Дух «Нюрбургринга»
Как известно, нынешний «Нюрбургинг» – не чета тому старому 23-километровому монстру, самому сложному автодрому в истории автогонок, который, как и все в Германии того времени, был построен с большим размахом. «Нордшляйфе», или «Северная петля» («Зюйдшляйфе» мы, пожалуй, трогать не будем), олицетворяла эпоху титанов, которая ушла безвозвратно, но оставила яркий след в истории.
Больших любителей у «Нюрбургринга» никогда не было, да и как можно любить этого дьявола, частенько забиравшего гоночные души? Ту трассу уважали. И было отчего: «Нордшляйфе» – узенькая горная трасса в огромном лесном массиве. Длиннющие прямые по горкам подначивали пилотов придавить на газ, а последующие коварные повороты довольно быстро наказывали неразумных смельчаков. Часто меняющаяся погода еще больше ужесточала характер трассы, а постоянно растущие скорости болидов рано или поздно должны были привести к отказу от ежегодных поклонений злому богу.
В 1976 году «Зеленый ад» – так метко назвал «Нордшляйфе» один из самых успешных пилотов этой трассы Джеки Стюарт, – чуть не забрал жизнь у будущего трехкратного чемпиона мира Ники Лауды, подписав себе, тем самым, пожизненное отстранение от гонок «Формулы-1». Требования пилотов отказаться от проведения Гран-при Германии на «Северной петле» были абсолютно обоснованными, а посему исполненными.
Дальнейшая история гонок на «Нюрбургринге» связана с новой трассой, построенной в 1984 году тогда еще малоизвестным архитектором Германом Тильке и взявшей от старого гиганта лишь маленький кусочек трека. Увы, но место Гран-при Германии было уже прочно занято другим легендарным автодромом – «Хоккенхаймрингом», поэтому под «Нюрбургринг» подогнали недавно придуманную вывеску – Гран-при Европы. А поскольку Германия весьма тех времен сдержанно болела «Формулой-1», Берни Экклстоун посчитал, что одного этапа в чемпионате мира будет более чем достаточно.
Подходящий момент для очередного возвращения «Нюрбургринга» пришел в 1995 году. К тому моменту фанаты молодого Михаэля Шумахера из «Бенеттона» толпами валили на «Хоккенхаймринг», вся страна дружно переживала за спортсмена, и, разумеется, старина Берни не смог упустить очень важный с финансовой точки зрения рынок. В календаре чемпионата мира вновь появился «Нюрбургринг» (примечательно, что в 95-м победу на этой трассе одержал именно Михаэль) – сначала в качестве все того же Гран-при Европы, затем – Люксембурга, а после отказа «Ф-1» от Хереса над немецким автодромом вновь стали развеваться синие флаги с золотыми звездами.
Впрочем, ничто не вечно под луной, и однажды Михаэль Шумахер завершил карьеру, а старый соперник «Нюрбургринга» – «Хоккенхаймринг» начал испытывать финансовые затруднения. Словом, все сложилось для того, чтобы оставить в календаре «Ф-1» лишь одну гонку в Германии. Так и поступили: с 2007 года было принято решение чередовать обе трассы, правда в том самом 2007-м дело дошло до курьеза, когда один из трех крупнейших автоклубов Германии, AvD, которому принадлежат права на имя «Гран-при Германии», не захотел делиться этим именем с «Нюрбургрингом», и, в итоге, впервые за долгие годы национальный Гран-при остался за бортом «Формулы-1». К счастью, все разногласия были улажены, и в 2009-м трасса близ Эйфеля имеет полное право помещать в свою шапку черно-красно-желтый флаг.
Кстати, может так получиться, что в будущем году «Нюрбургринг» станет единственным местом проведения Гран-при Германии, ведь Хоккенхайм в последнее время сообщает о финансовых убытках, грозясь навсегда покинуть «Формулу-1». Знаменитая трасса уже давно участвует в мыльной опере про выживание в злобном мире капиталистических акул и регулярно ведет переговоры с Берни Экклстоуном. Впрочем, это уже совсем другая история.
У «Нюрбургринга» с финансами, вроде бы, все в порядке. Настолько, что владельцы частенько проводят различные модернизации трека. Самая крупная коснулась первого поворота – сейчас он начинает целый комплекс под названием «Мерседес-Арена», где зрители могут подольше задержать свои взгляды на пелотоне. Сама связка поворотов не очень зрелищна – это просто техничный участок трассы, но первый вираж Castrol изменился значительно! Раньше это был скоростной левый поворот, оценить который могли только пилоты, сейчас же он начинается на несколько сотен метров раньше, и резко заворачивает вправо, образуя острую шпильку. Учитывая, что стартовая прямая спускается к этому виражу, аварийность возрастает многократно. Ярким примером тому служит завал 2005 года, когда Марк Уэббер из «Уильямса» явно переоценил свои возможности, очень эффектно устранив многих конкурентов. Подобные аварии дают шанс отличиться пилотам, стартующим в конце пелотона.
