11 мин.

Как проверить ЭПТС и связанные с ним документы при покупке ввезенного автомобиля

Все машины, которые привезли из-за границы, продаются в России с электронным паспортом — ЭПТС. Наличие полученного документа еще не гарантирует того, что с автомобилем не возникнет юридических проблем. Из-за некорректных документов в МРЭО могут не поставить машину на учет и аннулируют уже полученную регистрацию. Расскажем, как проверить ЭПТС и на что обращать внимание при покупке ввезенного автомобиля.

Как купить или продать авто с пробегом через Госуслуги

Содержание

Что такое электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС)

В 2020 году в России ввели электронные паспорта ТС, которые заменили бумажный аналог. Документ оформляется на основании одобрения транспортного средства (ОТТС) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Оба документа подтверждают соответствие технических параметров автомобиля техрегламенту Таможенного союза. ОТТС делает производитель и связанные с ним юридические лица на выделенную модель и марку. СБКТС выдают частные лица на один конкретный автомобиль. Чаще всего при оформлении ЭПТС используют СБКТС.

С 2020 года у ЭПТС нет физического носителя. Максимум что можно сделать — распечатать выписку из системы электронных паспортов (СЭП). Бумажную выписку могут подделать или на момент совершения сделки, данные в ней будут устаревшими. Лучше всего проверять ЭПТС не на бумажном носителе, а в базе СЭП. В электронном виде доступна вся актуальная информация о машине.

Проверка электронного паспорта по базе СЭП

Для проверки машины по базе электронных паспортов можно использовать номер ЭПТС или VIN автомобиля. Лучше всего сделать перекрестную проверку машины. Все данные в выписке по ЭПТС и VIN должны быть идентичными.

VIN номер машины можно найти внизу лобового стекла, в подкапотном пространстве и на центральной стойке. Некоторые автомобили оснащены двумя VIN-номерами. Такая ситуация характерна для машин, которые собирают для локального рынка. Например, в Казахстане есть завод Hyundai-Kia. У машины будет один казахский номер, а второй корейский или чешский, в зависимости от модели. Первый номер говорит о компании, которая выпустила кузов, а второй о сборочном предприятии. Например, завод по сборке казахский, а сам машинокомплект корейский. Рекомендуем проверять в базе оба VIN-номера.

По результатам проверки машины по базе СЭП можно узнать:

  • наличие ЭПТС у автомобиля;

  • текущий статус у электронного паспорта;

  • произведена ли оплата утильсбора;

  • статус таможенного оформления;

  • есть ли ограничения или обременения на территории России;

  • последние регистрационные действия.

Номера ЭПТС присваиваются не случайно. В номере зашифрована подробная информация о машине. Вот что можно узнать из номера паспорта:

  • Первая цифра — вид техники, у автомобилей должна быть 1;

  • Цифры со второй по четвертую — код страны производства или регистрации транспортного средства;

  • Пятая цифра — резерв для администратора СЭП, сейчас должен стоять 0;

  • Шестая цифра — основание, на каком машине был выдан ЭПТС: 1 — новый автомобиль, произведенный на территории ЕАЭС, 2 — машина ввезена на территорию ЕАЭС, 3 — машина была ранее зарегистрирована в странах ЕАЭС, 4 — иные основания для выдачи документа.

С седьмой цифры и до конца номера указывается уникальный порядковый номер, который присваивает система и контрольное число.

Проверка статуса документа — «Действующий»

В МРЭО поставить автомобиль на учет можно только в том случае, если у ЭПТС статус «Действующий». На момент приобретения машины у документа может быть статус «Незавершенный». Он присваивается есть не оплачен утилизационный сбор в России или данные в СЭП еще не отобразились. Также статус присваивается при наличии проблем с таможенным оформлением.

На фото представлен пример статуса паспорта и отметка об уплате утильсбора.

Если у документа нет статуса «Действующий», то можно подождать несколько дней пока все данные загрузятся и статус изменится. Если покупатель приобрел машину, на которую не оплатили утилизационный сбор, то ему придется внести платеж самому. Иначе не пройти проверку на таможенном посту. Если продавец утверждает, что оплатил сбор, то можно потребовать копию таможенного приходного ордера. Запросить копию можно и при отсутствии проблем с утильсбором. В МРЭО могут попросить документ при постановке на учет машины ввезенной из-за рубежа.

