электроцепи.
В первых трех случаях возможна замена поврежденных элементов, при более серьезных повреждениях нужен комплексный ремонт.
Щетки стартера: тихие убийцы вашего двигателя
Одна из наиболее частых поломок стартера – щетки. Эти маленькие, но важные элементы со временем стираются, приводя к поломкам. Как распознать изношенные щетки:
· При повороте ключа зажигания раздается череда щелчков, но стартер молчит.
· Двигатель неохотно заводится.
· Вместо бодрого вращения стартер еле ворочает коленвал.
· Неприятный запах жженой проводки сигнализирует о перегреве.
Проверка щеток выполняется простым способом:
· Вооружитесь отверткой, откройте капот и найдите стартер.
· Замкните два контакта на втягивающем реле.
· Если стартер ожил, значит, щетки нужно заменить.
Последствия игнорирования проблемы – полный отказ стартера, искры от изношенных щеток могут привести к более серьезным поломкам, также возможен отказ ДВС авто прямо на дороге.
Заклинил якорь стартера
Если стартер щелкает, но не вращается, а при попытках завести двигатель вы чувствуете запах гари, вероятно, заклинил якорь. В худшем случае из-под капота может валить дым. Причины проблемы:
· Износ подшипников: со временем смазка подшипников якоря теряет свои свойства, что приводит к их заклиниванию.
· Попадание инородных предметов: мелкие частицы могут попасть внутрь стартера и заклинить якорь.
· Деформация вала: сильные удары или механические повреждения могут привести к искривлению вала якоря.
Если проблема в якоре, не пытайтесь провернуть стартер вручную – это может привести к еще более серьезным поломкам. Отправьте автомобиль на эвакуаторе в автосервис. Скорее всего понадобится вскрытие стартера и замена заклинившего якоря, а также замена подшипников (если это необходимо).
Отсутствие силового плюса
Если при повороте ключа зажигания ничего не происходит или стартер еле крутит, но двигатель не заводится, возможно, что на него не подается силовой плюс. В нем же беда, если при попытке завести двигатель гаснут фары и другие электроприборы. Причины поломки:
· Силовой провод, питающий стартер, мог оборваться или перетереться.
· Предохранитель, защищающий цепь стартера, мог сгореть.
· Контакты в замке зажигания могли окислиться или сломаться, не давая току поступать на стартер.
· Ненадежное соединение стартера с другими частями авто может привести к падению напряжения и проблемам с питанием.
Осмотрите провод, идущий от аккумулятора к стартеру, на предмет повреждений. Попробуйте «пошевелить» ключ в замке зажигания. Если он заедает или болтается, возможно, проблема в нем. Очистите клеммы стартера и аккумулятора от окисления, затяните гайки.
Как проверить втягивающее реле стартера
Втягивающее реле – это важный компонент стартера, который отвечает за его срабатывание и зацепление шестерни бендикса с маховиком двигателя. Как проверить его без снятия:
· Обеспечьте безопасность: поставьте автомобиль на ручной тормоз и переведите коробку передач в нейтральное положение.
· Зарядите аккумулятор: проверьте уровень заряда аккумулятора, он должен быть достаточным для прокрутки стартера.
· Осмотрите реле на предмет видимых повреждений, подгорания, оплавления. Проверьте состояние клемм: они должны быть чистыми, без окислений и ржавчины.
· Отсоедините разъем: найдите на реле разъем, который подходит к управляющей клемме, и отсоедините его.
· Замкните клеммы: возьмите отвертку и замкните верхнюю клемму реле, прикоснувшись к ней другим ее концом.
· Если стартер щелкает и не крутится, возможно, неисправен сам стартер или его обмотка. Здесь требуется дальнейшая диагностика.
· Если стартер крутится, переведите мультиметр в режим проверки сопротивления (омметр). Подключите один щуп к клемме реле, а другой – к нижнему силовому болту. Если есть звуковой сигнал, то обмотка втягивающего реле работает исправно.
· Подключите второй щуп к корпусу реле. При наличии звука удерживающая катушка также работает исправно. Приложите щупы к болтам якоря (верхнему и нижнему). Нажмите на реле, чтобы опустить якорь. Наличие звука говорит о том, что клеммы замыкаются правильно. Отсутствие – о возможном обрыве обмотки, заедании якоря или проблемах с контактами.
Дополнительные тесты включают проверку люфта якоря: возьмитесь за якорь реле и попробуйте его немного подвигать. Недопустимый люфт может быть причиной неисправности. Решение одно – замена реле.
Что же делать, если стартер барахлит?
Основные этапы проверки уже описаны выше. Дополнительно проверяйте состояние стартера, особенно щетки, раз в полгода. Не крутите стартер без остановки, не пытайтесь завести двигатель с разряженным аккумулятором. Используйте только оригинальные или высококачественные запчасти при ремонте стартера и авто в целом. Если вы не обладаете достаточными знаниями и навыками, не пытайтесь ремонтировать машину самостоятельно. Не затягивайте с ремонтом, если стартер подает признаки неисправности. Берегите свой автомобиль, и он ответит вам взаимностью!
Новые правила организации стоянок у ЖК
Из Москвы в Батуми на машине: какой маршрут выбрать и что посмотреть