7 мин.

Дожить до старта

Со времени начала приема ФИА заявок на участие в сезоне-2010 прошло чуть больше года, и из всех официальных новичков до старта чемпионата мира, по сути, не добрался никто: «Лотус», хотя и был включен Федерацией в заявочный лист под этим названием, на деле вырос из проекта «Лайтспид», «Манор» превратился в «Верджин», «Кампос» продался Хосе Карабанте и стал «Хиспанией», а US F1 и вовсе впал в кому, не дойдя даже до стадии производства болида.

Увы, или к счастью, стать полноценной командой (а не только на словах) «Формулы-1» по-прежнему очень сложно. За многолетнюю историю гонок Гран-при принять участие в чемпионате мира пытались многие проекты, но далеко не всем удалось вывести болиды на старт своей первой гонки. Учитывая, что даже простое перечисление несостоявшихся конюшен займет много времени, попробуем, не влезая в эпоху динозавров, когда чуть ли не каждый житель планеты Земля конструировал болиды для «Ф-1», кратко рассказать о наиболее ярких неудачниках.

«Альпин»

Компания «Альпин», первоначально занимавшаяся доводкой автомобилей «Рено», а позже ставшая спортивным подразделением французского автогиганта, дважды пыталась попасть в «Формулу-1». Болид A350, созданный в 1968 году, так и не вышел на старт Гран-при, поскольку «Рено» посчитала, что гонки подобного рода не соответствуют имиджу компании. Но через семь лет, когда начала зарождаться эра турбомоторов, «Альпин» вновь взялась за разработку машины «Ф-1». Неизвестно, чем бы закончилась вторая история, если бы не назревшая реструктуризация в компании � «Рено» решила превратить «Альпин» в свое спортивное подразделение, и напуганные сотрудники, опасающиеся закрытия проекта, показали свою работу журналистам.

В итоге слухи стали правдой � «Альпин» преобразовалась в «Рено Спорт», болид A500 после многочисленных проблем на тестах пережил все болезни, а затем был переименован в «Рено» RS01. И пусть история «Альпин» закончилась, зато настало время знаменитого «желтого чайника»!

«Азиатек»

В конце 2000 года эта амбициозная компания выкупила активы программы по разработке и производству двигателей «Пежо». В течение следующих двух сезонов слабенькие агрегаты поставлялись «Эрроузу» и «Минарди», а затем «Азиатек» надумал создать собственный болид. Для этой цели была куплена старая база «Уильямса» в Дидкоте, а проектирование автомобиля предоставили известному специалисту Энрике Скалаброни. Предполагалось, что сначала машина станет испытательным стендом для моторов, а в 2004 году дебютирует в гонках, однако план не сработал � в конце 2002 года «Азиатек» был объявлен банкротом.

«БМВ»

В 1990-м немецкий концерн планировал вернуться в «Формулу-1» в качестве полноценной команды, а не поставщиком моторов, и заказал у фирмы «Симтек» Макса Мосли и Ника Уирта разработку болида «Ф-1». Но, поскольку «БМВ» переключился на немецкий чемпионат кузовных автомобилей, проект S192 был заброшен. Впрочем, история на этом не закончилась. Через некоторое время работа над машиной возобновилась, и болид был доделан и продан «Андреа Мода». Учитывая результаты итальянской конюшни, можно отметить, что в «БМВ» вряд ли сильно пожалели о своем отказе от программы «Ф-1».

«Браво»

Тот самый болид «Симтека», о котором мы только что рассказали, доработанный для «Андреа Мода» под индексом S921, должен был стать отправной точкой и для испанской команды «Браво». Менеджером конюшни мог быть Адриан Кампос (он самый), гонщиками � Никола Ларини и Хорди Жене, а их будущими преемниками называли Педро де ла Росу и Ивана Ариаса.

К несчастью, для «Браво» все закончилось, так и не успев начаться. Руководитель Жан-Пьер Моснье, пытавшийся ранее попасть в «Формулу-1» с несостоявшееся конюшней «Атмос», умер. А вскоре после его смерти проект был свернут.

Стоит отметить, что концепция болида, заложенная фирмой «Симтек» еще в 1990 году, дожила аж до сезона-1994, когда уже все та же фирма доработала машину до версии S941.

«Доум»

Идея Агури Сузуки создать полностью японскую команду была не первой в Стране восходящего солнца. В 1996-м компания «Доум» разработала болид F105, а за его руль планировала посадить местных гонщиков. В течение того года команда активно тестировала машину с помощью Марко Апичеллы, Синдзи Накано и Наоки Хаттори, но результаты были не слишком впечатляющими. Лучшему квалификационному времени Жака Вильнева на «Сузуке» «Доум» проиграл более семи секунд. Но еще более жестокий удар ждал конюшню в конце тестов, когда в результате вспыхнувшего пожара машина была практически полностью уничтожена.