«Главное, выбрать траекторию заранее и не пытаться с нее свернуть. Я решил прижаться к правому краю трассы и не прогадал», – так рассказал о своем маневре Дэвид Култхард, который в той же самой гонке, совершил впечатляющий стартовый рывок с 12-го на 4-е место.
Нельзя сказать, что на трассе больше нет интересных участков, но в сухую погоду обгоны возможны еще лишь в одном месте – в предпоследней связке поворотов – шикане NGK. Остальные виражи привлекательны только с точки зрения пилотажа. Поворот Dunlop интересен тем, что болиды к нему спускаются с горки, успевая набрать скорость до 280 км/час, поэтому торможение в этом 180-градусном вираже очень жесткое, но при этом крайне требовательное к мастерству пилота. Частые ошибки могут привести к быстрому износу покрышек. Следом идет еще одно интересное место – профилированная связка поворотов 8 и 9 (или Schumacher), которую проходят на скорости 250-270 км/час. Именно в этом месте, кстати, можно заметить эффективность аэродинамики болидов, поскольку на более слабых болидах пилоты дольше не прикасаются к педали газа.
Вообще, «Нюрбургринг» сочетает самые разнообразные повороты: от высокоскоростных до медленных, поэтому неудивительно, что болиды требуют одного из самых высоких уровней прижимной силы, ведь нужно не только эффективно проходить быстрые виражи, но и поддерживать высокую стабильность машины во время торможений.
Другая трудность для команд связана с шинами. В Эйфельских горах непредсказуемая погода, поэтому важно найти наиболее эффективные составы покрышек. Впрочем, синоптики на выходные прогнозируют дожди, поэтому не исключено, что выбор шин у команд будет не очень уж и большим.
Учитывая, что будет прохладно, логично предположить, что «Ред Булл» – главный претендент на победу. Впрочем, конструктор команды Эдриан Ньюи считает, что в отличие от Гран-при Великобритании борьба с «Браунами» будет плотнее, ведь «Нюрбургринг» – не такая скоростная трасса. «Феррари» тоже считает, что F60 будет более удачно смотреться в Германии, но команда не рассчитывает на победу. Остается лишь посочувствовать Кими Райкконену, у которого с этим автодромом складываются очень своеобразные отношения. Финн признается, что ему нравится эта трасса, но вот любовь эту взаимной никак не назовешь: в 2003-м он, лидируя, сошел из-за взрыва мотора «Мерседес», в 2005-м квадратное колесо, ставшее таким после неудачного обгона на круг Жака Вильнева (Кими перетормозил и сделал проплешину на покрышке) все-таки не выдержало, и разорвало подвеску машины на последнем круге гонки (Райкконен опять лидировал), наконец, в 2007-м уже в составе «Феррари» финна на «Нюрбургринге» поджидал отказ гидравлики.
Из современных гонщиков наиболее успешными являются Фернандо Алонсо, одержавший две победы, и выигравший лишь однажды Рубенс Баррикелло, но всем им далеко до Михаэля Шумахера, который пять раз поднимался на верхнюю ступень. Что удивительно, семикратный чемпион мира успешно выступал на «Нюрбургринге», но хуже – на «Хоккенхайме». Порой немцу словно стены помогали, а один раз их заменили три веселых тракториста, вытолкавших «Феррари» Красного барона обратно на трассу из гравийной ловушки. И пусть в той гонке в 2003 году Шумахер не победил, но важные четыре очка оказались не лишними в итоговом зачете – тогда Михаэль взял титул с перевесом лишь в два балла.
В 1999 году чудеса приключились другого рода. Гонка была дождевой, и все лидеры самоустранились, в результате чего на подиум взошли пилоты, которых на протяжении всего сезона трудно было представить в числе призеров – Джонни Херберт, Ярно Трулли и Рубенс Баррикелло.
Но при всех гоночных перипетиях новый «Нюрбургринг», увы, нельзя сравнить с «Нордшляйфе». Сейчас на той легендарной трассе почти не проводят соревнований, но болельщики при желании могут проехать круг за 22 евро на обычной машине. Кстати, старый бог пусть и дремлет, но еще жив – аварии и смертельные случаи случаются до сих пор, и служат свидетельством того, насколько опасны были гонки прошлых лет.
Что касается «Новой петли» - лично мне первая версия больше нравилась, без этого дурацкого аппендикса перед Мерседес-Ареной.