Арабские сумерки. Что нужно знать о Гран-при Абу-Даби
Безопасность и роскошь
Гонки на «Яс-Марине» обычно не сильно насыщены событиями, но это с лихвой окупается красивой картинкой, и роскошью, которая окружает пилотов и команды по ходу всего уик-энда.
В паддоке говорят о том, что гонка в Абу-Даби – не просто очередной этап, но и отличные средства обслуживания, комфортные условия для работы и проживания. Несмотря на то, что многие из гонщиков не любят данный трек, каждый из них нашел в пребывании здесь что-то хорошее для себя.
«Яс-Марина» – удивительный объект, и выглядит настолько впечатляющим. Для меня сама трасса не является любимой, но оказаться в Абу-даби всегда приятно»,- делится мыслями Ромен Грожан.
В Эмиратах особая атмосфера. Здесь нет такого количества эмоциональных болельщиков, как в Италии, и никто не висит на заборах, но любят «Формулу-1» ничуть не меньше. Просто выражают свою признательность несколько иначе – окружают гостей уютом, комфортом и стараются лишний раз не тревожить, давая пилотам возможность набраться сил перед этапом. Вместе с тем, независимо от того, как пройдет гонка, «Формула-1» может смело рассчитывать на теплый прием в этой стране и дальше. При этом популярность гонки в Абу-Даби только растет – за несколько недель до этапа в нынешнем сезоне билеты были раскуплены, а в гостинице не осталось свободных номеров.
Необычность Гран-при Абу-Даби также связана с отелем, вписанным в конфигурацию трассы, и сложной системой освещения. По ходу всей гонки стены гостиницы подсвечиваются разноцветными огнями, а из номеров отеля можно наблюдать за всем происходящим в гонке. Но и на этом владельцы автодрома не остановились – довольно большой участок «Яс-Марины» проходит вдоль набережной, чтобы состоятельные поклонники «Формулы-1» могли наблюдать за гонкой, не покидая своих яхт.
Третий сектор трассы огибает гостиницу и проходит сквозь нее, в специально построенном туннеле, через который приходится проезжать пилотам, побывавшим в боксах на пит-стопе.
Пока что это – единственное место, вызывающее тревогу у команд, так как участок достаточно узкий и скользкий. Сама трасса достаточно широкая (12-16 метров), зоны безопасности большие, а скорости невысокие, и при вылете гонщик может спокойно продолжить заезд. Устроители неплохо позаботились и о зрителях – все трибуны (на 55 000 мест) крытые.
Основное, что привлекает зрителей и телевизионщиков к сражению команд «Ф-1» на «Яс-Марине» – сумерки, в которых проходит часть гонки. Заезд начинается в 17:00 по местному времени, когда солнце еще достаточно высоко, а через 40 минут начинает темнеть. Происходящая смена освещения доставляет пилотам дополнительные сложности, а болельщикам дает возможность наблюдать наикрасивейшие панорамы с участием болидов и пилотов «Формулы-1».
Математика для «Мерседеса» и «Феррари»
Борьба за второе место в чемпионате развернулась нешуточная. Отрыв Фернандо Алонсо от Кими Райкконена в личном зачете составляет 24 балла, а Льюис Хэмилтон отстал от финна на 14 очков. При этом «Феррари» позволила «Мерседесу» опередить себя в споре за второе место в Кубке конструкторов пока только на 4 очка. «Лотус» же уступает Скудерии 24 очка. В общем, разрывы небольшие, и командам придется хорошо потрудиться, чтобы закрепить свои позиции.
Если не отвлекаться на Феттеля, который в случае успеха на «Яс-Марине» продлит победную серию до семи гонок, высокие шансы на удачное выступление есть также у Льюиса Хэмилтона. Гонщик «Мерседеса» не просто отлично чувствует арабский трек, но и побеждал здесь в прошлом.
