По прозвищу «Гений»
Мало к кому из инженеров «Формулы-1» применяется определение «гениальный». И, пожалуй, только у одного из современных конструкторов это звание никем не оспаривается. Прежде чем добиться успеха в «Ф-1», Эдриан Ньюи попробовал себя чуть ли не во всех главных гоночных сериях. И, что еще более удивительно, везде добивался успеха.
Его карьера конструктора началась очень рано – в 12 лет он помогал отцу строить карт и получал от этого не меньше удовольствия, чем от пилотирования. Желание конструировать гоночные машины предопределило и профессию – инженер, и специализацию – аэродинамика. Именно в конце 70-х аэродинамика (говоря строго, газодинамика, одним из разделов которой является аэродинамика) резко продвинулась вперед, что было связано, в первую очередь, с прогрессом в самолетостроении. Но Ньюи не хотел строить летательные аппараты и сразу после получения диплома присоединился к конюшне «Фиттипальди». В бразильской команде постоянно царила несколько нервная атмосфера, и латиноамериканский темперамент владельцев часто приводил к тому, что они вмешивались в чисто инженерные вопросы. Возможно, именно поэтому Ньюи через год покинул команду и присоединился к «Марч».
Коллектив, одним из основателей которого был Макс Мосли, уже давно не боролся за победы, но по-прежнему имел обширную программу в младших «формулах» и гонках спортпрототипов. Ньюи успел побывать и гоночным инженером в «Ф-2» и конструктором прототипа, который два года подряд побеждал в серии. Оставаясь в составе «Марч», Ньюи перебрался в США, где стал конструировать машины для «Индикара». Эл Ансер и Бобби Рэйхол два сезона кряду выигрывали серию, пилотируя «Марч», что закрепило за Ньюи славу выдающегося конструктора.
Но даже после таких успехов его мечтой оставалась «Формула-1» и, так как «Марч» не предлагал сменить сферу деятельности, Эдриан перешел к конкурентам – в «Лолу». Вместе с известным Карлом Хаасом «Лола» предприняла (не первую и не последнюю) попытку завоевать «Формулу-1». Под громким названием «ФОРС» команда делала столь же громкие приобретения – ее пилотами были крепкий середняк Патрик Тамбэ и экс-чемпион Алан Джонс, вернувшийся с гоночной пенсии. Но австралиец за годы отставки набрал лишний вес и потерял мотивацию, а в «Лоле», как обычно, не хватило энтузиазма на долгий срок.
Когда проект скоропостижно завершился, Ньюи вернулся в «Марч». Теперь ему дали возможность поработать в Европе. Шасси «Марч» поставлялось команде «Лейтон Хаус» – коллективу и за очки-то борющемуся от случая к случаю. Но и здесь Ньюи сумел удивить скептиков. Сделав основную ставку на аэродинамику, конструктор добился определенных успехов. Именно в модели «881» впервые появился более тонкий носовой обтекатель, который потом заимствуют конкуренты. Окрашенные в бирюзовые цвета машины запомнились неожиданными подиумами, лидированиями в гонке и борьбой с «Макларенами» и «Феррари».
Но в сезоне-1990 Ньюи был уволен с формулировкой «за неудовлетворительные результаты». В «Марче» считали, что после седьмого места их пилота (Ивана Капелли) в 1988 году планку необходимо поднимать, но при этом не торопились реорганизовывать коллектив и не пытались избавиться от слабых и ненадежных двигателей «Джадд». Сам Эдриан позже отмечал, что вместе с командой он просто зашел в тупик:
«В то время я в себе сильно сомневался. С болидом «Марч» 1988 года удалось добиться определенных успехов, но мне было всего 28 лет, и я был немного наивным. Мы были чересчур амбициозными, а я прошел путь от героя до парня, который не понимал, чем он занимается. Меня уволили, но к тому моменту я уже решил, что хочу уйти, потому что когда командой начинает управлять бухгалтер, наступает время для перехода».
Как бы там ни было, в других командах нашлись более прозорливые люди, поэтому Ньюи недолго был безработным.
