Итоги первой половины сезона «Формулы-1»: «Феррари», «Макларен», «Ред Булл»
Ради возможности побороться за чемпионский титул Скудерия не побоялась в прошлом году провести серьезные изменения в техническом штабе и достаточно рано закончить доводку F150 Italia. К сезону-2012 конюшня разработала радикально новый автомобиль, на котором Фернандо Алонсо и Фелипе Масса должны были включиться в спор за победы с «Ред Булл» и «Маклареном».
Прогресс и результаты
F2012 был разработан конструкторским штабом во главе с Пэтом Фраем. После двух последних весьма скромных сезонов акценты при разработке были сделаны на надежность и повышение эффективности аэродинамики. Автомобиль получился «агрессивным», но чрезвычайно неэффективным. В частности, уникальная выхлопная система никак не хотела работать в условиях сухого уик-энда, а само шасси неожиданно «выстреливало» только в дождевых условиях (Малайзия). В результате пилотам приходилось бороться за попадание в финал квалификации и буквально выгрызать очки в борьбе.
Однако в «Феррари» сумели сделать выводы из неудач. На базе в Маранелло работа кипела круглосуточно, а результаты работы конструкторской мысли появлялись буквально на каждой гонке. Вообще, у Скудерии по итогам первой половины был очень высокий, хоть и вынужденный, темп модернизации.
Медленно, но верно автомобиль начал превращаться из «хромающей кобылы» в «элегантную гарцующую лошадь», хотя полностью дефицит скорости на сухих трассах команда устранить не смогла. К примеру, в Венгрии Алонсо уступил поулу почти секунду.
Что в плюсе? Очень надежная машина. Напомним, что за одиннадцать заездов у команды только один сход, да и то потому, что Масса «домучил» днище в Австралии, в местах, где повредить болид профессионалам очень тяжело в принципе.
Ну и, конечно, следует отметить, что после многочисленных изменений днища, антикрыльев и выхлопной системы F2012 стал гораздо ближе к темпу лидеров и помог Алонсо уверенно занять первое место в личном зачете чемпионата.
Пилоты
Вероятно, Алонсо проводит свой лучший сезон в «Феррари» – испанец здорово работает с техникой и на влажной трассе, и на сухой. Его поул в Хоккенхайме стал следствием потрясающего пилотажа, а напористость и нацеленность помогли добиться удивительной победы в Валенсии.
Фелипе Масса на фоне напарника долгое время выглядел очень слабо. Отсутствие стабильности в области задней части F2012 долгое время сковывало бразильца – гонщик просто не доверял технике и не мог выжимать из нее максимум. Лишь после ряда обновлений – выхлопной системы и задней части машины – Фелипе сумел прибавить. Сегодня разговоры о его замене в команде заметно поутихли, однако Массе еще рано расслабляться – чтобы доказать, что он необходим «Феррари», бразилец должен помочь Алонсо во второй части сезона.
Лучшая и худшая гонки
Несмотря на то, что Фернандо Алонсо выиграл три гонки, наибольшее число очков «Феррари» заработала там, где испанец не победил – на этапе в Великобритании: Нандо боролся за первое место, но все же уступил его Марку Уэбберу, а Фелипе Масса, совершив впечатляющий обгон Михаэля Шумахера, добился лучшего для себя в сезоне результата – четвертого места.
Худшая гонка коллектива состоялась в Китае, где лидер команды финишировал 9-м, а его напарник добрался до клетчатого флага 13-м.
В отличие от прошлого года команда из Уокинга не испытала особых проблем на предсезонных тестах. Долгое время болид находился в середине протоколов тестовых дней, а под занавес, получив «боевой» обвес, заставил говорить о себе, как о потенциальном победителе Гран-при.
Прогресс и результаты
В общем, так и получилось в первых заокеанских гонках – в Австралии команда доминировала, при малазийском дожде выглядела неплохо, а в Китае Баттон и Хэмилтон пропустили только неудержимого Росберга.
После трех гонок машина подверглась плановой модернизации, но новинки неожиданно не сработали – в квалификации на одном быстром круге шины не успевали прогреваться, а уже в ходе боевых заездов износ шин вырос по отношению к целой группе конкурентов. Немного портило картину то, что у пилотов разный стиль пилотажа. Новинки не подошли аккуратному Баттону гораздо больше, чем агрессивному Хэмилтону. С этого момента и вплоть до Германии в результатах британской конюшни пошел заметный спад. Да, Льюис выиграл заезд в Канаде, но это была в общем-то лотерейная гонка, где все решила тактика смены резины «Феррари» и «Ред Булл».
