8 мин.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Ред Булл», «Мерседес», «Феррари», «Лотус»

«Лотус»

Кубок конструкторов – 4 место (183 очка)Кими Райкконен – 2 место (134 очка)Ромен Грожан – 8 место (49 очков)

Серия подиумов и победа в Абу-Даби в конце прошлого года вызвали логичный вопрос: хватит ли сил у команды, не обладающей грандиозными финансовыми ресурсами, бороться за самые высокие места и в сезоне-2014?

Сил хватило, и более того, к летнему перерыву конюшня могла подойти даже с лучшими результатами, чем вышло в итоге. Болид E21, как и его предшественник, аккуратно расходовал резину, позволяя стратегам выбирать на гонки тактики с меньшим (по отношению к конкурентам) количеством пит-стопов. Такой подход принес плоды в первом же Гран-при сезона: в Мельбурне самую большую тарелку из рук организаторов гонки получил Кими Райкконен.

Обратной стороной бережного отношения к шинам, как и год назад, стала проблема с прогревом резины на быстром круге в квалификации: гонщикам «Лотуса» не всегда удавалось добраться до первых рядов стартовой решетки, и этот факт серьезно осложнял задачу по достижению высоких мест, несмотря на умение Кими отыгрывать кучу позиций. Тем не менее, после победы в Австралии финн еще пять раз восходил на подиум (и каждый раз это было второе место), и после десяти Гран-при занимает второе место в личном зачете.

В отличие от стабильного Райкконена, Ромену Грожану потребовалось много времени на привыкание к болиду, и в какой-то момент появились слухи о том, что Эрик Булье всерьез задумался о будущем франко-швейцарца в Энстоуне. Впрочем, в нужный момент Ромен наконец-то прибавил: в Германии он финишировал третьим, а в Венгрии, несмотря на некую нервозность, порадовал босса отличным пилотажем и ценными очками в копилку «Лотуса» в командном зачете.

Взлет Грожана совпал (скорее всего, не случайно), с эффективными новинками, которые команда подготовила к этапам на «Нюрбургринге» и «Хунгароринге» – все это, несомненно, хорошие новости: несмотря на уход Джеймса Эллисона в «Феррари», коллектив из Энстоуна продолжает успешно развивать болид, и второй гонщик теперь тоже вносит посильный вклад в борьбу за третье место в Кубке конструкторов.

Продолжать дорабатывать машину необходимо не только из-за дополнительных призовых денег (о финансовом состоянии команды ходят самые разнообразные слухи, и стоит отметить, что дыма без огня не бывает), но также ради шанса Райкконена побороться за чемпионскую корону. Так что в оставшейся части чемпионата перед «Лотусом» будет дилемма: биться до конца, чтобы удержать Кими и помочь ему стать чемпионом, или переключиться на болид образца 2013 года, чтобы предоставить своим пилотам конкурентоспособную технику с первых же гонок нового сезона. Выбор наверняка будет сделан после заключительных европейских этапов.

«Феррари»

Кубок конструкторов – 3 место (194 очка) Фернандо Алонсо – 3 место (133 очка) Фелипе Масса – 7 место (61 очко)

В отличие от сезона-2012, Скудерия с первых же гонок 2013 года включилась в битву за победы, однако по традиции последних лет не смогла изменить расстановку сил в пелотоне и возглавить группу лидеров. Но если год назад Фернандо Алонсо, несмотря на не самую лучшую технику, лидировал в чемпионате, то сегодня к этапу в Бельгии испанец подходит с серьезным отставанием от Себастьяна Феттеля. Учитывая, что в нынешнем сезоне «Феррари» совсем не хочет прогрессировать, подобное положение вещей выглядит почти катастрофическим.

Неприятная тенденция падения результатов началась после Гран-при Испании. До гонки в Барселоне Алонсо и Масса регулярно квалифицировались не ниже третьего ряда, а проблемы в воскресных заездах (такие как сход Фернандо в Малайзии или поломка DRS на его машине в Бахрейне) являлись лишь неудачным стечением обстоятельств. Но, начиная с этапа в Монако и дальше, болиду F138 стало не хватать темпа как на короткой, так и на длинной дистанции, и в каждой новой гонке пилоты итальянской конюшни все реже включались в борьбу за места на подиуме.

Не нужно много думать над тем, почему все так произошло – у «Феррари» было преимущество перед некоторыми командами в плане работы болида с шинами, и на старте сезона, пока конкуренты ломали лысые головы над задними покрышками, остальные проблемы Скудерии оставались не слишком заметными. Если бы итальянская конюшня быстро внедряла эффективные аэродинамические новинки, как «Ред Булл» и «Мерседес», то Алонсо сегодня наверняка был бы рядом с Феттелем, однако получилось так, что многие важные детали не давали желаемых результатов, и раз за разом «Феррари» отказывалась от их применения в гонках.

