С характером от Тильке
Сегодня болельщика «Формулы-1» трудно удивить современным и интересным автодромом. Практически каждый год в календаре чемпионата появляются новые трассы с прекрасной инфраструктурой, необычным профилем, виражами на любой вкус, да еще и расположенные в самых необычных местах. За последние пять лет консервативный календарь «Формулы-1» превратился в собрание экзотических Гран-при: Бахрейн, Турция, Китай, Сингапур, а в сезоне-2009 Берни Экклстоун повезет «Большой цирк» в ОАЭ, на встречу с местными шейхами… Но всего десять лет назад королевские автогонки почти не были избалованы вниманием неевропейского мира, особенно его азиатской части. «Формула-1» в основном ютилась в Европе на устаревших, хоть и пропитанных гоночным духом, автодромах, и, по мнению Экклстоуна, ей явно требовался свежий глоток воздуха. Первой ласточкой, намекнувшей на глобальное пришествие Азии в «Формулу-1», стала малайская трасса «Сепанг».
Малайзию трудно назвать гоночной страной. Однако, как это часто бывает, желание стать участником элитного клуба зародилось не из-за любви народа к автогонкам, а из-за увлечения спортом первыми лицами страны. Местному премьер-министру Мохатхиру Мохаммеду настолько понравилась «Формула-1», что он загорелся идеей привезти эти гонки в свою страну. Стоит отметить, что в то время в Юго-восточной Азии бушевал экономический кризис, и строительство трассы по идее не очень хорошо вписывалось в схему оздоровления экономики Малайзии. Однако автодром был лишь частью более обширного проекта под названием «Международный аэропорт Куала-Лумпур», который был призван усилить туристическую отрасль государства.
Дизайн был поручен широко известному в то время в узких кругах специалистов немецкому архитектору Герману Тильке, который не постеснялся создать фантастический по тем временам автодром. Даже сегодня, десять лет спустя после завершения строительства, гонщики отмечают уникальность «Сепанга». «У этой трассы есть свой характер», – нечасто услышишь такое о более поздних творениях Тильке от ветерана «Формулы-1» Джанкарло Физикеллы, да и от других гонщиков.
Как и на всех новых автодромах, трасса строилась с учетом всех современных требований. Правда, стандарты в «Формуле-1» растут примерно в том же темпе, что и расходы команд, поэтому то, что вызывало восхищение десять лет назад, сегодня уже нарывается на критические замечания со стороны Экклстоуна. И тем не менее команды размещаются в просторных боксах, а зрители располагаются на красивых трибунах, напоминающих белокаменные пальмы. Правда, по рассказам очевидцев, с верхних ярусов проносящиеся далеко внизу болиды кажутся крошечными яркими пятнами, поэтому довольно часто зрительская масса глазеет на расположенные рядом телеэкраны. Ничего не поделаешь – тот факт, что «Ф-1» является телевизионным видом спорта, и семимильные шаги автоспорта в сторону безопасности, а значит, расширения зон вылетов, налагает свои отпечатки.
Впрочем, «Сепанг» в первую очередь интересен техническими характеристиками. Трасса широка – пилотам и их гоночным инженерам приходится ломать голову в поисках оптимальной траектории. Сочетание длиннющих прямых, большого количества высокоскоростных, медленных и средних поворотов заставляет команды искать компромисс в настройках: если выбрать низкую прижимную силу, то хоть болид и будет быстр на прямых, при этом он значительно потеряет на техничных участках трассы, и наоборот. Поэтому на первых практиках команды, как правило, заняты поиском оптимального баланса.
Но это не главная проблема. В календаре хватает техничных трасс, но не каждая из них предъявляет повышенные требования к физической форме пилотов. В Малайзии, в силу специфичности местного климата, стоит невероятная жара в сочетании с высокой влажностью. Гонщики настолько активно потеют, что к концу гонки, как правило, теряют от трех до пяти килограммов веса. И это всего лишь после 56 кругов гонки. Не раз и не два в кокпитах возникали трудности с подачей воды, и после финиша пилотов буквально вытаскивали из болидов.
Телезрителям, конечно, погодный фактор доставляет особое удовольствие – в любой момент над трассой могут сойтись тучи и пойти дождь. Как показывает история, дренажная система автодрома не успевает справиться с невероятно большим потоком воды, и в итоге дорожное полотно полностью заливается, машины аквапланируют, а в гонке происходят различные чудеса и коллизии. В 2001 году пара пилотов «Феррари» была синхронно смыта начинающимся дождем в одном и том же повороте, но после того, как ливень стих, на промежуточной резине «Бриджстоуна» Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло без особых проблем финишировали первым и вторым.
Несмотря на то, что в последние годы участникам везло с погодой – светило солнце, и трасса оставалась сухой, – на сей раз ситуация может кардинально измениться, ибо местные синоптики обещают ливень ближе к вечеру Гран-при. Год назад это никак не отразилось бы на гонке, но в этот раз организаторы передвинули старт на три часа вперед, из-за чего дождь может вмешаться как раз в решающую стадию заезда. Естественно, не все пилоты в восторге от подобной перспективы, ведь мало того что гонка пройдет вечером на автодроме, где нет искусственного освещения, так еще и существует вероятность того, что всех их просто смоет.