Новым пристанищем конструктора стал «Уильямс». Именно здесь англичанин завоевал славу гения и непререкаемого авторитета в мире гонок. И для этого ему понадобилось не так уж много времени. Конечно, нельзя не отметить, что Ньюи трудился не один – его непосредственным начальником был Патрик Хэд – еще один гениальный конструктор и человек, всегда умеющий различать талант подчиненных. Но в 1990 году Хэд был техническим директором, а гонки стали намного сложнее, чтобы один человек занимался несколькими работами. Хэду нужен был такой же талантливый конструктор, каким был он сам. Поэтому неудивительно, что странное решение «Марча» стало желанным подарком для «Уильямса».
Первая самостоятельная модель Ньюи в «Уильямсе» увидела свет в 1991 году. FW14 имел более низкую посадку пилота при поднятой передней и задней части. Как и любое решение, это имело свои сильные и слабые стороны. К недостаткам относилось уменьшение роли диффузора. Что, видимо, и стало причиной проблем в начале сезона, когда Айртон Сенна выигрывал для «Макларена» одну гонку за другой. В версии «В» той же модели недостатки были устранены, и Мэнселл навязал серьезную борьбу бразильцу. Чемпионат, все же, был проигран, но перспективы ожидались блестящие.
Следующие два сезона прошли под диктовку машин Ньюи. Улучшив аэродинамику, Эдриан не ограничился своей любимой областью. Он поработал над активной подвеской, АБС, двойным сцеплением. Не все его идеи получили одобрение ФИА, и часто оказывалось, что конструктор потратил много времени и сил зря. Но, тем не менее, Мэнселл и Ален Прост два года подряд приносили титул команде из Гроува.
Изменения в регламенте в начале 1994 года во многом были вызваны желанием ФИА ослабить «Уильямс» и повысить интерес к чемпионату. Поэтому FW16 не стал логичным продолжением своих чемпионских предков, а являл разработку машины с нуля. На этот раз борьба была проиграна конкурентам из «Бенеттона», но гораздо более серьезным ударом стала гибель Айртона Сенны. Конструкторам, работающим в «Формуле-1» долгое время, почти не удается избежать того, что их машины становятся причиной смерти гонщика. Не избежал этой горькой участи и Ньюи, которого (вместе с Хэдом) итальянские власти достаточно долгое время стремились обвинить в непредумышленном убийстве.
Следующий год стал еще более разочаровывающим – на сей раз «Бенеттон» и Шумахер досрочно завоевали титул. Но Ньюи не опускал рук, готовясь к новому сезону, где команды ожидали очередные изменения, ставшие следствием борьбы за безопасность. В 1995-м также появились первые признаки разлада между Ньюи и «Уильямсом». Конструктор обоснованно считал, что достоин занимать роль технического директора, команда столь же обоснованно отвечала, что не видит смысла что-то менять, так как с директором Хэдом были одержаны самые громкие победы. Как бы там ни было, становилось ясно, что Ньюи продолжит карьеру в другой команде.
Его лебединая песня в «Уильямсе» получилась на славу – «конюшня» вернула себе титул, а Дэймон Хилл и Жак Вильнев заняли первые два месте в чемпионате. На сей раз Эдриан лучше других приспособился к переменам в регламенте. Когда ФИА потребовала увеличить защиту кокпита, почти все команды просто нарастили «воротник» вокруг сиденья пилота. Ньюи же посадил пилота глубже в машину, выполнив требование Федерации и не нарушив аэродинамику болида (справедливости ради стоит сказать, что так же поступили и в «Джордане», чей конструктор Гэри Андерсон порой прыгал выше головы, выдвигая оригинальные идеи).
Уже по ходу сезона все знали, что Ньюи уходит в «Макларен», но «Уильямс» не отстранил конструктора от работы над машиной 1997 года, понимая, что лучше увидеть копию своей машины в «Макларене», чем лишиться быстрого автомобиля.
