8 мин.

«Ф-1» отказала новой 11-й команде! Хотя болид уже делали в бывшей трубе «Макларена» 120 топ-инженеров

Фантастическая американская самоуверенность.

В «Формуле-1» два года разворачивалась сага «американская гоночная империя «Андретти» пытается пробиться в Гран-при, а серия с участниками дружно сопротивляется». По пути потенциальный новичок заложил базу за $200 млн «круче, чем у «Феррари», обзавелся поддержкой завода-гиганта «Дженерал Моторз» для продвижения бренда «Кадиллак», вынудил регулятора мировых гонок ФИА открыть тендер на создание новой команды в «Ф-1» и выиграл в нем, но… Вердикт Международной автомобильной федерации объявлен еще в середине 2023-го, коммерческая ветка чемпионата тянула и сопротивлилясь до конца января.

Пока не опубликовала официальный отказ: в 2025-м и 2026-м пелотон не расширится, команд останется 10. Ценности в проекте на данной стадии не обнаружено.

В последние месяцы года медийное присутствие «Андретти» вместе с их желанием проломиться в Гран-при пошло на некоторый спад – по слухам, после частных просьб перестать активно пинать чемпионат в прессе и обвинять возможных будущих соперников в жадности. Но вместе с периодом затишья пришли и сомнения: а как дело вообще продвигается помимо PR-работы, бухгалтерского оформления и закулисных переговоров? Техническая сторона вообще реальна? У претендентов на место в «Ф-1» вообще есть хоть какое-то представление о потенциальных ожиданиях и требованиях к болиду?

Оказывается, проект американской команды не замер на полуслове и медийная кампания в его поддержку все еще активно продолжается. Вот и зимой «Андретти» пригласила издание The Atletic познакомиться с моделью машины в аэротрубе и новыми топовыми подписаниями в инженерный штаб.

Сейчас производство – все еще неизвестно, для какого года – находится на стадии продувки вот такой модели размером 60% – максимально разрешенной для «актуальной» команды «Ф-1».

Судя по ее виду, «Андретти» изучает предыдущую версию «Макларена» – и неудивительно, ведь дело происходит в аэротрубе «Тойоты» в Кельне. Английская команда пользовалась ей вплоть до завершения сезона-2023, пока не достроил новую на собственной базе в Уокинге.

В ближайших планах – сделать и протестировать полноразмерную модель. Допущенным в «Ф-1» командам такое запрещено, но у подвешенной ситуации есть свои плюсы – регламент еще не ограничивает полностью! Ее выпуск запланирован на середину 2024-го – как прототип для ранних тестов при подготовке к омологации и крэш-испытаниям, проверке подвески на стендах и прочих электрических и гидравлических систем.

Над проектом уже работает 120 топовых инженеров – для них обустроена и запущена партнерская площадка в британском Сильверстоуне близ трека для Гран-при, но там работает только часть свеженабранного в Европе штата. Вторая часть оперирует с существующей штаб-квартиры в Индианаполисе в ожидании достройки глобальной базы в Фишерсе неподалеку – той самой, за 200 млн и «больше, чем у «Феррари».

Подписная компания среди инженеров прошла достаточно успешно для новичков: технический отдел отдали Нику Честеру с 20-летним опытом в «Рено», «Лотусе» и нынешней «Альпин». Он играл важнейшую роль в конструкции чемпионских болидов Фернандо Алонсо, например. На роль главы аэродинамического отдела сманили бывшего топа «Уильямса» и «Рено», а главным конструктором назначили Джона МакУильяма (творил композитную магию в «Уильямсе» в 80-х, затем пытался справляться с минибюджетами в «Джордане», «Спайкере» и «Марусе»).

«Андретти» хочет все сделать правильно, в перспективе хочет побеждать, – пояснил трансфер в еще не полностью запущенный проект Честер. –Никто не захочет переходить туда, где нет правильной рабочей этики. Когда мы только начинали переговоры, до моего перехода, я видел, какие за этим проектом стоят ресурсы, какие усилия будут приложены для достижения цели. Все это делало данный проект весьма привлекательным.

И к нам приходят люди из «Ред Булл», «Феррари», «Мерседеса», «Макларена». Потому что все они ищут новый вызов. И у нас есть большой потенциал для того, чтобы сформировать все необходимые департаменты.

Я приятно удивился тому, как просто завлечь людей в эти проекты. В новой команде есть настоящая притягательность, в имени «Андретти». А чистый лист создает тенденцию к очень активной культуре».

Нет, американцы не пропылесосили топы «Формулы-1» на 120 крутых инженеров – перешло пока «только» 70.

Еще наняли главу электронных систем Карла Декстера («Феррари», «Манор», «Мерседес» из «Формулы Е»), аналитического отдела по эффективности машины Джеймса Кнэптона (экс- «Ред Булл» и «Форс-Индия») и бывшего главу производства «Астон Мартин» Саймона Кэйзера.