Команда не стояла на месте – инженеры усиленно искали резервы скорости и подходы к капризным шинам 2012 года. Так, на тестах в Муджело были внедрены «хитрые» тормозные воздуховоды, позволяющие быстро вводить шины в рабочий диапазон температур. Но проблемы продолжались – машина очень капризно реагировала на изменения температуры асфальта и воздуха. И только начиная с Германии, когда в «бой» пошла спецификация «Б», результаты стали соответствовать ожиданиям.
На данный момент «Макларен» на подъеме – машина быстра, надежна (только один сход после столкновения) и хорошо взаимодействует с шинами. Также стоит отметить фактическую победу «Макларена» в битве пит-стопов. Немало усилий в этом приложил новый спортивный директор конюшни Сэм Майкл. «Переобувание» за 2,31 секунды стало новым рекордом этих процедур, однако в ходе проработки этого преимущества бригаду механиков преследовали неудачи, стоившие пилотам ценных секунд и позиций.
Пилоты
Несмотря на то, что первая победа в сезоне-2012 пришла к Льюису Хэмилтону лишь в седьмой гонке, этот год можно смело называть одним из лучших в карьере англичанина. В отличие от предыдущих лет он практически не допускает ошибок и выжимает максимум из техники.
Дженсон Баттон, напротив, победил в первом же Гран-при чемпионата, однако затем его результаты пошли на спад. Сам британец объясняет возникшие проблемы неспособностью поладить с покрышками «Пирелли». Дело дошло даже до того, что Дженсон открыто признался, что зашел в тупик и без помощи команды из него не выберется. Судя по гонке в Хоккенхайме, процесс восстановления былых позиций уже начался, однако прогресс Баттона в немалой степени зависит от общекомандного развития.
Лучшая и худшая гонки
Лучшим этапом в году по-прежнему остается австралийский – после триумфа в квалификации «Макларен» добрался до первой и третьей позиций на финише.
Мнения по поводу худшей гонки у нас разделились, поэтому мы выбрали две. Гоночный уик-энд в Сильверстоуне, несмотря на все старания гонщиков, сложился неудачно: Хэмилтон финишировал 8-м, а Баттон после ужасающего 16-го места на стартовой решетке с трудом добрался до 10-й позиции. В Бахрейне же команда хорошо квалифицировалась, но зато провалила непосредственно воскресный заезд, и в результате Льюис добрался к финишу 8-м, а Дженсон клетчатого флага вовсе не увидел.
После побед в чемпионатах 2010 и 2011 годов конюшня из Милтон-Кейнса автоматически была включена в список фаворитов сезона-2012. А как иначе? – В команде не произошло никаких серьезных перемен: Себастьян Феттель – на месте, Эдриан Ньюи, Роб Маршалл и Питер Продрому по-прежнему возглавляют технический штаб «быков», а Дитрих Матешиц продолжает выделять на свое детище необходимые деньги.
На предсезонных тестах технические эксперты одобрительно цокали языком, поглядывая на то, как RB8 лихо преодолевает повороты и стабильно ведет себя на торможениях и разгонах, однако уже на последних испытаниях у многих возникли сомнения в силе «Ред Булл» – обновленная версия машины показалась не слишком впечатляющей, «сыроватой».
Прогресс и результаты
Казалось бы, для того, чтобы лишить непобедимый коллектив преимущества, следовало бы ввести запрет на Эдриана Ньюи, но в этом году для возобновления борьбы за первые места в «Формуле-1» хватило и запрета на выдувные диффузоры.
Как результат – в первых квалификациях прошлогодние победители смотрелись не лучшим образом: обновленная версия RB8 неэффективно работала с покрышками на одном быстром круге. Эта проблема немедленно сказалась на результатах – лишившись возможности проводить гоночные уик-энда в стиле «поул – два быстрых круга до активации DRS – мы выиграли», пилоты «быков» завязли в пелотоне и на какое-то время перестали доминировать. Однако уже в Бахрейн команда привезла модернизированный болид, который позволил действующему чемпиону мира победить.
А потом началась череда скандалов, в центре которых оказался именно болид «Ред Булл»: в Монако появились спорные отверстия в днище, затем выяснилось, что тормозные диски болида также вызывают много вопросов, а в Германии вскрылось, команда подкручивает обороты двигателя в среднем диапазоне оборотов.
