Алые ведра. Почему «Феррари» рискует вновь провалить чемпионат
Когда в «Феррари» появится повод для радости? Фото: Fotobank/Getty Images/Lars Baron
Нынешняя форма Скудерии не стала сюрпризом ни для экспертов, ни для болельщиков. Вопросы по скорости новой машины появились еще на предсезонных тестах, а выступление пилотов в Мельбурне лишь подтвердило догадки Бахрейна. За последние шесть сезонов «Феррари» четырежды начинала чемпионат в качестве отстающей. Проблемы итальянского коллектива отнюдь не локальны, они повторяются из года в год и приводят к незавидно постоянному результату — отсутствию титулов. Каковы же причины нынешнего кризиса Скудерии?
Управленческий кризис
Корни проблем Скудерии лежат в слабом руководящем составе команды. В наиболее мощной кадровой структуре конюшни прошлых лет фигурировали сильный конструктор Рори Берн и технический руководитель Росс Браун, с которыми «Феррари» и достигла главных успехов двухтысячных. Но Берн уже давно ушел на заслуженный покой, хотя по-прежнему консультирует инженеров, занимающихся разработкой новых болидов, а Браун где-то рыбачит в ожидании стоящего предложения.
Когда вся структура команды повязана на нескольких людях, а равнозначной замены им нет, успехи не могут длиться вечно. Со временем важные личности уходят, их места занимают, мягко говоря, не самые выдающиеся специалисты, и результаты постепенно идут вниз. Нечто похожее произошло в «Макларене», и только возвращение к власти Рона Денниса помогло как-то переломить ситуацию. Рон поступил очень умно: если компания не имеет возможности приглашать специалистов топ-класса, поможет реструктуризация состава коллектива. Так, обязанности не справлявшегося на нескольких фронтах Мартина Уитмарша сегодня поделены между Деннисом, Нилом и Булье.
У «Феррари» два варианта: пойти по временному бюджетному способу реструктуризации или провести чистку кадрового состава в целях усиления коллектива. Ресурсы и амбиции Скудерии вполне позволяют выбрать второй вариант.
Начать можно с достаточно спорной фигуры руководителя команды. Стефано Доменикали за семь лет работы на этой должности не доказал, что при его руководстве легендарная конюшня в один прекрасный момент вдруг начнет выигрывать титулы один за другим. Росс Браун сейчас без работы, а в современной «Формуле-1» руководителя сильнее британца найти сложно. Или другая идея: «оставить с носом» сразу двух конкурентов, перехватив у «Макларена» главу аэродинамического отдела «Ред Булл»? И зачем такому талантливому инженеру, как, например, Джеймс Ки, до конца своей карьеры строить машины для команд из середины пелотона, если можно пригласить его в «Феррари»? В общем, Луке ди Монтеземоло стоит хорошенько призадуматься: стратегия косметического ремонта дивидендов не приносит. Возможно, настало время заняться серьезной реформаторской деятельностью?
Кризис идей
После Берна в «Формуле-1» остался всего один конструктор, способный создавать машины, наголову опережающие конкурентов, но этот человек в данный момент трудится в «Ред Булл». В последние годы многие упрекали инженеров «Феррари» в излишнем консерватизме, отсутствии новых идей и вечном отставании в области аэродинамики. Можно ли назвать сходу хоть одну прорывную технологию, разработанную инженерами Скудерии и скопированную ошарашенными соперниками? Воздуховод, выдувной диффузор, гибкие антикрылья, специальная картография мотора — в списке авторов этих изобретений нет имен конструкторов итальянских болидов.
Кстати, кто разрабатывал шасси «Феррари» в последние годы?
Альдо Коста, бывший правой рукой Берна, после ухода южноафриканца на пенсию утвердился в статусе главного конструктора Скудерии. Безусловно, его F2005 и F60 были полными провалами, однако на болиде образца 2006 года Шумахер боролся за титул, а следующие две машины принесли «Феррари» чемпионские кубки. Неплохой была и концепция F10 – шасси уступало в скорости творениям Ньюи, однако обладало определенным потенциалом и до последней гонки позволяло Фернандо Алонсо бороться за титул.
После неудачного начала сезона-2011 Косту уволили, и на повышение пошел Пэт Фрай. Англичанину не удалось кардинально исправить ситуацию с излишне консервативной F150, а агрессивная концепция болида следующего года оказалась неудачной. F138 образца 2013 года поначалу приносила команде победы, однако слабая квалификационная форма и капризность шасси в отношении резины и аэродинамических обновлений стоила Алонсо и «Феррари» еще одного потерянного сезона. Вот и сейчас Скудерия вновь начинает чемпионат в качестве отстающей.
В минус руководству итальянской конюшни можно поставит тот факт, что Коста в итоге оказался главным конструктором в стане прямых конкурентов и, надо сказать, его работа приносит плоды, в отличие от трудов Фрая. В общем, результаты Скудерии могли бы быть лучше, не поторопись ди Монтеземоло и Доменикали с увольнением Косты.
Приглашение опытного Джеймса Эллисона на пост Фрая и смещение Пэта на административную должность — безусловный шаг вперед, однако Джеймс пришел в «Феррари» только в сентябре прошлого года и существенного влияния на разработку F14T оказать просто не успел. И пока он не освоился в новой должности, кризис инженерных идей в Скудерии все так же ощутим.
Техническая сторона
У болидов «Феррари» последних лет есть характерная особенность, мешающая гонщикам команды сражаться с конкурентами. Это — низкая квалификационная скорость. Судите сами — за последние пять сезонов итальянская конюшня завоевала всего четыре поула, а средняя стартовая позиция у Алонсо заметно хуже, чем у Хэмилтона и Феттеля. Да, отставание по субботам Фернандо частенько удавалось отыграть за счет фирменных стартовых рывков, но когда у соперников просто более быстрая машина, никакие героические прорывы с третьего-четвертого ряда на подиум не спасут от проигрыша в личном зачете.
