Массовый протест
Давайте начистоту: вплоть до сингапурских заявлений сомнений в скором расставании Скудерии с гонщиком из Южной Америки практически не было. После аварии 2009 года и трудоемкого восстановления Фелипе по всем статьям проигрывал себе прежнему — за исключением разве что физических кондиций. Но мускулы и мышечная масса в «Формуле-1» отнюдь не главное. Куда ценнее умение сохранять концентрацию на протяжении двух часов Гран-при, держать стабильный темп на разных комплектах резины, перманентно подвергающихся разрушению, и ритмично проходить секции на быстром круге.
Увы, во всех приведенных компонентах — ключевых для победы на этапе — Масса сдал. Из-за чего «Феррари» не досчиталась внушительной части баллов в зачете Кубка конструкторов. А вместе с ними, соответственно, финансовой выручки, положенной по Договору согласия. Хуже того, на фоне напарника спортсмен выступал все хуже и хуже — как при сравнениях в формате нескольких Гран-при, так и при анализе сезонов в целом. Пружина с «Брауна» Рубенса Баррикелло, угодившая в шлем бразильца на «Хунгароринге» в 2009 году, словно повредила фокус, через который пилот смотрел на мир. И с тех пор оценка положения дел на трассе, показателей болида, телеметрических датчиков у Фелипе размылась, приходя в норму лишь изредка.
Естественно, амбициозную конюшню, коей является Скудерия, такое «поступательное движение» не устраивало. А потому уже в середине мая всерьез задумалось о перестановках в линейке пилотов, на что косвенно принялись намекать даже менеджеры итальянцев. Сантименты (как-никак, Масса выступает под знаменами Маранелло с 2005 года) были отброшены в сторону — «пиранья-клуб» не знает жалости к кому бы то ни было. Тем более Алонсо от этапа к этапу наглядно демонстрировал: с этой машиной, несмотря на все недоработки, можно бороться за победу.
Однако не успело жаркое лето помахать Большому цирку последним солнечным лучом, как тональность в Маранелло резко сменилась на противоположную. Стефано Доменикали и Лука ди Монтеземоло заговорили об уникальности атмосферы, существующей в команде благодаря товариществу внутри пары пилотов. Двукратный чемпион мира несколько раз публично заступился за напарника. А сам Масса принялся уверять информагентства, что имеет на руках почти подписанный и практически гарантированный всеми сторонами контракт на сезон-2013. Хотя принципиально в жизни конюшни ничего не изменилось! Парадокс? Лишь отчасти — по крайней мере, до тех пор, пока не взглянуть на ситуацию чуть шире.
Феттель как перспектива
Итак, для начала вспомним, что «Феррари» спит и видит Себастьяна Феттеля в алом болиде, начиная с 2014 года. Разумеется, боссы «Ред Булл» смеются в лицо итальянским коллегам, едва те заводят разговоры о трансфере. Но послушайте, разве «Макларен» не уезжал из Сингапура, обещая болельщикам продлить контракт с Льюисом Хэмилтоном. Кроме того, есть крайне важный технический нюанс, способный подвигнуть немца на смену прописки. Касается он моторов — точнее, запланированного перехода «Формулы-1» на V6 в 2014 году. Берни Экклстоун, владелец Большого цирка, в последнее время все чаще противится, о чем не стесняется говорить во всеуслышание. Тогда как опыт подсказывает: вещи, противные супремо, остаются без воплощения в жизнь его детища.
В результате высока вероятность, что через полтора года V8 останутся под кожухами моторных отсеков, а единственным реальным изменением в движковой отрасли окажется отход от дел «Рено». Соответственно, четыре команды — «Ред Булл», «Лотус», «Уильямс», «Катерхэм» — останутся без силовых агрегатов. А это уже прямой путь к наводнению рынка дешевыми и, возможно, единообразными механизмами. Сколь эффективными они окажутся? Останутся ли у грандов преимущества, подобные тем, что подразумевались прямыми рабочими контрактами с поставщиками, а не стандартными подрядами, огульными для всех? Получится ли эффективным внедрение новых моторов в концепцию каров? Вопросы, ответы на которые могут серьезно расстроить Феттеля.