Стоимость сбора фиксированная:

  • 3400 при ввозе нового автомобиля;

  • 5200 при ввозе машины старше трех лет.

1 августа 2023 года вступили в силу поправки, которые повышают утильсбор, если машина ввозится не для личных нужд, а для перепродажи. В этом случае придется заплатить от 306 тысяч рублей до 1 млн 235 тыс. Сумма зависит от объема двигателя. Оплатить взнос придется даже физическому лицу, который решил перепродать машину.

Чтобы сохранить фиксированную ставку в 3400 и 5200 рублей потребуется соблюсти три правила:

  • машина остается в собственности не менее года;

  • в течение года ввезено не более одной машины;

  • объем двигателя не более 3 литров.

Уплата утилизационного сбора обязательна и при ввозе российских машин, которые сразу ушли на экспорт, но потом ввозятся в Россию. В этой ситуации оплата взноса происходит не на таможне, а в налоговой инспекции по месту регистрации собственника. В 2023 году чаще всего такая ситуация происходила с машинами LADA Vesta, которые делали для Беларуси.

При наличии таможенного приходного ордера, но у ЭПТС статус «Незавершенный», возможны проблемы с таможенным оформлением. Наиболее частые типичные ситуации:

  • автомобиль растаможили в другой стране ЕАЭС по пониженным ставкам;

  • в декларации занизили таможенную стоимость.

В ЕАЭС входят Россия, Кыргызстан, Казахстан, Армения и Беларусь. Эти же страны одновременно входят в состав Таможенного союза. Если автомобиль ввезли из третьих стран в любое из государств ЕАЭС и растаможили под полную пошлину, то он получает статус товара ЕАЭС. За такие машины при перевозке из одной страны союза в другой, пошлину платить не надо. Если при оформлении машины использовали льготные или пониженные тарифы, то для других стран ЕАЭС, машина по-прежнему считается иностранным товаром и должна пройти таможенную очистку. Например, машину ввезли в Армению из третьих стран и воспользовались более низкими тарифами при прохождении таможни. Для продажи машины в России придется доплачивать пошлину. После оплаты проблем с получением ЭПТС не возникнет. К примеру, машину ввезли в Казахстан и растаможили по ставкам Всемирной торговой организации (ВТО). Такой автомобиль нельзя будет ввезти в Россию, так как решать проблему с растаможкой по тарифу ЕАЭС должны были еще в Казахстане.

Проверить статус машины можно в Федеральной таможенной службе. Проверка статуса товара ЕАЭС доступна по VIN-номеру машины.

Некоторые продавцы решают сэкономить на оплате таможенных пошлин. Для этого они занижают стоимость машины в декларации. Если сотрудники таможни найдут этот недочет в декларации, то они начислят пошлину, а на сам автомобиль наложат ограничения до уплаты недостачи. Размер доплаты может исчисляться сотнями тысяч рублей, а для премиальных машин — более миллиона.

Если вы покупаете машину, которую ввезли из третьих стран, а не произвели в ЕАЭС, то попросите у продавца таможенные документы. В них сверьте размер оплаченной пошлины с официальной ставок. Рассчитать сумму пошлины можно с помощью таможенного калькулятора. Для машин, которые ввозили и растамаживали напрямую в России, стоимость таможенной пошлины можно узнать на сайте TKS.ru. Для машин, которые ввезены в другие страны ЕАЭС, размер пошлины можно узнать через аналогичные сервисы, но уже для страны растаможки.

Рекомендуем, проверять таможенные пошлины даже в том случае, если у ЭПТС статус «Действующий». Паспорт могли выдать до того, как взяли таможенное оформление на контроль. Факт недостачи может всплыть даже через год-два.

Сбор информации об автомобиле в интернете и проверка с документами

В документах могут указать недостоверные данные о машине. Например, занизить мощность двигателя или завысить экологический класс. Махинации с техническими параметрами могут выявить не при выдаче ЭПТС, а при проведении постпроверки, которые проводят сотрудники СЭП. Также расхождения могут всплыть при постановке машины на учет.

Перед покупкой машины необходимо выяснить мощность двигателя и его экологический класс.