Как уже говорилось, «Сепанг» – очень требовательная трасса, и это относится не только к гонщикам, но и к болидам. Абразивный асфальт заставляет уделять повышенное внимание износу покрышек, а для моторов местный климат является дополнительной нагрузкой. Как правило, небольшой сбой в системе охлаждения может моментально привести к перегреву двигателя и сходу. Плюс ко всему трасса предъявляет повышенные требования к тормозам. Вот почему в Малайзии побеждают только те команды, которые ведут борьбу за победу в чемпионате.
Из ныне действующих пилотов по две победы у Кими Райкконена и Фернандо Алонсо и одна – у Джанкарло Физикеллы. Впрочем, учитывая нынешнюю скорость «Рено» и «Форс-Индии», вряд ли можно надеяться на то, что испанец и итальянец добьются очередного успеха. Райкконен имеет больше шансов, тем более что в сезоне-2008 победителем Гран-при Малайзии стал именно он. В той гонке единственным соперником финского пилота был его напарник Фелипе Масса, однако, по меткому выражению телекомментатора Мартина Брандла, «амбиции бразильца преодолели сцепление с трассой», и в результате гонщик самоустранился.
Несмотря на неудачу недельной давности в Австралии, «Феррари» всегда остается одним из главных претендентов на победу в гонке, что и продемонстрировали пятничные свободные заезды. Впрочем, в этом сезоне список желающих подержать главный приз как никогда широк: «Браун», «Ред Булл» и «БМВ-Заубер» наглядно продемонстрировали свою силу в Мельбурне.
Обгоны на «Сепанге» – не самое частое явление, однако политика ФИА по повышению зрелищности приносит свои плоды. Решение привозить кардинально различные составы резины «Бриджстоун» – на это раз мягкий и твердый типы – заставило инженеров задуматься над гоночной тактикой, а пилотов поработать над обгонами в Австралии. Замечания слышатся уже сейчас, только на сей раз не в фаворе основные покрышки, которые многим не удается довести до рабочего состояния. А это значит, что вероятность повторения австралийской истории довольно высока. Кстати, из-за шинников традиционные тактики в два или три пит-стопа рискуют превратиться в экстремальные стратегии, когда пилоты будут заезжать на плановую смену покрышек всего через несколько кругов после предыдущего посещения боксов. Но все же если этого не произойдет, то приблизительные окна остановок следующие: для трех остановок – 14-19, 25-30, 38-43, а для двух – 16-27, 35-41.
Помимо искусственных попыток увеличить накал страстей гонщикам есть где проявить себя самостоятельно: последний и первый медленные повороты, идущие после прямых, являются отличным местом для атак и проведения обгонов. В четвертом вираже также существуют довольно высокие шансы опередить соперника, но малейшая ошибка здесь чревата экскурсией в гравийную ловушку. В одиннадцатом повороте обогнать довольно непросто, но он считается одним из самых сложных в техническом плане – торможение начинается в тот момент, когда машина уже поворачивает вправо, вследствие чего возникает блокировка тормозов и колес, а сам болид неожиданно приобретает избыточную поворачиваемость. В заключительной части гонки, когда человек и техника будут уже на износе, это место может сыграть значительную роль в итоговой классификации. Разумеется, вышеупомянутые участки могут стать и местом столкновений, особенно первый вираж, где и во времена более узких передних антикрыльев случались различные инциденты.
Для некоторых современных пилотов воспоминания о «Сепанге» носят приятный характер. Например, в 2003 году Фернандо Алонсо выиграл первый поул в карьере, а на следующий день Кими Райкконен одержал свою первую победу. В 2004-м Дженсон Баттон принес команде «БАР» и себе лично первый подиум, а в 2005-м подобного же успеха для «Тойоты» добился Ярно Трулли.
А вот бывшие напарники по «Уильямсу» Нико Росберг и Марк Уэббер вряд ли с теплотой вспоминают жаркие гонки на «Сепанге». Австралиец лишь в 2008 году заработал первые очки на этой трассе, хотя в предыдущие годы, казалось, имел кучу возможностей добиться успеха. Однажды Марк даже стартовал в Малайзии с первого ряда, но не добрался до финиша. Нико до сих пор не может похвастать хорошими выступлениями. То сходы, то финиш далеко за пределами очковой зоны…
Но в это воскресенье у многих гонщиков вновь появится возможность реабилитироваться за локальные неудачи прошлых лет, а кто-то сможет и исправить досадные промахи, совершенные всего неделю назад на Гран-при Австралии.
А вот решение перенести гонку на позднее время - ИМХО не самое лучшее. Разница между Малайзией и Европой по времени не настолько велика, как с Японией и той же Австралией.
2 a.k.a.Vito. Да, действительно, «Сепанг» - не первый проект Тильке, как вы точно подметили. Но основная масса болельщиков узнала об этом архитекторе только после «Сепанга», а затем после переделки Хоккенхайма, создания Сахира, Шанхайского кольца и т.д. Поэтому и было отмечено, что Тильке до Сепанга был широко известен в узких кругах.