Шлем всему голова
Фото: AFP/ Ferrari press office
Пристальное внимание к технологии изготовления шлемов и их качественным характеристикам спровоцировала авария 1956 года, в результате которой погиб популярный американский гонщик Уильям «Пит» Снелл (не выдержавший нагрузок протектор на голове энтузиаста не уберег его от многочисленных черепно-мозговых травм, которые повлекли летальный исход). По следам трагедии друзья пилота � по большей части ученые и медики � создали благотворительный фонд имени Снелла (Snell Memorial Foundation � SMF). Его целью стали разработка унифицированных стандартов, призванных обеспечить безопасность спортсменов, и проведение крэш-тестов на предмет соответствия шлемов требованиям.
Процесс изготовления шлема довольно трудоемок. Сначала сканируется голова пилота, чтобы воспроизвести модель в натуральную величину. Затем в автоклаве изготавливается каркас: на протяжении двух суток различные компоненты повышенной прочности (в качестве составляющих изготовителями наверняка называются лишь углеволокно и полиэтилен) под сверхвысоким давлением и температуре 132 градуса Цельсия спрессовываются вокруг остова, дабы исключить проникновение воздуха между 17 слоями. Обязательным компонентом «начинки» являются пена особого состава (при контакте с преградой на высокой скорости ее сжатие позволяет поглотить энергию и значительно снизить нагрузку на голову) и материал, способный выдерживать нагнетание высоких температур. При этом фирмы-изготовители держат рецепт подкладки в секрете, тщательно скрывая добавки, которыми пичкают свои изделия. После формирования каркаса шлем снабжают техническими элементами (оборудованием для радио, микрофоном, сенсорами), а завершает дело монтаж клипс для HANS'а и раскраска артефакта. Что любопытно, по завершении всех процедур вес экземпляра составляет всего полтора килограмма!
Изготовление шлема � дело довольно затратное. Достаточно сказать, что каждый стоит порядка четырех тысяч долларов, тогда как ФИА запрашивает на предсезонную проверку около четырех десятков экземпляров. Зачем? Для проведения крэш-тестов по нескольким жизненно важным направлениям и приведения шлемов в соответствие со стандартами Снелла, которые обновляются каждые пять лет (нынче в силе положение SA2005) на основании исследований ряда авторитетных институтов и департаментов США. Основные аспекты проверки � сопротивляемость экстремальным температурам, прочность забрала, и устойчивость к механическим деформациям. Первую выверяют обжигом пропановой горелкой, температура пламени которой составляет более 800 градусов Цельсия � протектор должен выдержать минутную пытку. При этом температура внутри не должна превышать отметку в 70 градусов. Попутно исследуется работа вентиляционной системы, фильтры которой обязаны задерживать частицы моторного масла, пыли, пропуская внутрь около 10 литров свежего воздуха.
Тест на стойкость забрала несколько лет назад команда «Макларен» сделала показательным, посему детально расписывать его не будем. Упомянем лишь суть � шлем обстреливали свинцовыми шариками, скорость полета которых была равна 500 км/ч. Модель браковалась, если глубина деформации поверхности превосходила отметку в 2,47 мм.
У проверки же на стойкость к механическим повреждениям есть несколько подпунктов. Здесь тестируются и сопротивляемость удару (варьируя высоту от 1,5 до 3,5 м шлем роняют на различные металлические поверхности), и надежность креплений, и прочность ремешка, и устойчивость к пробою (с трехметровой высоты на него под прямым углом роняют массивный заточенный прут). Проще говоря, моделируются все возможные условия, в которых может оказаться пилот по ходу гонки. И, как кажется, делается это не зря. Вспомните чудовищную аварию Роберта Кубицы во время гастролей Большого Цирка в Новом свете � ушибы и синяки на теле поляка встречались в обилии, а вот голова благодаря шлему и HANS'у осталась целой и невредимой�
«Скажи мне, какой рисунок нанесен на твой шлем, и я скажу, кто ты», � это правило автоспортивных состязаний нынче справедливо для любой серии, претендующей на звание авторитетной. Да что серии, даже в картах лишь оригинальное оформление позволяет различать участников в серой массе моносерийных аппаратов. Немудрено, что пилоты с начала профессиональной карьеры тщательно подходят к разработке дизайна собственных шлемов. Кстати, их изначально доставляют художникам в довольно прозаичном виде � однотонные заготовки отличают лишь стикеры с именами гонщиков, для которых делается заказ. После зачистки поверхности (для лучшего впитывания грунтовки) и нанесения карандашного эскиза оформители берут в руки пульверизаторы и при помощи трафаретов � наслоения краски утяжелят шлем и нарушат его аэродинамические характеристики � аккуратно заштриховывают разметку. Далее гамма закрепляется лаком и полируется до фирменного блеска. В «Формуле-1» средняя стоимость работ (расцвечивание делается вручную, включая прорисовку миниатюрных деталей и логотипов) варьируется от 600 до 900 долларов. Хотя эксклюзивные «татуажи» некоторых спортсменов, по слухам, обошлись звездам в 3500 «зеленых».
От чего зависит рисунок на шлеме? Исключительно от предпочтений гонщика. Традиционно пилоты избирают в качестве базовых цвета флага той страны, которую они представляют, пытаясь увязать гамму с характерной командной расцветкой. К примеру, Дэвид Култхард, не мудрствуя лукаво, вписал в орнамент «Ред Булла» шотландский крест святого Андрея. В интервью ветеран не раз упоминал, что с малых лет питал слабость к истории страны, поэтому и использовал национальную символику. Патриотизм также присущ Дженсону Баттону, который нанес на шлем Union Jack, едва перешел в профессионалы.
Однако встречаются и исключения. Джанкарло Физикелла выкрасил свой головной убор «от балды», просто использовав при этом любимые цвета. Желтый цвет, доминирующий в модели Льюиса Хэмилтона, был выбран по настоянию отца пилота � чтобы Энтони было проще следить за передвижениями сына в пелетоне, он принял решение выделить отпрыска простым и в то же время оригинальным образом. Рубенс Баррикелло вовсе не заморачивался на предмет расцветки. На официальном сайте бразилец объявил конкурс среди болельщиков на лучшую идею по оформлению, которую и воплотил в жизнь пред началом сезона-2007.
Однако самый нестандартный шлем последних лет, на наш субъективный взгляд, принадлежал Тимо Глоку во время его дебютных стартов. Тогда на оранжевое поле немецкий спортсмен рискнул поместить обнаженную натуру девушки-ковбоя, изображенную по всем канонам американских комиксов. Подпись у ног девушки гласила «Отменный вид, не правда ли? Ты не будешь искать другую�». Интересно, как отнесутся к подобным художествам японские приверженцы высокой морали в «Тойоте», если Тимо рискнет повторить трюк?
А так, в целом, интересно и познавательно.
Улыбнулсо,снова прочитав про крошку Лу,и тут папег сопельки вытирал...)Детский сад,ептить:)
Зарегистрирован 09 февраля 2008, написал 16 комментариев
Россия, Москва
«он принял решение выделить отпрыска простым и в то же время оригинальным образом»
Я бы вообще запретил шлемы в желтый красить,тем более такому катуну со слюнявчиком,позорящему славный шлем Величайшего Айртона.