Причин у подобных результатов «Феррари» по субботам несколько. Это и недостаточный уровень прижимной силы, генерируемой задней частью болида, и медленный прогрев резины, и недостаток сцепления с трассой. Теперь к этим факторам добавились проблемы с силовым агрегатом — мало того, что моторы из Маранелло уступают в мощности «Мерседесу», так они еще и слишком тяжелые — 13 лишних килограммов приводят к потере 0,3 – 0,4 секунды на круге. Инженерам Скудерии давно пора признать, что крен в сторону высокого темпа на длинной дистанции с принесением в жертву позиций в квалификации не слишком неэффективен — доказано «Ред Булл» и «Мерседесом».
И если раньше Скудерии удавалось отыгрываться по воскресеньям благодаря высокому гоночному темпу относительно соперников, то теперь команда уступает и по этому показателю. Еще на предсезонных тестах в Бахрейне темп F14T на длинных отрезках, откровенно говоря, не впечатлял, а в Мельбурне опасения только подтвердились — на симуляции гонки Алонсо проигрывал «Мерседесу» по секунде с круга. Трудно сказать, как быстро относительно конкурентов мог ехать Фернандо в воскресенье, если бы не проблемы с ERS. Но, судя по всему, сейчас «Феррари» медленнее «Уильямса» и «Ред Булл» и находится примерно на одном уровне с «Маклареном», который, к слову, о сражении с парнями из Штутгарта пока даже не помышляет.
Этот год мог бы стать прорывным для Скудерии с точки зрения нового регламента, снижающего значение аэродинамики и повышающего роль технологий, связанных с двигателями. Нельзя сказать, что в этом компоненте «Феррари» добилась заметного прорыва по сравнению с конкурентами, но и упрекнуть инженеров конюшни язык не повернется. Воздушно-водяное охлаждение интеркулера позволяет уменьшить объем боковых понтонов, а система экономии бензина поможет Алонсо и Райкконену на топливозатратных трассах. Правда, пока не совсем понятно, не сказывается ли подобная технология на темпе болида в средне и высокоскоростных поворотах, особенно с учетом того, что моторы «Мерседеса» куда меньше, чем их соперники, страдают от так называемого эффекта «турбоямы».
«Феррари» срочно нужно прибавлять во всех областях — от скорости на одном быстром круге до темпа на длинной дистанции. Нынешняя конфигурация шасси чересчур консервативна и нуждается в прорывных технических решениях — иначе Скудерия вновь рискует растерять все шансы на успех.
Перспективы
Конечно, болельщики итальянской конюшни могут возразить в ответ: концепция шасси достаточно надежна и, в отличие от машин других команд, позволяет финишировать в гонке обоими болидами. Но хотелось бы напомнить, что проблемы с надежностью — временные трудности для всех коллективов. Подобно Юрию Андропову, не знавшему общества, в котором он живет, команды пока не до конца понимают свои новые творения, но как только разберутся с «детскими проблемами» турбомоторов, болиды «Формулы-1» станут не менее надежными, чем их предшественники.
При сегодняшней расстановке сил в пелотоне перспективы «Феррари» в этом сезоне неутешительны. Если в ближайшие два-три месяца Скудерии не удастся кардинально повысить скорость F14T относительно конкурентов, то чемпионские трофеи разыграют между собой представители других команд. Конечно, сейчас рано кричать: «Шеф, все пропало!» – гипс пока никто не снимает, но тому же Алонсо, например, на пятый год карьеры в «Феррари» может окончательно надоесть однообразная работа по героическому затаскиванию медленной машины на подиум. А ведь явные признаки недовольства командой появились у испанца еще в прошлом году.
Как работают носовые обтекатели в «Формуле-1»
Обман зрения. Почему Гран-при Австралии ничего не сказал о расстановке сил в «Формуле-1»
Вот читаешь иногда статью, пусть даже пустую, без особого анализа, ну и ладно, вроде как старается автор, что-то по делу пишет. А вот это вот про что, показать определенным кругам "я свой, я определенные вешки расставил..."? Без этого не возьмут на уютную диссидентскую кухоньку играть в нарды и устраивать чад кутежа с гражданскими активистками? :)
Очень печально все это конечно, но будем смотреть, а ну как в Малайзии полетим!
В том абзаце все вполне прозрачно написано. Команды, как они сами и признавались, пока не до конца знают разработанные ими же болиды. Андропов, по его собственным признаниям, будучи руководителем страны, ничего не знал об обществе, которым управлял.
Согласен, сравнение получилось немного тяжеловесное. Но это уже кому как больше нравится/не нравится. Кому-то не нравится, когда спорт сравнивают с политикой, кто-то к этому вполне нормально относится. Всем не угодишь.
А по поводу подмены предмета обсуждения... Тут люди уже писали, что я не знаю, кто такой Андропов и приплел его сюда от своего огромного незнания. При этом они искренне удивлялись, почему именно Андропов, а не какой-нибудь Сталин или Хрущев. Увы, не все руководители СССР публично расписывались в собственной некомпетентности, как это делали Андропов с Горбачевым.
Мы закончили обсуждать ненужные частности? Есть что аргументировано возразить по самой статье?
А уж о том, кем в действительности был Андропов - вопрос, извините, не ко мне. Об этом до сих пор историки спорят.
Андропов, как раз, лучше любого знал в каком обществе живет.
удивлен, что Доменикали не дали пинка мод зад в конце прошлого сезона