Еще 50 – делегация от «Дженерал Моторз» по линии бренда «Кадиллак». Гигант поддержал финансами, ресурсами, технологиями и компетенциями исследования в CFD (вычислительная гидродинамика – «виртуальная аэротруба» «Ф-1») и уже приступил к физическому производству гидравлических систем, носовой части и верхних структур безопасности на базе в Северной Каролине.

Однако «Дженерал Моторз» раньше никогда не занимался производством настолько сложных болидов с открытыми колесами – предположительное отсутствие компетенций у американских инженеров и вызывало скептицизм при выслушивании обещаний о полном содействии и поддержке. Насколько их вклад помогает?

«На разных стадиях производства находится примерно четверть шасси. Мы бы не продвинулись и до половины нынешнего уровня без вклада «ГМ», – резюмировал Честер. – Причем мы не бросаемся вещами взад-вперед, а работаем как одна команда. Все весьма здорово интегрировано. Инженеры «ГМ» привносят действительно тяжеловесную техническую экспертизу из программ в NASCAR и спорткарах».

Зачем «Андретти» и «Кадиллаку» нужна такая масштабная программа без допуска от «Ф-1»?

Казалось бы, контракты еще не подписаны, место в Гран-при еще не гарантировано, «Формула-1» по-прежнему выражает скепсис по отношению к американскому проекту, а у команды даже нет моторов – опцион на сделку с «Альпин» истек в конце прошлого года, а собственная техника появится у «ГМ» не раньше 2028-го.

Описанная программа же – крайне масштабная, прямо невиданно масштабная: полгода подготовки в менее активном режиме на четверть подобной мощности стоила другому претенденту на вступление «Хайтеку» не менее 30 млн евро. Причем его заявка ФАИ в итоге не убедила.

Потому затраты «Андретти» и «Кадиллака» уже можно оценивать в сумму от 120-150 миллионов только за прошедший год – и еще как минимум следующий впереди. С повышением производственной активности затраты вырастут еще сильнее.

С активным участием завода-гиганта вопрос истока финансовых ресурсов не стоит, но зачем вообще они так вкладываются? Кажется, чтобы никто в «Ф-1» и не подумал, что идею вступления «Андретти» можно просто «зажевать», и альянс развалится.

«Если все знают, что ты вкручиваешь, тогда все концентрируются на своих зонах и пытаются выжать как можно больше результата, – высказался Честер. – Это создает отличную атмосферу, и такой путь мы выбрали».

«Время – всегда cуть в «Ф-1», – пояснил шеф команды и всей гоночной империи «Андретти» Майкл Андретти. – Мы работаем с максимальной возможной скоростью, чтобы убедиться: у нас будет и способная команда, и хорошая машина – на максимуме возможного – к моменту занятия места на стартовой решетке.

Очень круто уже видеть компоненты для болида, произведенные самостоятельно организацией «Андретти-Кадиллак», которые уже произведены в США на базе «ГМ».

Не могу представить, как кто-то захочет остановить нас и лишить фанатов возможности увидеть настоящую американскую заводскую гоночную команду выходящей лицом к лицу против легендарных брендов нынешней «Ф-1».

И после экскурсии по заводу... «Ф-1» официально отказала

Однако на чемпионат не пойдествовало: сразу после публикации СЕО серии Стефано Доменикали объявил об отказе на вступление в 2025-м и 2026-м – предложил податься снова уже с заводскими моторами «Кадиллака» к 2028-му. Ведь с клиентским мотором американская команда дополнительной ценности не принесет и вряд ли сходу добьется успеха.

«Мы не верим, что в нынешней сборке новый участник будет конкурентоспособным или что-то добавит как просто присутствующая 11-я команда, – заявил Доменикали. – Мы не сумели определить основания, по которым будущие финансовые результаты выросли бы, как ключевой индикатор коммерческой ценности чемпионата. Всегда нужно четко понимать, что лучше для бизнеса.

Кроме того, появление дополнительной команды на стартовой решетке приведет к ненужному повышению финансовой нагрузки на нынешних промоутеров Гран-при.

Добавление 11-й команды создаст дополнительную операционную нагрузку для промоутеров гонок, приведет к значительному увеличению расходов для некоторых из них, а также сократит доступное техническое, операционное и коммерческое пространство для действующих участников.

И наше исследование показало, что хоть фанаты и знают «Андретти», но это скорее «Ф-1» им принесет известность, а не имя «Андретти» что-то принесет «Ф-1».

Все ровно как мы и писали еще в ноябре. Как вам такой поворот?

Источник: The Atletic

В «Ф-1» добавляют новую команду! Регулятор принял заявку из США, соперники против, из «Кадиллака» выжимают деньги

«Ф-1» не пускает пафосную американскую команду – не только из-за денег. Она и правда не добавит ценности

Миллиардера не пустили в «Ф-1» – и у него бугурт: цены на команды слишком высокие, конкуренты – странные и слабее его планов

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan; andrettiautosport.com; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press