Поэтому в первый год Ньюи в составе команды из Уокинга сложилась интересная ситуация. Пока его машина (конечно, дорабатываемая «Уильямсом» по ходу сезона) завоевывала очередной титул, сам Эдриан боролся со множеством проблем в «Макларене». После двух, во многом случайных, как тогда казалось, побед в гонках, подопечные Рона Денниса внезапно вышли на первую роль в 1998 году. Мика Хаккинен и Дэвид Култхард в начале сезона не имели конкурентов. Поэтому таким конкурентом стала ФИА. С подачи журналистов чиновники обратили внимание на дополнительную педаль тормоза в машине, задействовавшую так называемую систему диагональных тормозов. Формально это разработка не нарушала ни один пункт правил, но ее все же запретили. Ньюи, не уделяя много времени критике чиновников, сосредоточился на аэродинамике. При нем в «Макларене», а затем во всей «Формуле-1» антикрылья стали обрастать дополнительными элементами, внешний вид машины изменился из-за более приподнятого носового обтекателя, эволюционировали выхлопная система и дефлекторы.
После двух подряд титулов Мики Хаккинена команда проиграла борьбу «Феррари». Наступили нелегкие времена. Эдриан стал искать решение не только в области аэродинамики – его работы с коробкой передач были вполне успешны, хотя и потребовали дополнительного вливания средств. Интересно, что в сезоне-2003 команда вообще не выставила новую машину, а модернизировала МР4-17 прошлого года. При этом Кими Райкконен едва не завоевал титул.
Постоянное напряжение и давление в чемпионате вынуждали конструктора идти по тонкой грани во время разработки болидов. Некоторые идеи Ньюи, прекрасно жившие на бумаге и любимой чертежной доске, команда с трудом воплощала в жизнь из-за их технической сложности. Болиды все чаще становились хрупкими и ненадежными, и это не способствовало улучшению отношений между руководством коллектива и техническим директором. Сложная психологическая обстановка в 2001 году чуть не привела к бегству Ньюи в «Ягуар» к своему давнему приятелю по серии «Индикар» Бобби Рэйхолу, но в последний момент «Макларен» сумел удержать конструктора.
Наиболее трудными в техническом плане для команды выдались 2003 и 2004 годы. Под руководством Ньюи к сезону-2003 была разработана инновационная модель MP4-18, но по разным причинам она целый год обкатывалась на тестовых трассах и так и не появилась в гонках. На разработку машины ушли время и большие деньги, некоторые идеи на автомобиле уже устарели, поэтому новый конфликт был неизбежен – Ньюи хотелось сразу заняться разработкой нового болида, в то время как Рон Деннис и Мартин Уитмарш настаивали на том, чтобы модернизировать конструкцию и выставить ее в гонках под индексом MP4-19.
В результате действительно новый автомобиль (MP4-19B) появился лишь в середине сезона-2004, и в это же время Эдриан уже разрабатывал машину образца 2005 года – как выяснилось позднее, свою последнюю модель в «Макларене».
В последний год в легендарной конюшне Ньюи был фактически отстранен от работы, делая эскизы яхт и дорожных автомобилей для гигантской «Группы Макларен». Деннис, в отличие от Фрэнка Уильямса, не желал, чтобы после перехода в стан конкурентов Ньюи был в курсе нюансов машины прежних работодателей.
Переход в «Ред Булл» казался всем переходом ради денег. Многие считали, что у Ньюи есть талантливые конкуренты, с которыми ему будет нелегко соперничать, а сам проект «Ред Булл» виделся лишь гламурным развлечением австрийского миллиардера. Что во многом было правдой, если вспомнить многочисленные пиар-компании команды. Но при этом Матешиц и Ньюи умеют разграничивать работу и шоу.
После нескольких действительно блеклых с точки зрения результатов сезонов, наступил перелом. Изменения в регламенте перед 2009 годом полностью поменяли роли в пелотоне. И хотя лучше всех приспособились к переменам в «Брауне», в «Ред Булл» отстали ненамного. В очередной раз Ньюи проявил и гибкость мышления, быстро адаптировавшись к новым правилам, и оригинальность, внедряя такие новинки как выдувной диффузор. Если первый раунд по новым правилам был проигран, то затем аэродинамика «Ред Булл» была доведена до совершенства. Стоит также отметить, что это вряд ли стало бы возможным без грамотной внутренней политики команды. В эру доминирования заводских коллективов «Ред Булл» не стал дорогой игрушкой миллиардера, которая приглашает звезд лишь для броского пресс-релиза, за которыми следует мысль, что частникам в наше время непросто. Традиционно, были решения вызывавшие недовольство соперников и ФИА – но в итоге титул с уже третьей командой был завоеван. И было бы неправильно считать, что успехи «Ред Булл» стали возможны благодаря одной новинке, даже такой удачной как выдувной диффузор. Соперники рано или поздно копируют удачную идею, либо добиваются ее запрета. Ньюи всегда полагал, что невозможно добиться победы за счет одной области – к примеру, аэродинамики – и стремился, чтобы его машины работали как единый механизм.