У двух одинаковых моделей авто, изготовленных для разных стран, может отличаться мощность двигателя. Машине, которые ввезли в ЕАЭС для российского рынка, в зарубежной лаборатории при оформлении СБКТС могут занизить мощность двигателя. Чем ниже мощность, тем меньше транспортный налог и более интересна потенциальному покупателю. Если выяснится, что фактическая мощность двигателя больше, то СБКТС и ЭПТС аннулируются. Собственнику придется оформить новый документ, сделать паспорт и оплатить более высокий транспортный налог.

Согласно новым правилам, физические лица могут ввозить в России машину с экологическим классом не ниже Евро-4, а у юридических лиц установлено ограничение не ниже Евро-5. Некоторые лаборатории при создании СБКТС или других документов для ввоза машины в России, ставят класс Евро-4 или Евро-5 на двигатели более низшего класса. Это делается, чтобы машина соответствовала правилам ввоза. Если выяснится, что у двигателя класс Евро-3 или Евро-2, то отзовут свидетельство о соответствии, новый документ не получится получить.

Узнать экокласс можно на сайте Росстандарта в сведениях об ОТТС и СБКТС, а также по маркировке двигателя в интернете.

Заказ расширенной выписки перед сделкой вместе с собственником

Перед оформлением сделки необходимо заказать расширенную выписку. Во-первых, это убережет от недобросовестных владельцев, которые берут выписку от другого авто и редактируют ее в фоторедакторе. Во-вторых, без выписки нельзя поставить машину на учет.

Для получения документа необходимо пройти регистрацию на портале СЭП, пополнить счет и заказать документ по номеру VIN.

Есть важное ограничение: если сведения об авто заказывает третье лицо, то данные о машине будут скрыты. Лучше заказывать документ вместе с собственником. После проверить данные из выписки с документами, которые предоставляет продавец.

Уточните, может ли продавец вписать вас в ЭПТС в качестве собственника

В электронном паспорте транспортного средства есть графа «Собственник». По закону ее можно не заполнять. Профессиональные продавцы не вписывают свое имя в раздел собственника. Вы также можете не заполнять графу. Это не послужит причиной для отказа в регистрации авто. Но в будущем это может усложнить продажу. Некоторым покупателям принципиально важно заключать сделку только с собственником.

Есть риски при покупке машины, в ЭПТС которой не указан собственник. Продавец может не вписать свое имя и в другие документы. При возникновении проблем с оформлением, предъявлять претензии будет некому, так как посредник перестал отвечать и сменил номер.

В СЭП рекомендуют покупать ввезенные машины, в ЭПТС которого, продавец которых указан как собственник. Такие сделки более прозрачны. В дальнейшем в электронном паспорте можно изменить сведения о собственнике. Для смены статуса достаточно иметь на руках документы, подтверждающие право собственности: СТС, договор купли-продажи. Сменить статус можно в СЭП или организациях, которые получили аккредитацию.

Коротко: как проверить ЭПТС и связанные с ним документы при покупке ввезенного автомобиля

Для безопасной покупки машины, которую ввозят в Россию для перепродажи, необходимо соблюдать пять правил.

Первое правило — проверьте паспорт по базе СЭП. Необходимо проверить регистрацию документа в системе электронных паспортов. Желательно проверить данные по номеру ЭПТС, VIN-номеру машины и сравнить информацию. Отличий не должно быть.

Второе правило — проверьте статус документа. Статус должен быть «Действующий», а не «Незавершенный». В последнем случае могут быть проблемы с таможенным оформлением или не оплачен утилизационный сбор.

Третье правило — соберите информацию об автомобиле и сверьте с данными в документах. Необходимо уточнить мощность двигателя. Если она занижена, то придется переоформлять СБКТС и ЭПТС, после чего платить повышенный таможенный сбор. также проверяется экокласс двигателя. Физические лица не могут ввозить машины классом ниже Евро-4, юридические лица — Евро-5.

Четвертое правило — закажите расширенную выписку из паспорта. Перед заключением сделки необходимо вместе с собственником заказать расширенную выписку из базы СЭП. Это позволит подстраховаться на случай, если продавец предоставил недостоверные данные о машине.

Пятое правило — уточните, может ли продавец вписать вас как собственника в ЭПТС. В онлайн-формате сменить собственника может только тот, кто числится собственником в паспорте. В офлайне есть аккредитованные компании, которые меняют собственника на основании СТС, договора купли-продажи и других документов, подтверждающих ваше право собственности.

Как работает автоподбор и как найти добросовестного эксперта

Можно ли смешивать моторные масла