Борьба с тенью
Сезончик-то в чемпионате мира по ралли вышел на загляденье! А ведь ничто не предвещало такой концовки. Нет, чемпионом стал «сами знаете кто», но вот ход первенства заставил понервничать всех и вся...
Интересно, пожалели ли Себастьян Леб и Даниэль Элена о своих словах, когда после триумфального шествия в первой части сезона оба заговорили о возможных 12 победах в 12 гонках. Ну кто их за язык тянул? И это профессиональные спортсмены, которые, как принято считать, боятся сглаза!
Болельщики оказались более прозорливыми – во время опроса, который официальный сайт чемпионата проводил в конце марта, лишь восемь процентов проголосовавших дали утвердительный ответ на вопрос о том, сможет ли экипаж Леб/Элена выиграть все этапы WRC-2009.
Сезон выявил интересный факт – у Себастьяна Леба появился серьезный соперник. Такой, что может с легкостью подорвать, казалось бы, уверенное лидерство француза в чемпионате мира. И, что любопытно, этого супер-гонщика зовут не Микко Хирвонен. Его имя... Себастьян Леб! А точнее эдакий, если хотите, «анти-Леб». Нет, не думайте, что я брежу. Судите сами – весенне-летний провал, который привел к тому, что в лидеры чемпионата вышел пилот команды «Форд», был вызван собственными ошибками пятикратного чемпиона мира. Причем в сравнительно спокойных ситуациях, когда речь не шла о какой-то невероятной борьбе. Нет, была обыкновенная раллийная «текучка».
Впрочем, в предыдущие годы «анти-Себастьян» также показывал себя «с лучшей стороны», периодически вмешиваясь в борьбу за титул. Только вот в отличие от прошлых сезонов, в 2009 году риск потери звания чемпиона был велик, как никогда.
Ну кто бы мог предположить перед стартом, что в нескольких гонках руководству «Ситроена» придется идти на поклон к своим же «юниорам» и просить, чтобы дебютанты чемпионата Евгений Новиков и Конрад Раутенбах остановились на трассе и пропустили эльзасца вперед?! А ведь не случись этого, титул достался бы Хирвонену.
Кстати о Новикове. Впервые за всю историю мирового чемпионата в составе одной из, де-факто, заводских команд появился российский пилот. Сезон у Жени получился сложный – новый автомобиль, урезанная по ряду причин тестовая программа, проблемы со штурманом, смена «ко-драйвера» по ходу сезона и, наконец, финансовые проблемы. Однако даже в таких условиях москвич добился лучшего за всю историю выступлений советских и российских гонщиков результата – на его счету 4 очка в общем зачете и несколько выигранных спецучастков.
Но вернемся к лидерам чемпионата. Микко Хирвонен провел лучший в своей карьере сезон – результаты финна с каждым годом постепенно улучшаются. Да по чистой скорости Микко пока чаще проигрывает Лебу, доминируя, пожалуй, только на своем домашнем этапе. На всех же остальных ралли Хирвонен побеждал благодаря проблемам француза. Однако уроженец страны Суоми придумал, как стать чемпионом, будучи не самым быстрым в «канале». Секретным оружием финна стала стабильность. «Всего-то», – удивитесь вы? Как выяснилось, это не так просто и не так бесполезно! Пилот заводской команды «Форд» вышел в лидеры зачета после восьмого этапа, одержав к этому моменту всего-навсего две победы, тогда как на счету Леба их было целых пять. Да, можно обвинить в этом некорректную систему начисления очков, однако по этим правилам играют все участники чемпионата, и наибольшую выгоду из ситуации извлек Микко.
В отличие от лидеров, вторые пилоты заводских команд – а их оказалось, кстати, тоже только две – провели чемпионат не в борьбе друг с другом, а... ну, в общем, совсем по-разному. Дани Сордо был почти незаметен и закончил сезон пусть и на третьем месте, но без единой победы и вдали как от двух лидеров, так и от своих ближайших соперников. Отставание от Хирвонена составило 28 очков, а от занявшего четвертое место Яри-Матти Латвалы – 23 очка.
Латвала же занял четвертое место вопреки собственной езде. Да, он одержал одну победу, но в остальном постоянно делал все для того, чтобы подорвать собственную карьеру. Нелепые ошибки, аварии, сходы – даже удивительно, что босс «голубого овала» Малкольм Уилсон не заменил проштрафившегося пилота. Но к концу сезона Яри-Матти вел себя тише воды, ниже травы и закончил год пусть медленно, но верно...
Всего на 12 этапах чемпионата мира по ралли 2009 года за рулем болидов категории WRC выступили два десятка пилотов. И пусть побед добились лишь трое, остальные сумели провести чемпионат так, что каждый из них сумел чем-нибудь да запомниться.
Братья Петтер и Хеннинг Сольберги, как всегда, стали самыми харизматичными гонщиками пелотона. Сольбергу-младшему пришлось совмещать выступления на трассах с работой хозяина собственной команды. Петтер показал себя отличным боссом – созданный с нуля «частный» коллектив привел экс-чемпиона мира к пятому месту.
Хеннинг выступал в составе команды «Стобарт» и по праву может считаться главным балагуром чемпионата мира по ралли – из комментариев, которые он давал на финишах допов можно собрать целую книгу! И это с учетом того, что несколько лет назад норвежец вообще не знал английского языка...
Мэттью Уилсон мало-помалу улучшает результаты – в этом сезоне он впервые за свою карьеру закончил год в первой десятке. Итоговое седьмое место – настоящий успех для юного пилота.
Себастьян Ожье проводил первый сезон за рулем автомобиля категории WRC. Его выступление очень напоминало другого молодого пилота топ-команды Яри-Матти Латвалу: те же живописные аварии, неожиданные сходы, невезение... Однако в отличие от финна, француз был не настолько быстр. Отсюда и результат – восьмое место.
Остальные пилоты либо были очень быстры, но им тотально не везло – в эту категорию можно отнести юных талантов Мадса Остберга и Евгения Новикова, – либо стартовали на единичных этапах, как Маркус Гронхольм, Крис Аткинсон, Матти Рантанен, Кшиштоф Холовчиц, Яри Кетомаа, Урмо Аава, Аарон Буркарт, Андерс Грендал, либо просто были слишком медленны (Конрад Раутенбах, Федерико Виллагра, Халид Аль-Кассими).
Итак, сезончик-то в чемпионате мира по ралли вышел на загляденье, это факт. А вот что ждет зрителей в будущем? Пока непонятно. Мировой финансовый кризис продолжает оказывать влияние на спонсоров, что не лучшим образом сказывается на финансировании спортивных программ. Пропускает сезон Евгений Новиков, будущее Хеннинга и Петтера Сольбергов под вопросом, программа Себастьяна Ожье также пока не озвучена. Но, вместе с тем, есть и хорошие новости – один переход Кими Райкконена из «Формулы-1» в ралли чего стоит! И пусть финн, скорее всего, не добьется высоких результатов, но медиа-эффект от выступления чемпиона мира 2007 года в WRC будет огромным.
А до старта нового сезона осталось всего-то два месяца...