«Среди моих достижений победы в Кубке конструкторов и чемпионате пилотов с «Ред Булл» в прошлом году принесли мне самое большое удовлетворение. Когда я в 2006-м перешел из «Макларена» в австрийскую конюшню, многие говорили, что Ньюи это не по зубам, и он потерпит фиаско и разрушит свою карьеру. Я пытался не слушать, что говорят люди.
Первоначально я пытался концентрироваться только на конструировании, однако вскоре стало понятно, что команда не могла себе этого позволить. Я начал работать над строительством инфраструктуры, потому что без этого мы не могли заниматься разработкой машины.
Все, чего мы добились за прошедшие пять лет, оказалось удивительным», – говорит Эдриан.
Ньюи никогда не будет самым знаменитым уроженцем своего города – ведь родом он из Стрэтффорда-на-Эвойне – городе, где родился Шекспир. Но Ньюи всегда был скромен и к громкой славе не стремился. Ему достаточно побед его машин на трассах.
5 лучших болидов Ньюи в «Формуле-1» по версии Sports.ru
«Уильямс» FW14B
Этот монстр, обладавший самой совершенной аэродинамикой в пелотоне и активной подвеской, в сезоне-1992 выиграл 10 гонок и 15 квалификаций. Найджел Мэнселл оформил чемпионский титул досрочно, а его рекорд по числу побед со старта чемпионата (5) до сих пор остается непревзойденным.
«Макларен» MP4/13
Первый же болид, который Эдриан построил для «Макларена», привел Мику Хаккинена к чемпионскому титулу, а команду – к последнему на сегодняшний день Кубку конструкторов. MP4/13 начал громить соперников еще во время предсезонных тестов, и помешать команде добиться триумфа не позволили ни ФИА, ни раскочегарившиеся по ходу чемпионата соперники из «Феррари».
«Ред Булл» RB7
Несмотря на высочайшую конкуренцию в пелотоне, к настоящему моменту самое новое творение Эдриана Ньюи, Роба Маршалла и Питера Продрому выиграло все 12 квалификаций в сезоне, а также позволило Себастьяну Феттелю одержать 7 побед и комфортно лидировать в личном зачете. Однако главное то, что RB7 по-прежнему не сталкивался с техническими трудностями, которые приводили бы к сходам в гонках.
«Уильямс» FW18
Эта модель, построенная к сезону-1996, была лишь развитием предыдущих FW17А и FW17B. Однако отсутствие революционных идей с лихвой компенсировалось убийственной эффективностью всех систем автомобиля. По ходу чемпионата Дэймон Хилл и Жак Вильнев были практически недосягаемыми для соперников. Итог – 12 побед, безоговорочная победа в Кубке конструкторов и междусобойчик Дэймона и Жака в борьбе за чемпионский титул.
«Макларен» MP4-20
Эта машина, построенная Эдрианом Ньюи и Майком Кофлэном, была быстрейшей в пелотоне, однако чрезвычайно ненадежной. В дни, когда техника не ломалась, Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя буквально летели к победам – в итоге их оказалось 10. Но все же в 2005 году титул достался не «Макларену» и Райкконену, а более стабильным «Рено» и Алонсо.
«проект «Ред Булл» виделся лишь гламурным развлечением австрийского миллиардера. Что во многом было правдой, если вспомнить многочисленные пиар-компании команды. »
пиар-компании делаются не для гламурных развлечений - это чётко спланированная акция по продвижению бренда, расчитанная на определённую аудиторию.