«Кавасаки» складывает оружие
Японцы официально подтвердили свое решение покинуть MotoGP. Таким образом, «Кавасаки» вынужденно признала полный провал своей второй кампании в чемпионате мира по мотогонкам. Печальный финал, особенно если вспомнить, что первая кампания помогла сформировать благоприятный имидж марки в глазах ее клиентов…
Да, жаль, что второе пришествие «зеленых» в чемпионат мира заканчивается так грустно. За шесть лет всего 4 подиума! Слишком мало для команды, знаменитой своими былыми победами на шоссейно-кольцевых трассах.
Производством мотоциклов «Кавасаки», одна из ведущих промышленных компаний Японии, занялась в середине пятидесятых годов, а спустя десятилетие объявилась на мировых гоночных трассах. В 1967-м на ее мотоциклах провели несколько этапов чемпионата британские и японские гонщики, а уже в 1969-м англичанин Дэйв Симмондс принес фирме первую чемпионскую корону в классе 125 кубических сантиметров. Восемь побед плюс 2 вторых места на 11-ти этапах того сезона – это был настоящий триумф, и он получил достойное развитие.
«Кавасаки» с самого начала пробовала силы в разных классах, от 125 до 750, пытаясь нащупать тот, где можно было ударить с наибольшей силой. Первые же старты в классе 500, предтече нынешнего MotoGP, в 1970 году принесли сенсацию. Новозеландец Джинджер Моллой закончил сезон в ранге вице-чемпиона мира, уступив лишь великому «Аго», Джакомо Агостини, а «Кавасаки» заняла второе место в зачете конструкторов. Годом позже в Хараме на заключительном этапе сезона-71 Симмондс заработал в этом классе первую победу, а в 1975-м Мик Грант добавил еще одну на острове Мэн.
Но главное внимание японцы сосредоточили на средних классах 250 и 350, успехи в которых и позволили «Кавасаки» заработать солидную репутацию в семидесятые годы. Именно тогда Корк Баллингтон из Южной Африки и немец Тони Манг завоевали по четыре чемпионских титула, доведя число побед «Кавасаки» на этапах Гран-при до 89.
На этой цифре список побед «Кавасаки» в кольцевом чемпионате мира и заканчивается. В середине 80-х с упразднением класса 350 компания надолго покинула трассы Гран-при. Первая часть нашей истории – триумфальная – завершилась.
Ареной новых достижений для «Кавасаки» стал супербайк и мотомарафоны. Уже в восьмидесятые чемпионами на американских трассах стали ее гонщики Рег Придмор, а также молодые и пока еще мало кому известные Эдди Лоусон и Уэйн Рейни – их мировая слава была впереди. Позднее в список чемпионов вошли Дуг Чандлер и Скотт Рассел, а «Кавасаки» вышла на первое место среди самых титулованных команд американского супербайка. В 1993 году Рассел добавил в копилку «зеленых» чемпионскую корону еще и в мировом супербайке.
Между тем, начало второй части нашей истории было заложено в те же 80-е годы, когда среди соперников гонщиков «Кавасаки» появился молодой немец по имени Харальд Экль. Он был известен не только как гонщик, но и как неплохой инженер. Одно время Экль даже выступал на рамах, в разработке которых принимал личное участие. О качестве его конструкторской работы красноречиво говорят результаты гонок. В августе 1984 года на мотоцикле, разработанном в сотрудничестве с Вернером Юхемом, Эклю удалось в течение недели заработать 7 и 5 места на этапах в Силверстоуне и Андерсторпе. Сезон он закончил с 10-ю очками. На счету у Лориса Реджиани, лучшего гонщика «Кавасаки», их было всего 8.
В 1992 году Харальд Экль закончил свою гоночную карьеру и стал менеджером, сформировав собственную команду в младших классах чемпионата мира. Спустя пять лет его и «Кавасаки» дорожки пересеклись во второй раз. Японцы искали надежного партнера для возобновления заводского проекта в мировом супербайке, и Экль с его инженерным и достаточно успешным управленческим опытом оказался наиболее подходящим кандидатом.
Под началом Экля гонщики «Кавасаки» вполне достойно выступали в обоих классах супербайка, а Эндрю Питт стал чемпионом в суперспорте. Эти успехи вдохновили японцев на вторую попытку в MotoGP. Момент возвращения совпал с переходом королевского класса на четырехтактные моторы. Цели руководство «Кавасаки» обозначило весьма амбициозные: в 2007 году, на пятый год существования, их команда должна была бороться за титулы!
Увы, пятилетку не удалось выполнить и за шесть лет. Три года ушли на раскачку, а затем произошли два события, резко изменившие первоначальные планы. Был принят новый 800-кубовый регламент по моторам, а когда работа над прототипом машины 2007 года шла полным ходом, разведка донесла до сведения японского начальства, что Экль слишком уж тесно общается с Эскилем Сутером, разработчиком шасси нового гоночного проекта «Илмор»…
С Эклем расстались. Базу команды из Германии перенесли в Голландию под крыло европейской штаб-квартиры «Кавасаки», назначив главными спортивного менеджера Михаэля Бартолеми и технического директора Итиро Ёда. Но без Харальда Экля дела разладились. «Кавасаки» постигла та же проблема, что и некоторых ее соперников, в частности, «Ямаху»: шасси и новый мотор предпочитали жить каждый своей жизнью, и таланта гонщиков не хватало на то, чтобы компенсировать недостатки конструкции.
В довершение всех бед в минувшем сезоне впервые за долгие годы компания понесла убытки, объемы которых оцениваются не менее чем в $40 млн. Такая цифра сопоставима с бюджетом команды MotoGP – а в спортивном портфеле «Кавасаки» это самая тяжелая статья. И вот, в середине декабря в Осаке было принято решение отказаться от дальнейшего участия в чемпионате мира.
Пока неясно, будет ли на этом поставлена точка во второй части нашей истории. Кармело Эспелета, организатор чемпионата мира, только что побывал в Японии, чтобы согласовать с руководством «Кавасаки», что еще можно сделать на обломках проекта под названием «Кавасаки Рейсинг». В дело не прочь вступить Хорхе Мартинес – но он в сложившейся ситуации не хочет быть «пожарным». Мартинес ждет гарантий технической поддержки со стороны «Кавасаки» как минимум на пять лет.
До старта нового сезон остается всего три месяца…
Жаль, конечно, что «Кавасаки» так и не смогла добиться успеха.
И очень обидно что мировой кризис ударил по мотогонкам, которые всегда были более «бюджетным» чемпионатом, чем та же Формула-1. Как-то безрадостно все получается...
Мне, по счастью, нет нужды спрашивать, кто это такой -помню еще al’a на онеге -))))
Успехов Вам! Творческих и вообще -)))
Если позволите - вопрос. Правда, не про Кавасаки... -))
Я что-то пока не понял. Под Жибернау Дукати создает отдельную команду. А второй гонщик там не планируется? Или просто пока не найден? Или все же «Grupo Francisco Hernando» собирается одним мотоциклом в гонках участвовать?