На вечный вопрос о том, кто виноват, четкого ответа мы не дадим, но ясно, что проблемы связаны как с техническим отделом, так и с кривой аэродинамической трубой команды. Решать их, а также заниматься вопросами развития болида, по всей видимости, будет Джеймс Эллисон (когда-то трудившийся на благо Скудерии именно в должности аэродинамика), но результаты его работы можно будет оценить только через год.

С приходом Эллисона, кстати, в «Феррари» завершается реформирование технического отдела, что говорит об одной вещи: Стефано Доменикали собрал свой пасьянс, и если перестроенная команда через пару лет не даст результата, терпение у Луки ди Монтеземоло кончится.

«Мерседес»

Кубок конструкторов – 2 место (208 очков) Нико Росберг – 6 место (84 очка) Льюис Хэмилтон – 4 место (124 очка)

Нынешние результаты немецкой команды пока не дотягивают до достижений «серебряных стрел» в 30-50-х годах ХХ века, однако амбиции и желание побеждать настолько серьезны, что даже в подготовительном сезоне (не секрет, что «Мерседес» делает ставку на 2014 год) конюшня из Бракли включилась в борьбу за лидерство в чемпионате.

В погоне за успехом немецко-английская организация не постеснялась произвести перемены: добряка Норберта Хауга сменили жесткие и напористые Ники Лауда и Тото Вольфф, звездный ветеран Михаэль Шумахер ушел на пенсию, а его место занял все еще молодой, но уже очень опытный и невероятно быстрый Льюис Хэмилтон. Даже незаменимый Росс Браун готовится потихоньку отойти от некоторых дел и передать управление командой прибывшему из «Макларена» Падди Лоу.

Ради высоких результатов «Мерседес» готов нарушать регламент и проводить нелегальные тесты (а заодно страшно злить главных конкурентов), вкладывать кучу сил сразу в два автомобильных проекта, стремительно развивать болид и всячески помогать звездному новобранцу, и нельзя сказать, что все это не работает. Наоборот, команда сдвинулась с мертвой точки в отношении работы задних шин, Льюис Хэмилтон наконец-то выиграл гонку в составе своей новой команды и взял инициативу в выяснении отношений с напарником на трассе.

Несмотря на приличное отставание как в личном, так и в командном зачетах от лидеров сезона, парни из Бракли все еще могут побороться за чемпионский титул – если, конечно, «Мерседес» окончательно разобрался с шинами «Пирелли». Ближайшие две гонки пройдут на трассах, которые лучше подходят W04, чем RB9, и если Хэмилтон наберет максимально возможное количество очков, а позже не столкнется с непредвиденными проблемами, то сможет держать Феттеля в напряжении вплоть до заключительного Гран-при сезона.

«Ред Булл»

Кубок конструкторов – 1 место (277 очков)Себастьян Феттель – 1 место (172 очка)Марк Уэббер – 5 место (105 очков)

Уверенное лидерство «Ред Булл» и Себастьяна Феттеля в сезоне-2013 вовсе не говорит о повторении истории двухлетней давности. Да, в некоторых Гран-при трехкратный чемпион не встретил серьезного сопротивления со стороны конкурентов, однако в других гонках Феттелю приходится ожесточенно бороться, чтобы отобрать очки у главных конкурентов. В целом, немец стабилен (как и его болид), не допускает серьезных промахов, и этим кое-кому напоминает Алена Проста.

На деле, своими выступлениями Себастьян больше походит на Михаэля Шумахера, причем не только скоростью, но также стремлением заработать очки вопреки спортивным принципам – чемпиона даже не смущает, что в чьих-то глазах его репутация окажется непоправимо испорченной.

Удивительно при этом другое. Если разозленный напарник после скандальной ситуации в Малайзии способен лишь показать средний палец и задуматься об окончании карьеры – вместо того, чтобы разобраться с нахалом по-мужски, – то Феттель словно и не замечает вокруг себя негатива, и продолжает методично убивать интригу в чемпионате. И хотя «Мерседес» в последних гонках по-настоящему разогнался, Себ по-прежнему остается фаворитом – в заключительной части сезона он, как правило, прибавляет.

RB9 все еще быстр, способен добираться до первых рядов в квалификациях и не убивает резину, как в первых гонках сезона, так что Феттелю ничто не мешает продолжить коллекционировать очки и постепенно тянуться к чемпионской короне. Впрочем, многое решит развитие машины во второй части чемпионата и то, как руководство «Ред Булл» распределит ресурсы на два автомобильных проекта.

Что касается Марка Уэббера, то перед австралийцем не стоит никаких важных задач, кроме одной – показать себя в лучшем свете перед уходом. На Марка ничто не будет давить, а значит, где-то ему будет легче, и, судя по выступлению в Венгрии, он способен одержать десятую победу в карьере.

Фото: Fotobank/Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch, Julian Finney, Peter J Fox, Clive Mason

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Форс-Индия», «Макларен», «Торо Россо», «Заубер»

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Уильямс», «Маруся», «Катерхэм»

5 способов сделать «Формулу-1» интереснее