В «Лотусе» еще некоторое время назад надеялись на повторение прошлогоднего успеха Кими Райкконена. Однако отсутствие финна на пресс-конференции и появившиеся слухи о досрочном расторжении контракта с «Айсменом» как-то не способствуют оптимистичным предположениям. В случае подтверждения слухов, единственной надеждой «Лотуса» будет Ромен Грожан. Француз, конечно, в этом сезоне демонстрирует все, чему научился за время пребывания в «Формуле-1», но его сил мало, чтобы бороться с «Феррари» за второе место в Кубке конструкторов.
Рассматривая шансы на подиум «Феррари» на трассе в Абу-Даби, можно отметить, что на треке есть участке неплохо подходящие F138. Так, по мнению Педро де ла Росы, на двух первых секторах, включающих длинные прямые и зоны серьезного торможения, машина Скудерии может быть конкурентоспособна. Но не стоит забывать про третий сектор, на котором необходима высокая прижимная сила, что для конюшни из Маранелло в этом году является проблемой. На трассах, где сложно обгонять (таких как «Яс-Марина»), пилоты стараются квалифицироваться как можно выше, но и это для Скудерии, увы, проблематично.
«Форс-Индия» возвращается?
Удачное выступление пилотов «Форс-Индии» в Нью-Дели вернуло надежду болельщикам команды на успешное окончание сезона. Однако ключом к успеху в Абу-Даби станет хорошая работа с шинами.
На «Яс-Марину» шинники «Пирелли» привезли мягкий и средний типы покрышек, и если с прогревом первых у Адриана Сутиля и Пола ди Ресты проблем не возникнет, то с более жесткой резиной все сложнее – учитывая, что уже через полчаса после начала гонки начнет падать температура, доведение шин до оптимальных кондиций – проблема, которая преследует «индийцев» во второй половине сезона-2013 – окажется непростым.
Сейчас перед командой стоит задача сохранения 6-го места в Кубке конструкторов, и, глядя на заметно прибавивший в последних Гран-при «Заубер», нельзя сказать, что 23 очка преимущества «Форс-Индии» кажутся неотыгрываемыми – после летнего перерыва швейцарская конюшня набрала в командном зачете на 29 очков больше, чем коллектив из Сильверстоуна.
Впрочем, в стане «Заубера» тоже не все гладко. Хотя трек в Абу-Даби неплохо подходит болиду швейцарской команды, некоторые технические проблемы с машиной и последний свежий двигатель в сезоне дают понять, что Нико Хюлькенбергу будет весьма непросто. К тому же, борьбу в Кубке конструкторов «Заубер» ведет одной машиной – на Эстебана Гутьерреса надежд не слишком много.
Сложные участки трека
На треке нет такого количества сложных участков, как в Японии или Монако, и здесь достаточно большие зоны безопасности. Но при этом здесь сложно обгонять, а квалификационные результаты играют важную роль.
С точки зрения работы покрышек и их износа на трассе «Яс-Марина» есть два отрезка, которые требуют определенных навыков от пилота и команды. Это третий поворот, в котором шины с левой стороны испытывают очень серьезные нагрузки, из-за чего может появиться гранулирование, и прямая между седьмым и восьмым поворотами. При ее прохождении педаль газа нажата в течение 14-15 секунд, а вращение колес достигает максимума. При этом нагрузка на шины составляет около 800 килограммов на все колеса, что влечет за собой повышение температуры компаунда и ухудшение его работы.
Для команды эта прямая сложна в выборе настроек для коробки передач. Необходимо, чтобы передаточные числа были выбраны максимально точно, а седьмая передача, будучи максимально длинной, позволяла воспользоваться преимуществом в скорости в зоне DRS. Но правые повороты третьего сектора требуют близкого расположения придаточных чисел коробки, чтобы легко набирать скорость при выходе из медленных поворотов. Иначе на третьем секторе трассы возможны пробуксовки колес и вылеты.
Именно поэтому двадцать первый поворот, точнее связка поворотов от одиннадцатого до последнего (21-го), требует предельной концентрации. Хитрость прохождения этого участка для пилота заключается в том, чтобы как можно с большей скоростью подойти к нему, тогда гонщик сможет пройти поворот правильно и выйти на прямую с достаточной скоростью. Также на этом секторе большую нагрузку испытывают тормоза, а умение пилотов охлаждать их скажется на результатах гонки.