Более чем через год болид был восстановлен. Он прошел несколько испытаний, но «Доум» разочаровался в проекте из-за отсутствия поддержки японских спонсоров, и в итоге закрыл проект.

«Хонда»

Конечно, по большому счету, сравнивать достижения «Хонды» в «Формуле-1» с командами вроде US F1 или «Браво» бессмысленно. Но еще до своего возвращения в 2006 году японская компания создала несколько опытных болидов «Формулы-1». Самой известной является история 1999 года, когда «Хонда», возглавляемая Харви Постлтуэйтом, успешно проводила испытания RA099, но после смерти технического гуру забросила проект и переключилась на «БАР». Еще раньше, в 1990 году «Хонда» разработала болиды RC100 и RC101. Японцы � удивительные люди. Эти машины, несмотря на то, что были полностью готовы и могли ездить, были созданы лишь с целью тренировок и учебы инженеров компании. После того, как все цели были достигнуты, оба опытных образца были уничтожены во время крэш-тестов.

«Икудзава»

Еще один японский проект, основанный бывшим пилотом «Формулы-2» и «Формулы-3» Тецу Икудзавой. В качестве тим-менеджера рассматривался Питер Уиндзор (привет, US F1!), а главным конструктором стал Энрике Скалаброни. Однако усилий команды не хватило даже на то, чтобы просто создать автомобиль.

«Лайон»

Об этом проекте нет смысла говорить много, поскольку двенадцатиколесная машина не уехала дальше листа ватмана, но не обратить внимания на это творение инженерной мысли было нельзя!

«Рейнард»

Известный конструктор гоночных болидов Эдриан Рейнард, строивший успешные машины для «Индикара», несколько раз пытался создать и автомобиль «Ф-1». Первая попытка состоялась в 1974 году для проекта «Хоуки», в 1989-м Эдриан разработал модель 89M на базе подогнанного под регламент «Формулы-1» шасси болида «Формулы-3000», а третья машина, оснащенная двигателем «Ямаха», была сконструирована в 1992 году. Последний болид был продан конюшне «Ф-3000» «Пасифик», и та в 1994 году с модифицированной версией автомобиля попытала счастья в «Ф-1», но ничего не добилась.

Советские автомобили «Формулы-1»

В конце 50-х � начале 60-х годов отечественные спортивные организации надеялись приблизиться к стандартам международного автоспорта, что привело к появлению «Формулы-1» «местного разлива». Увы, мечты советских конструкторов и автоклубов когда-нибудь выступать на одних трассах с мировыми грандами так и остались мечтами:

«Мы верили, что формальная классификация подтолкнет автомобильную промышленность к созданию машин, подобных тогдашним «Феррари» и «Мазерати». Эти добрые намерения казались утопией. Наша «Формула-1» вышла сугубо национальной. В ее рамки укладывались разномастные автомобили, преимущественно самоделки. Базой для них служили узлы серийных машин. Изготовляли их поштучно, и только ГА-22, КВН-3000Г и «Москвич-Г4» удалось изготовить партиями в три и более экземпляров», � рассказывал Лев Михайлович Шугуров.

«Стефан»

Не удивляйтесь! Мы не включили в наш обзор команду «Стефан Гран-при» образца 2010 года. Более десяти лет назад серб Зоран Стефанович уже пытался пробиться в «Формулу-1». С этой целью он выкупил у «Лолы» болид T97/30 (на котором Винченцо Соспири и Рикардо Россет не прошли квалификацию к Гран-при Австралии 1997 года) и попытался с этой машиной попасть в «Ф-1» в сезоне-1998. Впрочем, как и сегодня, дебют «Стефана» в Гран-при не состоялся.

«Феникс»

Старый знакомый известного пройдохи Тома Уокиншоу Чарльз Никерсон выкупил активы помершей конюшни «Прост» и с этой техникой попытался вступить в жуткий «Клуб Пираний». Однако строгая позиция ФИА не пустила «Феникс» дальше порога и не предоставила новоиспеченной команде ни места в пелотоне, ни контракта с шинниками.

***

Известных проектов, ставивших себе цель попасть в «Формулу-1», но так и не добившихся этого, насчитывается несколько десятков, и это говорит о том, насколько сложно стать участником гонок подобного уровня. Вот только негативный опыт предшественников не помешает обжечься новым желающим, и, быть может, уже в следующем году список неудачников пополнится новыми именами.