Автодром скорости
Гонкой в Монце закрывается европейский сезон «Формулы-1», и символично, что это происходит именно на этой трассе. После Гран-при Италии мы будто переместимся во времени, перелетев из старого парка на ультрасовременные автодромы. Ведь когда в Монце уже вовсю гонялись, про такие страны как Абу-Даби и Южная Корея в Европе (то есть, во всем мире) никто и не слышал. Лишь во времена зрелого Фанхио мореплаватель Колумб открыл эти земли для коммерческих прожектов Берни. Наверное, должно пройти еще полвека и одна мировая война, чтобы трассы-неофиты воспринимались не как диковинные и, возможно, временные участники чемпионата.
Один комментатор, любящий хвалиться своими познаниями в иностранных языках и регулярно затрудняющийся перевести радиопереговоры гонщика с инженером (конечно же, только из-за плохой слышимости), часто вспоминает про Монцу (раза три за год) словами «Viva la magica, viva la tragica». Если о трагизме никто не спорит, то вот с магией выходит неувязка. Ничего особенно волшебного, на первый взгляд, в трассе нет. Джеки Стюарт прямо говорил, что для победы в Монце вовсе не обязательно проявлять все гоночное мастерство. Достаточно иметь лишь мощный двигатель и, конечно же, немного удачи. Изюминка в том, что как раз в этой простоте и заключается вся привлекательность трассы. Слип-стрим, который сейчас далеко не так распространен, как прежде, именно в Монце начал применяться по полной. Быстрая трасса давала шанс не самым ловким парням посоревноваться с настоящими грандами. А именно это и привлекает зрительский интерес.
Как и все трассы с древней историей, Монца стала местом гибели многих пилотов. И, к сожалению, «Аутодромо Национале» имеет устрашающий послужной список даже в сравнении с такими далеко не мирными трассами как «Нюрбургринг» и «Спа-Франкоршам». Еще до начала проведения официальных чемпионатов «Ф-1» в Монце уже погибло семнадцать гонщиков. Известный в довоенные времена Джузеппе Кампари стал первым, но не последним из топ-пилотов, погибших здесь. В 1955 году спасшийся из вод гавани Монако Альберто Аскари погиб в Монце на тестах при не до конца выясненных обстоятельствах. Шесть лет спустя пилот «Феррари» Вольфганг фон Трипс после контакта с Кларком взлетел в воздух и рухнул в толпу зрителей. Кстати, после той трагедии итальянская полиция довольно долго желала привлечь к суду Кларка и босса «Лотуса» Чепмена. Но, несмотря на то, что те аварии были и ужасными, по большей части они являлись случайными. По-настоящему же опасной трассу стали считать с развитием гоночной аэродинамики и борьбы за безопасность � во второй половине шестидесятых. Рост скоростей привел одновременно и к опасным авариям, и к непредсказуемым результатам. Именно «заточенность» трассы под скорость позволила довольно среднему гонщику Людовико Скарфиотти одержать в 66-м победу на «Феррари» (до сих пор это последний итальянец, побеждавший в Гран-при Италии на итальянском автомобиле).
Год спустя здесь прошла одна из самых зрелищных гонок в истории. Джим Кларк то проигрывал круг соперникам, то возглавлял пелотон. Но из-за закончившегося топлива шотландец упустил победу. Первое место определялось фотофинишем, на котором было видно, что «Хонда» Сертиза на какие-то сантиметры опередила «человека и пароход» � Джека Брэбэма на «Брэбэме».
В 1970-м Монца заставила говорить о себе больше обычного. Отказавшийся от антикрыльев (к которым всегда относился несколько скептически) лидер чемпионата Йохен Риндт погиб в повороте «Параболика». В минувшее воскресенье этому печальному событию исполнилось ровно сорок лет. Авария австрийца вызвала больший резонанс, чем гибель фон Трипса � времена были уже не те, и гонщики не боялись говорить о том, что они не солдаты и не готовы умирать. В результате организаторы приняли некоторые меры (в первую очередь, спилили деревья в «Параболике»), но не радикальные, так что скоростные качества трассы почти не изменились. Об этом говорит один из самых плотных финишей в истории «Формулы-1», случившийся в Монце в 1971 году: победителя от пятого места отделила 61 сотая секунды.
Гонки со слип-стримами продолжали соседствовать с трагедиями. Следующая громкая авария произошла в 1978-м, когда в стартовом завале Ронни Петерсон получил смертельные травмы. Это едва не лишило Монцу гонок, но переезд итальянского Гран-при в Имолу так окончательно и не состоялся.
В наше время длинные прямые разбавлены медленными шиканами, что приводит к серьезной работе тормозов. Из-за шиканы в конце стартовой прямой скорость не такая высокая, как могла бы быть, и достигает «всего лишь» 340 км/час. Это первый из трех «тещиных языков» на треке. Второй � «Делла Роджа» � не дает разогнаться до второй космической скорости перед быстрым «Лесмо». В «Родже» самый значительный перепад скоростей � более 200 км/час. После «Лесмо» в былые годы пилоты на одном дыхании проходили прямую, плавный поворот «дель Виалоне» и еще одну прямую, после чего влетали в легендарную «Параболику». Однако в 1972 году по соображениям безопасности вместо «Виалоне» появилась шикана «Варианте Аскари», которая немного нарушила скоростной ритм данного участка трассы.
От техники в Монце требуется, в сущности, не так и много: мощный двигатель и надежные тормоза. Многие команды привезут в Италию воздуховод, хотя в его необходимости на итальянском автодроме некоторые конюшни сомневаются�
Сразу четверо пилотов имеют в своем активе победы на «Аутодромо Национале». Пять раз � и это снова рекорд � побеждал здесь Михаэль Шумахер, трижды � Баррикелло и по одному разу Алонсо с Феттелем. Традиционно неплохо здесь выглядят Кубица � который в этот раз имеет шансы на очередной подиум � и Ковалайнен � который их не имеет.
Также не стоит забывать, что в Монце ФИА проведет более строгую проверку днища машин на гибкость. И если есть доля правды, в том, что в Бельгии темп «Ред Булл» в сравнении с соперниками снизился из-за аналогичной проверки Федерацией антикрыльев, то команду Матешица ждет еще один непростой Гран-при. А вот «Макларен», напротив, многие смело называют фаворитом. Сейчас ситуация напоминает начало чемпионата, когда воздуховод британской команды нивелировал отставание в других областях. «Феррари», конечно же, будет находиться в центре внимания прессы и болельщиков, но, скорее всего, будет, вместе с «Ред Булл» пытаться воспользоваться ошибками «Макларена».
Безусловно, несмотря на большой процент случайных победителей, чаще в Монце выигрывали те, кто часто добивался успехов на других трассах по ходу чемпионата. Но Гран-при Италии � это своеобразное Рождество для взрослых мальчиков и их машинок � шанс, пусть и маленький, есть почти у каждого.
Хотел написать тоже самое.
Кстати, когда комментил Кабановский, мне все время казалось что он придумывает переговоры. Потому что разобрать там было вообще нереально в некоторых местах.