Несмотря на то, что конюшня раз за разом попадает в спорные истории, ФИА не спешит с применением штрафных санкций – технари из Милтон-Кейнса продемонстрировали, что прекрасно разбираются в правилах: решения инженеров не нарушают букву закона, а являются следствием нестандартных трактовок регламента. Как и подобает команде, стремящейся выполнить непростую задачу по защите титулов, «Ред Булл» действует на грани, но еще не переходит ее.
Что будет дальше? Не обремененная финансовыми проблемами команда по-прежнему может выстрелить. У нее есть три дня тестов на прямой или двенадцать часов продувки полноразмерной модели, есть все необходимые инструменты разработчиков: аэродинамическая труба, симулятор, Эдриан Ньюи и центр CFD. Кроме того, болид этого года получился очень надежным – всего лишь один «технический» сход, да и тот по причине генератора двигателя «Рено».
Пилоты
Хоть Марк Уэббер и проиграл в прошлом году Себастьяну Феттелю, в сезоне-2012 австралийский гонщик вновь встрепенулся: 36-летний пилот сумел быстрее приспособиться не только к RB8, но и новым покрышкам «Пирелли». В гоночных условиях двукратный чемпион мира, впрочем, смотрелся ничуть не хуже напарника, и лишь недоразумения в виде Нараина Картикеяна или поломки генератора на машине помешали ему заработать очки во всех Гран-при сезона.
Главной загадкой для паддока остаются переменные результаты обоих пилотов конюшни. Например, в Монако гораздо сильнее смотрелся Марк, но уже на следующих двух этапах в Монреале и Валенсии преимущество было на стороне Себастьяна. В Великобритании снова главенствовал Уэббер, но в Германии он оказался в тени Феттеля.
Возможно, в этом году в невероятно плотной борьбе в пелотоне роль играют даже такие мелочи, как личные предпочтения и выступления на подходящих стилю пилотажа трассах – Уэббер всегда отлично смотрелся в Монте-Карло, а Феттель, например, на «Сузуке».
Лучшая и худшая гонки
Лучшая гонка – Гран-при Великобритании, где пилоты конюшни финишировали на первом и третьем местах. Худший заезд состоялся в Испании, где Феттель приехал к финишу шестым, а Уэббер – только одиннадцатым.
Фото: Fotobank/Getty Images/Drew Gibson/Mark Thompson
Ребят, ну не было ничего там лотерейного. Если бы и Феры и РБ пошли на пит, их это не спасло бы. Поэтому они и попытались за счет не заезда на пит, попробовать выиграть у Хэмилтона.
Абсолютно верно говорит аффтар о лотерейности победы в Канаде. Ведь при адекватном разборе гонки становится очевидно, что счатливый билетик выпал на долю Хама, когда он РАНЬШЕ ВСЕХ ИЗ ЛИДЕРОВ УРАБОТАЛ свой второй комплект покрышек, начал сильно терять в тепме и просто ВЫНУЖДЕН был отправиться в боксы за свежей резиной! Тем самым команда неосознанно и вынужденно оказалась на наиболее оптимальной для себя тактике в этой гонке. Чистая лотерея. В некотором роде дежавю Монаки-08, где расквашившись об стену, нигро своевременно оказался на самой походящей для подсыхающей трассы стратегии...
ПыСы. Причем все оптимальные расклады по резине накануне гонки открыто озвучил Хембри, от того навозная бестолковость выглядит еще более вопиющей
Лотерея ваша ну ни каким место ни куда не катит.
Лотерея их заключалась смогут ли они удержаться или нет, впереди Хэмилтона. Не больше. То что, они проиграют Льюису при одинаковой тактике, они поняли быстро. Ведь там высококвалифицированные спецы сидят. Они то уж проанализировали темп Льюиса в течении гонки. Когда мостики Феррари и РБ начали смотреть по-круговки Льюиса после пит-стопа, они поняли что останавливаться смысла нет. Льюис перекрыл время Алонсо и Фета уже после круга выезда с пита. Феррари и РБ могли пойти на остановку, если бы увидели что Хэмилтон отстает по темпу, но этого не произошло. Ибо Хэмилтон сокращал отставание стабильно улучшая свое время на каждом круге. И видимо Феррари и РБ решил сыграть по-крупному и дотянуть до финиша. Не вышло. Они конечно могли заехать в свои «окна» на пит и разыграть между собой 2-е место. Так что, вариантов там не было никаких(!).
А во вторых, Фет был ещё и позади Алонсы и проигрывал ещё больше и без вариантов бы выезжал после пита за ним.