Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу, и из-за чего мотор работает нестабильно
Водители со стажем внимательно относятся к работе двигателя и ко всем его характеристикам. И в случае возникновения каких-либо изменений, к примеру, плавающих оборотов, это может свидетельствовать о надвигающейся неполадке. Поэтому не стоит игнорировать данные изменения, а лучше найти причину их возникновения и своевременно избавиться от нее.
Как менять топливный фильтр и на каком пробеге делать это
Как понять, что обороты на холостом ходу нестабильны
Обычно на холостом ходу мотор работает в диапазоне 750-900 об./мин. А понять, что обороты работают нестабильно, легче всего, взглянув на тахометр, если он предусмотрен на щитке. В случае с аналоговыми приборами, стрелка будет сильно дергаться.
На цифровом тахометре нестабильность оборотов можно определить по цифрам на экране, которые будут постоянно меняться. При этом изменения могут быть в пределах 500-2000 об./мин.
Но это не единственны способ определения плавающих оборотов, ведь их можно без проблем обнаружить просто на слух. Двигатель, который работает исправно, издает однообразный звук, а мотор с плавающими оборотами – нет. При наличии неисправности звук схож с тем, что водитель нажимаем и отпускает педаль газа. В некоторых случаях также наблюдается вибрация, которая ощущается на кузове, или при осмотре самого ДВС.
Причины возникновения нестабильной работы ДВС
Основные причины возникновения нестабильных оборотов заключаются в следующем:
Поломка одной из частей мотора, участвующей в его работе. Речь идет о топливной системе, системе зажигания, впуска или газораспределения.
Подсос воздуха, приводящий к формированию неправильной топливовоздушной смеси. Обычно это происходит при наличии проблем с герметичностью некоторых элементов впускной системы.
Плохая компрессия в цилиндрах, возникшая в результате проблем с ГБЦ или с ЦПГ.
Главные причины появления нестабильных оборотов на холостом ходу
Форсунки
Одной из систем, которая однозначно нуждается в проверке при нестабильных оборотах, является инжектор. Форсунки топливной системы довольно часто засоряются отложениями, что приводит к нарушению объема и формы распыляемого «горючего». В этом случае необходимо промыть форсунки.
Также при диагностике может быть обнаружена поломка самой форсунки, которую, конечно же, придется заменить.
Недостаточное давление топлива
Причины, по которым падает давление топлива, заключаются в следующем:
поломка ТНВД;
проблема с регулятором давления в топливной рампе;
чрезмерное загрязнение топливных фильтров (тонкой и грубой очистки).
Лишь в последнем случае проблему можно легко решить, просто заменив фильтры. В остальных случаях потребуется серьезный ремонт.
Свечи зажигания
При наличии плавающих оборотов, неполадка может заключаться в неудовлетворительном состоянии свеч зажигания. На их состояние в первую очередь влияет качество воспламенения смеси. При этом обороты могут начать «плавать» даже в случае пропуска искры лишь одной из свеч.
Недостаточная герметичность впускной системы
При возникновении подсоса воздуха происходит нарушение состава топливовоздушной смеси, что приводит к нарушению стабильности оборотов на холостом ходу.
Негерметичность встречается в различных частях системы впуска, но чаще всего можно обнаружить неисправности следующих элементов:
прокладки коллектора, усыхающие со временем;
соединения шлангов и патрубков (тройники из пластика, соединители и т. д.), на которых могут образоваться трещины;
вакуумные шланги (например, на усилитель тормозов), растрескивающиеся с течением времени;
коллектор (из пластика), на стенках которого возникают микротрещины.
По возможности восстанавливается герметичность, однако, если сделать это не получается, в таком случае производится замена неисправных частей.
ДМРВ
Нестабильность оборотов мотора на холостом ходу может быть следствием поломки датчика массового расхода воздуха, расположенного рядом с воздушным фильтром. С помощью датчика происходит определение объема поступающего воздуха, после чего полученная информация поступает в ЭБУ. В свою очередь ЭБУ производит корректировку впрыска «горючего».
Датчики могут иметь различную форму и конструкцию, но обычно они не поддаются ремонту и нуждаются в замене. Если неисправность кроется в ДМРВ, скорее всего, его придется поменять.
Дроссельная заслонка
В процессе эксплуатации автомобиля на дроссельной заслонке откладывать отложения, которые ухудшают ее работоспособность, не позволяя ей нормально открываться и закрываться. В конечном счете в камеру сгорания попадает излишнее количество воздуха. Решить проблему довольно просто, достаточно очистить узел при помощи специальной химии.
Регулятор холостого хода
Клапанный регулятор холостого хода обеспечивает поддержание оборотов без нагрузки, не открывая дроссельную заслонку. При поломке данного узла проблемы с оборотами – это ожидаемый результат.
Причины неисправностей регулятора могут быть различными. Например, клапан может перестать нормально двигаться из-за отложений и иных загрязнений. Избавиться от проблемы можно простой чисткой и смазкой штока. А в случае поломки в электрической части, деталь нужно заменить.
Клапан вентиляции картера
Поломка данного устройства приводит к увеличению давления в системе, излишнее количество картерных газов проникает в камеру сгорания и изменяет состав смеси. Клапан вентиляции картерных газов в большинстве случаев можно разобрать и отремонтировать. В случае возникновения проблемы по причине накопления отложений, чтобы исправить ее, достаточно будет промыть клапан. Однако в случае неисправности элементов КВКГ понадобится новая деталь.
Недостаточная компрессия в цилиндрах
Низкая компрессия также может стать причиной «прыгающих» оборотов двигателя на холостом ходу. Возникает проблема по следующим причинам:
Система закоксовывается, что приводит к залеганию поршневых групп. В некоторых случаях неисправность можно устранить использованием специализированной химии, однако может понадобиться и ремонт ДВС.
Изнашиваются цилиндры и на них образуются задиры. Таким образом даже если поршневые кольца исправны, они работают неэффективно. Решить проблему можно, произведя ремонт блока цилиндров или заменив его.
Разрушается прокладка ГБЦ, которую необходимо заменить в кратчайшие сроки.
Наблюдаются неверные зазоры клапанов (требуется их регулировки) или поломка клапана (необходима замена детали).
Итог
Чтобы определить нестабильные обороты ДВС на холостом ходу, достаточно взглянуть на тахометр или прислушаться к работе мотора.
Причина плавающих оборотов может заключаться в поломке системы зажигания, газораспределения, впуска, подачи топлива, а также наличие излишнего воздуха в системе и недостаточная компрессия.
Нестабильность работы мотора часто связана с неисправностью форсунок, неверным давлением топлива, проблемами со свечами зажигания, слабой герметичностью впускной системы, нестабильной работой дроссельной заслонки или нарушением работы регулятора холостого хода.
Проблема, хоть и кажется для многих безобидной, на самом деле может свидетельствовать о наличии серьезных проблем.