4 мин.

Демон или ангел?

Позитив

В чем не откажешь финскому пилоту, так это в скорости. Поразительное чувство болида и умение подчинять машину собственной воле в сложнейших ситуациях, помноженное на неплохую реакцию и оперативное мышление при принятии решений, на выходе дают симпатичную комбинацию природных задатков, доведенных до высочайшего уровня, – того, который принято называть мастерством. Стиль пилотирования скандинава позволяет говорить о филигранной технике при работе в поворотах. Согласимся, арсенал в данной области незамысловат: приверженец избыточной поворачиваемости, Райкконен старается найти кратчайшую дорогу к апексу, «вылавливая» из заносов заднюю часть машины, – работает рулем, сочетает балансировку газа и тормоза. Многие эксперты, в том числе экс-гонщики (назовем, к примеру, Мартина Брандла и Ники Лауду), отмечают: особенности стиля Кими минимизируют влияние трекшн-контроля на ход болида, а значит позволяют экономить время прохождения круга. В квалификациях финн агрессивен, из-за чего порой страдает (вспомним раскуроченную подвеску в Монако-2007), но традиционно активные действия не мешают ему пробиваться в решающие сегменты отбора за счет точности маневров.

В гонке ситуация немного меняется. Райкконен завоевывает очки за счет стабильности хода: если конкуренты ошибаются, финн может собрать богатый очковый урожай даже на не самом быстром каре. Канада-2001, где за рулем скромного «Заубера» он принес дружине четвертое место, – лучшее тому подтверждение. Нечто похожее произошло и в Бахрейне год назад, когда Ледяной Человек (такое прозвище закрепилось за Кими в паддоке), совершил прорыв с 22-й позиции на третью, благодаря грамотной тактике пит-стопов и умению выжидать «ляпы» оппонентов.

При обгонах скандинав действует наверняка, что в мире «королевских гонок», скорее, качество положительное. Безусловно, болельщикам хочется видеть лихие атаки и кавалерийские рейды из глубины пелетона. Но зачастую несдержанность (читай – нерасчетливость) оборачивается авариями или вылетами – недавняя катастрофа с участием Роберта Кубицы подтвердила, сколь высокую цену приходится платить за оплошность (и это был еще не худший вариант!). От Райкконена глупо ждать вылазок «на авось»: если не уверен в успехе на сто процентов, гонщик перестрахуется и продолжит преследование в режиме ожидания.

Спортсмена тяжело «напрячь» психологически. Дрожи в коленках он не испытывал ни перед Микой Хаккиненом, ни перед Михаэлем Шумахером, ни перед Фернандо Алонсо. Помнится, в начале века Джекки Стюарт восхищался и по-белому завидовал спокойствию пилота, который постоянно подвергался прессингу со стороны журналистов, жаждавших сделать из скромного парня из Эспо звезду первой величины.

Негатив

Работа на старте явно не является коньком Райкконена. Он может вчистую «проспать» момент угасания светофора либо бездарно избрать траекторию при входе в первый поворот. Как не припомнить Малайзию-06, где поначалу хитрющий Алонсо в сигнал «сделал» Райкконена и Монтойю, после чего в первом вираже скандинав усугубил ситуацию, не поделив дорогу с Кристианом Клином. Плюс, наш герой может позволить себе секундные расслабленности при ведении обороны, за что зачастую получает смачные оплеухи в виде проигранных позиций либо упущенных побед. Сразу же перед глазами пробегают кадры Гран-при Бразилии прошлого года, где Михаэль Шумахер преподал урок мастерства топ-класса не поверившему в возможность атаки конкуренту.

Кими слабо сотрудничает с инженерами — и это данность, а не домыслы СМИ. Скандинав без проблем покидает паддок в случае схода из-за поломки, не дожидаясь вердикта механиков. А зачем, если утром ему положат на стол готовые выкладки о причинах неполадок?! Он никогда не трудится сверхурочно на базе, не пытается вникнуть в мельчайшие нюансы подготовки (как это делали Сенна, Шумахер-старший, как делает в «Макларене» Алонсо) редко консультируется с персоналом. Ему проще получить готовый продукт, а затем отладить его сообразно предпочтениям, нежели изначально подгонять модель под себя. Спросите у Луки Бадоера и Марка Жене, какой объем работ им пришлось проделывать дополнительно после перехода КР под знамена Скудерии. Обычно они вежливо уходят от ответа либо снисходительно улыбаются, списывая подход финна на трудности адаптационного периода. Рискнем предположить, о тесном общении с представителями команды за пределами автодромов речи не идет вовсе…

Райкконен необщителен и старается минимизировать контакты с прессой. Как бы ни убеждали пиар-менеджеры «Феррари» пишущую братию в открытости и искренности пилота, трудно представить Ледяного Человека, блещущего красноречием. Возможно, трудности в овладении английским языком по-прежнему актуальны для финна, но давать интервью и при этом ковырять в носу? Уж простите, будь перед вами хоть чемпион из чемпионов, вряд ли подобный стиль поведения придется по душе собеседнику.

К слову, «раскрутить» скандинава на неформальное общение чрезвычайно сложно. Даже финнские журналисты, имеющие привилегированный доступ к звездному телу, жалуются на замкнутость и закомплексованность спортсмена. Известны всего лишь несколько больших бесед, представленных на суд широкой публики, где Райкконен предстает в интересном свете, но, думается, над ними тщательно поработали ребята из пресс-службы маранелльцев.

Наконец, самый знаменитый пункт со знаком «минус» в биографии нашего героя – любовь к спиртному и патологическая тяга к попаданию во всякого рода скандальные ситуации. Пусть многие истории из тех, что рассказывают о Райкконене, преувеличены, суть остается неизменной: Кими и алкоголь – слова-синонимы в мире «Формулы-1». Если пилота призывали образумиться такие мэтры как Кеке Росберг (кстати, также отнюдь не паинька), Ники Лауда, Найджел Мэнселл, что уж говорить о простых обывателях? Многие поклонники таланта пилота втайне мечтают о том, чтобы Кими сосредоточился исключительно на экстравагантных покупках (как, например, яхта за два десятка миллионов долларов), нежели продолжал «закладывать за воротник».