Вряд ли он станет их дожидаться, зато контракт с «Феррари» выглядит эдакой страховкой ото всех технических внезапностей жизни — не говоря уже об условиях работы и потенциале итальянцев как таковом. Скажете, работа рука об руку с Алонсо отвадит от перехода в коллектив амбициозных пилотов? Сомнительный аргумент. Во-первых, сам Нандо, наученный опытом последних сезонов, похоже, уже не прочь гонять в тандеме с достойным напарником (если это не Хэмилтон, разумеется). Во-вторых, присутствие Себа в Маранелло ему видится интересным, о чем не раз упоминалось в летних интервью. Наконец, возраст пилотов таков, что Скудерия на основе их сотрудничества может вывести целую линию преемственности поколений. В ходе которой, к слову, Себ сможет совместить конкурентную борьбу с обретением бесценного опыта.
А теперь аккумулируйте все вышесказанное — и внезапно придете к любопытнейшему выводу. Подыскивая замену Массе на 2013-й, Скудерия готова предложить потенциальному новобранцу лишь годичный контракт! А это невероятным образом сужает круг поисков. Судите сами. Топ-пилотов столь краткосрочная сделка не привлечет. Как считаете, куда бы послал итальянцев по весне входивший в шорт-лист Марк Уэббер, услышав, что через сезон ему придется уступить место Феттелю?.. Выкупать же дорогие контракты крутых перцев (скажем, Кими Райкконена) и затем заманивать их в Маранелло огромными гонорарами финансово невыгодно. За сезон «Феррари» потратит больше, чем приобретет.
Кто пойдет на год?
Следовательно, остаются лишь пилоты второго эшелона, причем, уже зарекомендовавшие себя в «Ф-1» с наилучшей стороны. Шило на мыло Стефано Доменикали определенно менять не рискнет — слишком уж многое стоит на кону. Тогда как ставить на дебютантов и вовсе сродни самоубийству.
По сути, людей, имеющих реальный перевес в сравнении с Массой всего двое — Пол ди Реста да Нико Хюлькенберг. Однако с шотландцем, прогрессирующим второй сезон кряду, предварительные консультации закончились для «Феррари» провалом. Пилот, фигурировавший в долгосрочных планах «Макларена» и «Мерседеса», посчитал за лучшее сохранить синицу в руках — и по примеру Серхио Переса еще год поработать над техникой. Оно и понятно. В конкуренции с Алонсо на столь коротком промежутке времени молодому гонщику куда реальнее оборвать карьеру, нежели вывести ее на новый виток. Посему разумнее еще чуть-чуть поработать на репутацию, чтобы она потом, в свою очередь, работала на новый контракт.
Зато с Хюлькенбергом ситуация принципиально иная. Проследите его карьерный путь: чемпионство в «Формуле-БМВ», затем золото Евросерии «Ф-3», потом триумф в GP2. В 2010-м он солидно дебютировал за рулем «Уильямса», в том числе разжившись премьерным поулом. Но затем склока его менеджера Вилли Вебера с генералитетом конюшни и приход Пастора Мальдонадо вместе с деньгами венесуэльской PDVSA спровоцировали «дауншифтинг». Благо удалось удержаться на орбите «Ф-1», но роль тест-драйвера по утрам пятницы — совсем не то, чего заслуживал обозначивший потенциал немец. Китайский скандал, учиненный Адрианом Сутилем, выглядел для Нико подарком судьбы. Которым тот с блеском воспользовался: в сезоне-2012 вплоть до сингапурской гонки он лишь на балл отставал от напарника, но при этом являлся обладателем лучшего результата «силовиков» в сезоне. Гонка на «Марина Бэй» ситуацию чуть изменила, но лишь в сторону позитивного отношения к напарникам. Утвердившись в статусе хороших пилотов, они теперь претендуют на роль исключительных.
Беда Хюлькенберга в том, что он не так серьезно востребован как шотландец. А потому в свои 25, после двух сезонов в элитном классе, вряд ли устоит перед соблазном пойти на элитное повышение. По факту, он ничего не теряет — базис хорошей репутации уже сформирован. В «Феррари» его можно будет разве что укрепить. А там, глядишь, в 2014-м и Феттель передумает! Провал же за рулем алой машины в худшем случае отбросит немца на исходные позиции. С них же Нико не привыкать стартовать заново.
Именно поэтому, как кажется, в последние недели менеджеры «Феррари» вновь охладели к Массе и опровергли факт подписания с ним нового контракта. Переговоры, может, и ведутся. Но факт в том, что кандидатуре Фелипе нарисовалась реальная альтернатива. И, резонно предположить, сейчас в Маранелло тщательно взвешивают все «за» и «против» решающего выбора. Того, что способен привести к еще одной громкой перестановке в топ-команде...
Гугль дает: кофе, ром, чай, ООО, башня, даже огурец супремо есть. Про Берни ни слова.
Просвятите, пожалуйста, какого русского слова?
больные люди